ПОИСК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА ПО ФИЗИКЕ С МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ В СИСТЕМЕ «МОДУС» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОИСК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА ПО ФИЗИКЕ С МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ В СИСТЕМЕ «МОДУС»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире трудно представить жизнь человека без информационных технологий, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования информационно-коммуникационных технологий построить учебный процесс очень сложно. Способность учителя решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно-коммуникационных технологий становится важной составляющей его профессионализма [9, c. 197].

Тем не менее, необходимо отметить, что процесс обучения физике в школах нашей страны пока не полностью отвечает задачам, которые прописаны во ФГОС ООО.

Система дистанционного обучения рассматривает учащегося как субъекта обучения, а образовательный процесс направлен не столько на трансляцию знаний, сколько на развитие познавательных способностей. При этом функции педагога варьируют от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

Каждая категория обучающихся в системе дистанционного образования требует особого подхода. Методика использования информационных технологий зависит от образовательных задач данной категории обучающихся. Основным преимуществом обучения с использованием дистанционных технологий является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация учебного процесса. Ориентация на среднестатистического обучающегося, распространенная, к сожалению, во многих зонах деятельности традиционной педагогики, не может удовлетворять образовательные потребности некоторых категорий обучающихся. К таким категориям относятся, в частности, одаренные дети.

Специфика работы с одаренными детьми определяется, прежде всего, особым уровнем их образовательных потребностей. Психолого-педагогическая модель обучающегося при работе с одаренными детьми отличается ориентированностью на большее, по сравнению со стандартом, количество разнородной информации [6, с. 34].

Система дистанционного обучения «Модус» (СДО «Модус») представляет собой программную среду для разработки и размещения учебных и методических материалов в сетях Интернет/Интранет и организации учебного процесса на их основе [5].

Система создана на базе пакета открытого свободно распространяемого программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов Moodle (http://www.moodle.org).

Непосредственно в учебном процессе принимают участие следующие категории пользователей: сетевой преподаватель; педагог-куратор (методист); учащийся.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие технологии. Технология wiki привлекает удобством создания контента, наличием процедуры регистрации, возможностью загрузки файлов ответов. Использование системы дистанционного обучения Moodle позволяет предлагать участникам конкурса задания в тестовой форме, автоматически проверять их, проводить конкурс в несколько туров, осуществлять экспертную оценку, объединять итоги нескольких туров, строить рейтинговые таблицы. Немаловажным фактором является бесплатное распространение СДО Moodle [2].

Следует отметить широкие возможности СДО Moodle для разработки и использования тестовых заданий. Система позволяет создавать задания самых различных, зачастую уникальных типов. Наиболее интересными и полезными при изучении физики являются, на наш взгляд, «вычисляемые» и «вложенные вопросы». В первом случае система каждый раз сама генерирует новые численные данные тестового задания из заданного составителем интервала. Во втором случае тестовое задание может содержать неограниченное число «вложенных вопросов» разного типа (рис. 1).

Рис. 1. Пример тестового задания типа «вложенные вопросы»

Это позволяет проконтролировать целую систему знаний, умений и навыков школьников при помощи одного тестового задания.

В системе дистанционного обучения есть возможность наполнения материалами курсов по подготовке к олимпиадам и конкурсам. Здесь может быть представлен материал, выходящий за рамки учебной программы. Обучающиеся, желающие принять участие в олимпиаде, могут самостоятельно работать с материалом курсов, по необходимости очно или дистанционно консультироваться с преподавателем. Они смогут оценить свои возможности, выполняя задания. Конкурс может включать в себя задания, охватывающие разные дисциплины, такие как география, химия, биология и др. Ресурс, содержащий вопросы для проведения школьного тура олимпиады по предмету, позволяет расширить круг участников (очная форма не дает возможности охватить всех желающих), сделать этот вид работы более интересным и современным.

