КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ

Кулиев И.М. 1, Билалова Е.М. 1
1ДГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из наиболее эффективных форм хозяйствования в условиях рыночной экономики считается такая организационная форма предприятия, как корпорация - целевое объединение предприятий для повышения эффективности их совместного функционирования. Деятельность любой современной корпорации базируется на информационных технологиях, где основной перерабатываемой продукцией является информация [1]. Особую роль среди информационных технологий играет технология организационного управления. Можно определить информационную технологию как методы обработки и организационно-управленческие концепции формирования и использования информации, а также совокупность всех видов информационной техники; целостность процедур сбора, накопления, хранения, обработки и передачи данных с использованием определенного комплекса технических средств [3].

Поэтому наряду с понятием «корпорация» появилось и широко используется такое понятие, как «корпоративная информационная система» (КИС).

На данный момент термин «корпоративная информационная система» (КИС) не имеет чёткого определения, то есть нет общих стандартов, его определяющих. Тем не менее, наиболее подходящее определение из существующих говорит о том, что КИС - это масштабируемая система, которая предназначена для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности предприятий [4].

Корпоративная информационная система (КИС) - это полностью интегрированное системное решение для всей компании, которое нацелено на удовлетворение всех потребностей и организационных требованиям к ИКТ на всех уровнях. Вместо того, чтобы копироваться по отделам, данные хранятся только однажды; они принадлежат организации в целом и могут использоваться различными отделами. Другими словами, все системы получают доступ и обновляют один и тот же источник данных. Например, чем иметь отдельные системы и файловые структуры для учета персонала, обработки заработной платы, КИС объединит все данные о персонале в одну файловую структуру и обеспечит доступ в соответствии с потребностями бизнеса.

В нынешнем стремительно развивающемся обществе, большая часть руководителей и владельцев бизнеса уже понимают необходимость применения корпоративных информационных систем по мере роста их компаний. Подобные системы становятся одним из основных инструментов эффективной организации бизнеса, так как средний и крупный бизнесы в нынешней финансовой ситуации требуют применения систематизации и автоматизации процессов. Быстрый рост сегодняшних компаний и постоянный увеличение объёмов информации, которая подлежит обработке и последующему применению в управлении, ещё больше доказывает актуальность проблемы о внедрении и применении КИС в компаниях среднего и крупного бизнеса. Человек не способен эффективно обрабатывать подобные массивы информации и нуждается в помощи программных продуктов.

КИС могут быть различными и зависят от масштаба и сложности процессов, которые требуется автоматизировать. Исторически, по мере усложнения решаемых задач, появления необходимой технической базы (в первую очередь развития компьютерной техники) возникали и соответствующие стандарты КИС: MRP, MRPII, ERP, CSRP.

Чтобы корпоративная информационная система принесла необходимый эффект, а деньги предприятия не были потрачены впустую, перед выбором программного продукта и тем более перед непосредственной покупкой и внедрением, можно выделить следующие основные причины необходимости внедрения КИС на предприятии:

1. Замена существующих систем, не удовлетворяющих требованиям современного бизнеса (не поддерживающих многовалютность и многоязычность, не масштабирующихся под задачи развивающегося бизнеса предприятия, фрагментированных и не позволяющих сформировать полную картину деятельности предприятия, обеспечивающих неудовлетворительную скорость выполнения основных бизнес-процессов и недостаточную оперативность получения и обработки информации, необходимой для принятия решений).

2. Необходимость расширения контактов (и их постоянной поддержки) с партнерами и клиентами.

3. Достижение желаемого уровня конкурентного преимущества.

Для развитых стран в двадцать первом веке КИС уже не являются новшеством, они являются необходимым инструментом для достижения успеха в работе предприятия. На сегодняшний день, корпоративные информационные системы можно разделить на следующие виды, в зависимости от целей и задач [4]:

- ERP (Enterprise Resource Planning System) – система, которая предназначена для построения единого информационного пространства на предприятии, то есть объединения всех отделов компании и функций. Системы такого вида активно используются на предприятиях разного профиля, они позволяют работникам непрерывно и мгновенно обмениваться информацией, что в свою очередь повышает производительность.

- CRM (Customer Relationship Management System) - такой вид системы помогает автоматизировать работу предприятия с клиентами, так как взаимоотношения с клиентами - это важная часть работы компании, и правильное использование КИС позволяет повысить уровень лояльности клиентов, увеличить информированность клиентов, сбор данных о клиента и многое другое.

