ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В 11 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В 11 КЛАССЕ

Шлыкова С.Н. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение в общеобразовательных школах сегодня имеет ряд важных специфических особенностей, которые составляют основу преподавания в современной школе, одной из таких особенностей и в то же время способом обучения является – проблемное обучение. Сегодня оно занимает одно из ведущих мест в процессе обучения экономике в современных условиях общеобразовательных школ Российской Федерации.

Проведенный системный анализ основной психолого - педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за организацией проведения уроков экономики позволяют выявить противоречие между значительным потенциалом применения технологии проблемного обучения на уроках экономики и недостаточным количеством практических разработок в данной области.

При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса. Проблемное обучение может быть по-разному реализовано на различных типах уроков, в зависимости от поставленной цели. Типология уроков и методические приемы использования проблемного обучения на них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Таблица методических приемов в зависимости от типа и цели урока

Тип урока

Цель урока

Методические приемы

Урок введения нового знания

Изучить новые понятия

Проблемно-диалогическое введение нового знания через противоречия.

Урок применения знаний

Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Организовать обобщение базового содержания темы на уровне  применения знаний

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.

Урок проверки знаний

Осуществить контроль умения применять знания к решению практических задач

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

Можно отметить, что технология проблемного обучения может быть реализована на основных типах уроков и позволяет достичь необходимых образовательных результатов.

Нами была разработана и проведена анкета для учителей экономики, с целью выявления мнений по вопросам, касающихся применения проблемного обучения на уроках экономики.

Анкета для учителя экономики.

1)Вы используете проблемное обучение?

2)Целесообразно ли использовать проблемное обучение на уроках экономики?

3)В каких темах лучше использовать проблемное обучение?

4)Как думаете, проблемное обучение помогает облегчить процесс обучения в ваших классах?

5)Испытываете ли вы трудности в использовании элементов проблемного обучения?

6) Мешает ли вам что-то использовать проблемное обучение на уроках?

7) Хотели бы вы получить повышение квалификации по данному вопросу?

8) Целесообразно ли проводить открытые уроки лучших учителей по данному вопросу?

9) Как вы считаете, нужно ли привлекать учащихся к созданию заданий уроков с проблемным обучением?

Проанализировав данные анкеты можно сделать вывод о том, что учителя использует проблемное обучение на уроках экономики. Преподаватели считают, что проблемное обучение помогает облегчить процесс обучения. Учителя утверждают, что проблемное обучение можно использовать при изучении практический любой темы школьного курса «Экономика», однако отметили, что проблемное обучение целесообразно использовать на 2-3 уроках из каждой главы.

Педагоги хотели бы получить повышение квалификации по данному вопросу, что является перспективным в данной школе. Преподаватели считают, что нужно посещать открытые уроки учителей, которые смогут показать, как правильно строить проблемные ситуации и задачи. К тому же учителя считают, что нужно привлекать учащихся к созданию заданий уроков с проблемным обучением, однако утверждает, что не все ученики выполняют просьбу педагога. Это может быть связано с тем, что придумать такие задания самими учащимися достаточно сложно.

Проанализировав ответы учителей экономики по вопросу применения и использования элементов проблемного обучения, можно сделать вывод о том, что метод проблемного обучения занимает важное место и играет большую роль в процессе обучения экономики.

Для определения эффективности применения данного метода обучения, а также проверки практической значимости представленных уроков, было проведено 4 урока экономики. Численность класса составила – 14 человек. Для определения усвоения учебного материала проводился контрольный срез, состоящий из 13 вопросов.

Контрольный срез на уроке экономики показал, что обучающиеся, которые изучали предмет с использованием элементов проблемного обучения, достигли хорошей успеваемости: 2 человека получили оценку 5 (отлично), что составляет 14% успеваемости, 9 человек – получили оценку 4 (хорошо), что составляет 65% успеваемости, остальные обучающие получили оценку 3 (удовлетворительно), что составило 21% успеваемости.

Приведем приме проблемной ситуации на уроке по теме «Инфляция».

1)Каждая группа получает свой проблемный вопрос. Задача группы – раскрыть его в полной мере и представить ответ. Помощником в этом для вас будет сайт. Для облегчения работы к каждому проблемному вопросу даны несколько подвопросов (учебные вопросы). Ответив на них, вы тем самым раскроете свой групповой вопрос.

http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/prichiny-vozniknoveniya-inflyatsii

1 группа – "Почему возникает инфляция спроса?". а) Какой вид имеет и что показывает уравнение обмена И. Фишера? б) Что такое инфляция спроса?

2 группа – " Почему возникает инфляция предложения?". а) Что такое инфляция предложения? б) Каким образом затраты влияют на предложение? в) Почему инфляцию затрат называют еще инфляцией предложения?

3 группа – «Какие бывают типы инфляции". а) Как различается инфляция по типам и в чем их различия? б) Каковы последствия инфляции?

4 группа – Антиинфляционная политика государства.

Домашнее задание найти информацию в СМИ о мерах борьбы с инфляцией в различных странах.

2) При изучении темы «Инфляция» проблемная ситуация создается при ознакомлении учащихся с историческими фактами. Приводятся примеры видов инфляции в различных государствах в разные периоды времени. Учащимся предлагается, используя интернет ресурсы, найти различные методы борьбы с этим явлением в странах мира (Приложение 1).