Межпредметные дистанционные конкурсы и олимпиады ‒ универсальный способ проверки общего уровня знаний учащихся, такие мероприятия должны помочь педагогам оценить, насколько освоен материал по тому или иному предмету. Это поможет вовремя выявить не только индивидуальные пробелы у каждого участника олимпиады, но и проанализировать учебные программы в целом, исходя из коллективных результатов, учащихся в учреждении.

Одним из эффективных приемов осуществления межпредметных связей физики с другими предметами ‒ решение задач межпредметного содержания. К такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения, учащихся по двум или нескольким учебным предметам. Задачи межпредметного содержания можно использовать для связи теории с практикой, для формирования общенаучных понятий, для обобщения и систематизации знаний и навыков учащихся, для политехнического обучения и профориентации учащихся. Приведем несколько примеров:

Пример задачи «физика–география»: лесник вышел из сторожки и 2 ч шел со скоростью 3,5 км/ч в южном направлении, затем 1,5 ч со скоростью 4 км/ч на запад, а оставшееся время 1ч 20 мин двигался на северо-восток со скоростью 3 км/ч. На каком расстоянии от сторожки оказался лесник.

Пример задачи «физика–литература»: Вот мое родное северное сияние! ‒ сказал олень. ‒ Гляди, как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии. Задача. Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10 м/с и преодолели путь в 1800 км?

Пример задачи «физика–история»: масса прославленного в Великой Отечественной войне танка Т–34 равна 31,4 тонны. Длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги равна 3,5 м, ширина 0,5 м. вычислите давление танка на грунт и сравните его с тем давлением, которое семиклассник производит на землю при ходьбе.

Среда «Модус» реализуя межпредметные связи в обучении физики, способствует глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Главная цель и задача этих мероприятий – это организовать для талантливых и одаренных детей нужные условия для формирования креативного потенциала, обнаружение творческих способностей, получение навыков работы с информационными технологиями, развитие энтузиазма к академической деятельности. Дистанционные мероприятия вырабатывают настойчивость, мотивируют активность учащегося, позволяют достичь высоких результатов.

Таким образом, введение в процесс обучения физике дистанционных технологий позволяют решить проблему дифференцированного подхода к разноуровневому и разновозрастному составу участников, поскольку они ориентированы на создание учащимися своих собственных образовательных продуктов. Структура курса, система творческих заданий основываются на развитии у учащихся универсальных умений учиться дистанционно, образовательные же цели каждый из учащихся достигает сообразно своим способностям, потребностям и умениям. Неоднородный состав участников дистанционного курса создает интенсивную образовательную среду, обеспечивает эффект новизны, который благоприятно влияет на качество учебного процесса.

Список литературы:

Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб.: Питер, 2007. — 108 с.

Головчин М.А. Организация выявления и сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях / М.А. Головчин // Проблемы развития территории. - 2013. – Вып. 5. – С. 88-91.

Доржиева Т.В. Возможности использования дистанционного обучения для развития одаренных детей / Т.В. Доржиева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. - №3. – С. 58-62.

Заботнев М.С. Организация учебного процесса на основе системы дистанционного обучения «МОДУС» (LMS MOODLE) / М.С. Заботнев.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/465/58465/files/sbornik-ntf-08.pdf (дата обращения: 29.10.2018)

Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.

Самсонова Л.Н. Дистанционное обучение одаренных детей с использование системы Дистанционных курсов MOODLE / Л.Н. Самсонова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihdocs.ru/sbornik-materialov-tvorcheskoj-masterskoj-1-sozdanie-edinogo-i.html?page=15 (дата обращения: 29.10.2018)

Темнов Д.Э. Дистанционное обучение физике с использованием Internet-технологий / Д.Э. Темнов // Компьютерные инструменты в образовании. – 2012. - №4. – С. 59-63.

Чегодаев А.В. Дистанционное образование талантливых школьников: проблемы и перспективы / А.В. Чегодаев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. - №4. – С. 197-201.

Просмотров работы: 6