- MES (Manufacturing Execution System) - системы такого класса предназначены для отслеживания и документирования всего производственного процесса в организации. Такой вид систем особенно востребован на предприятиях, где производство требует высокой точности, эти системы призваны облегчить работу персонала путем отслеживания производственных мощностей, сбора информации о производстве и предоставлении ее персоналу, контроль качества, реагирования на изменения в производстве и предупреждении об этом, путем автоматического внесения изменений при необходимости.

- WMS (Warehouse Management System) - обеспечивающая комплексную автоматизацию управления складскими процессами. Активно используется в логистической деятельности, позволяет сократить затраты человеческих ресурсов, оптимизировать использование помещений, получить информацию о товарах и их нахождении на складе, ведет автоматически учет движения товаров.

- EAM (Enterprise Asset Management) - система помогает управлять основными фондами предприятия, для сокращения простоев оборудования и затрат на обслуживание, ремонт и снабжение.

- HRM (Human Resource Management) - вид помогающий оптимизировать процесс управления персоналом, привлечением и удержанием ценных для предприятия сотрудников. Более того такие системы позволяют снизить шанс ошибок при ведении бизнеса, так как такие системы призваны упорядочить все учетные и расчетные процессы, связанные с персоналом: выдача заработной платы, начисление премий и взыскание штрафов. Эти процесс ведутся автоматически и регламентировано, что создает трудности при желании нарушить правовые нормы.

При внедрении КИС предприятие любого размера и профиля деятельности получает следующие преимущества:

1. Появляется возможность принимать более обоснованные решения;

2. Улучшается качество обслуживания клиентов;

3. Совершенствуются взаимоотношения с поставщиками;

4. Повышается производительность труда;

5. Снижается себестоимость продукции;

6. Совершенствуется учет финансовых и товарно-материальных ценностей (и, следовательно, уменьшается число их хищений или потерь);

7. Улучшается оборачиваемость товаров и, соответственно, увеличиваются доходы и прибыль предприятия.

Проектирование и внедрение КИС является трудоемким и сложным процессом, именно на этом этапе закладываются основные параметры и алгоритмы работы системы. Часто именно на этом этапе возникают различного рода трудности, с которыми приходится бороться, дабы избежать последующих ошибок и сбоев в работе. Большое значение имеет квалифицированность персонала, отвечающего за внедрение и отладку системы.

Из числа проблем, с которыми встречаются компании на стадии внедрения КИС можно отметить следующее:

- низкая степень формализации процессов, проходящих в компании, к примеру, процесса приема заказа, каждый оператор действует согласно собственному, а никак не согласно установленному плану, так как в компании попросту не имеется такого рода плана;
- трудности с пониманием концепции КИС у руководства компании, вызванные недостаточной степенью компетентности в этой сфере;

- потребность больших изменений в структуре бизнес-процессов компании;

- проблемы, возникающие в связи с низкой квалификацией экспертов отдела управления информационными системами и потребность привлечения посторонних экспертов с целью обучения штата сотрудников;

- сопротивление сотрудников внедрению КИС и изменению привычного манеры работы организации.

Преодоление подобных проблем считается первоочередной проблемой управления компании перед началом внедрения КИС. Предпочтительным считается метод преждевременной подготовки персонала компании к внедрению КИС, так как решение проблем во время внедрения системы повлечет за собой дополнительные проблемы и может быть крайне серьезным препятствием успешному управлению фирмой.

Список литературы:

Шепталин Г. А. Методологические проблемы внедрения информационных систем управления бизнес-процессами предприятия // Стратегическое управление ресурсами предприятия : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 апреля 2003 г.). Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003.

Перспективы развития корпоративных информационных систем [Электронный ресурс] // Сайт -ItStan - URL: http://www.itstan.ru/ - (дата обращения: 08.01.2018).

Корпоративные информационные системы [Электронный ресурс] // Портал «Группа смарт технологий» - URL: http://www.smartek.ru/ (дата обращения: 08.01.2018).

Коноплянник Т. М. Влияние корпоративных информационных систем на устойчивость предприятий. URL: http://referent.mubint.ru/8/5217?try (08.01.2018).

Просмотров работы: 24