По итогам проведенной работы можно сделать вывод о том, уроки с использованием проблемного обучения способствовали осознанию обучающимися важнейших теоретических проблем, активизации познавательной деятельности школьников, формирования у них навыков самостоятельной работы, организуемой под нашим руководством в процессе разрешения созданных нами учебных проблем. Заметно повысился и уровень знаний обучающихся.

Приложение 1

Случаи самых больших инфляций

Зимбабве (2000-2009 гг.)

Эта преимущественно аграрная страна выращивала и экспортировала табак, хлопок, чай и сахарный тростник. В 2000 году официальные власти Зимбабве начали незаконную конфискацию земель у европейских фермеров с целью отдать её в пользование местным «бизнесменам», в большинстве своем ветеранам гражданской войны 70-х годов. В результате производство и экспорт почти полностью прекратились. Страна понесла огромные убытки, т.к. зарубежные инвесторы просто перестали вкладывать средства в экономику этой страны и ввели многочисленные санкции и торговые эмбарго. На 2008 год инфляция в Зимбабве составила 231 000 000% в год! Т.е. цены удваивались каждые 1,5 часа!!! Все эти годы власти ничего не делали, кроме как печатали новые купюры со всё большим количеством нолей. В июле 2008 три куриных яйца, в магазине стоили 100 млрд зимбабвийских долларов. В 2009 году на президента страны (который, собственно, и заварил эту кашу) «снизошло озарение», и страна отказалась от собственной валюты в пользу доллара США. Ситуация немного исправилась, а земля, которую насильно отбирали у фермеров, так и пустует.

Венгрия (1945-1946 гг.)

Опустошённая Второй мировой войной, Венгрия осталась без производств и как «гитлеровский пособник» попала в экономическую зависимость от СССР. Выплатив огромные репарации странам-участникам, Венгрия стала банкротом с огромными долгами и разрухой в стране. Инфляцию долго ждать не пришлось. На момент её начала в 1945 г. самой большой купюрой в стране была десятитысячная пенгё (валюта Венгрии до форинта). Через пару месяцев была напечатана купюра в 10 млн. «пенгё», ещё чуть позже — 100 млн., а потом и в 1 млрд. На тот момент инфляция достигла 400% в сутки – цены удваивались каждые 15 часов! Появились купюры в 1 триллион, 1 квадриллион и 1 секстиллион… Нацбанк Венгрии, возможно, продолжал бы и далее поиски самого большого числа, но в августе 1946 года всё закончилось введением новой валюты – форинта.

Греция (1944 год)

В 1941 году Германия совместно с итальянскими войсками оккупировала Грецию. До того греки успешно отбивали атаки итальянцев. Заставив Грецию выплатить огромную сумму на «оккупационные издержки», Германия парализовала всё экономику страны. Сельское хозяйство, главная артерия экономики, и внешняя торговля полностью сошли на нет. Начался голод. Ещё в 1943 году самой крупной купюрой была 25000 драхм, а уже через год появилась купюра номиналов в 100 млрд драхм. Цены удваивались каждые 28 часов. Население выживало только благодаря бартеру и натуральному обмену. Только благодаря грамотным действиям греческих властей экономика страны выбралась из «долговой ямы». Случилось это через 7 долгих лет.

Югославия (1992-1994 гг.)

После распада СССР начала распадаться и Югославия. Процесс был активно поддержан Западом, и негативный результат не заставил себя долго ждать. Появились Сербия, Хорватия и, собственно, сама Югославия. Началась гражданская война, и ООН ввела все возможные санкции и эмбарго против Югославии. Производство и торговля даже внутри страны практически остановились. Цены росли каждые 34 часа, и правительство начало печатать деньги… С самой крупной купюры 1992 года в 5000 динаров Югославия за два года дошла до номинала в 500 млрд динаров. Экономика зачахла окончательно, несмотря на видимые потуги правительства. Оживить её смогла лишь немецкая марка, введённая в обращение в 1994 году.

5. Украина (1993-1995 гг.)

На постсоветском пространстве одну из худших инфляций пережила Украина. В течении 2-х лет инфляция достигала в месяц 1400%. Причины те же, что и в остальных случаях – падение производства и экспортных прибылей. Самая крупная купюра после объявления независимости была 1000 купонов. К 1995 это был уже 1 млн. купонов. Не изобретая велосипед, Нацбанк изымает купоны из обращения и вводит гривны, меняя по курсу 1:100 000. На тот момент это равнялось примерно 20 американским центам.
В то время случались удивительные истории, люди взявшие кредиты на покупку автомобиля или жилья, через время гасили эти кредиты из месячной зарплаты.

6. Китай: октябрь 1947 г. - май 1949 г., ежедневная инфляция — 14%: после Второй мировой войны в Китае шла гражданская война, в рамках которой националисты и коммунисты выпускали конкурирующие валюты. К 1948 г. их было уже 10. Свой вклад в разрушение финансовой системы чуть раньше внесли и японские оккупанты. Гиперинфляция - заслуга националистов, которые пытались печатать деньги, чтобы справиться с дефицитом. Сыграла роль и отмена серебряного стандарта (1935 г.).

Просмотров работы: 276