ПОЗИЦИЯ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОЗИЦИЯ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лагутина М.В. 1, Кириченко И.С. 2
1ГАОУ ВО НГГТИ
2ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из тенденций современного образования является упрочнение позиции тьютора как полноценного участника образовательного процесса. Во многом данная тенденция связана с присоединением России к Болонскому процессу, обуславливающим, в свою очередь, ориентацию высшего образования на принципы индивидуализации. Идеи индивидуализации высшего образования находят отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы [7], образовательных стандартах высшего образования, учебных планах учащихся, разработках индивидуальной образовательной траектории обучающихся. В рамках образовательного процесса индивидуализация обучения предполагает ориентацию преподавателей и образовательной среды в целом на индивидуальные психологические, когнитивные и физиологические особенности обучающихся. Студент приобретает все большую самостоятельность в организации своей образовательной деятельности в вузе, а перед вузом стоит задача в обеспечении управления его потенциалом. «Проблема управления человеческим потенциалом отражает инновационные тенденции в сфере образования, соответствует процессам модернизации в обществе и педагогической науке» [10, С. 44].

В связи с этим, тьюторство в вузе становится все более востребованным. В самом широком смысле тьюторство определяется как «педагогическая позиция, связанная с системой образования, которая организована специальным образом» [6, С. 90]. В данном контексте под тьюторской деятельностью можно понимать «систему мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемая тьютором и ее субъектами, и служащую средством управления индивидуальной траектории развития студента в вузе» [3, С. 99].

Исконно позиция тьютора внедрена в обучение ещё в XVII веке в Оксфорде, а позднее в Кембридже. «Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы» [9]. Ненамного изменилась позиция тьютора в этих университетах и на сегодняшний день. Тьюторы работают параллельно с профессорско-преподавательским составом университетов. Таким образом, традиционное понимание тьютора определяет его как наставника, сопровождающего и поддерживающего индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

В системе российского образования, впервые, опыт тьюторского сопровождения был подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики в 1990 г. под руководством П.Г. Щедровицкого. Позднее тьюторские практики стали постепенно оформляться в различных регионах страны [5, С. 171].

Однако следует отметить, что в рамках системы российского образования понятие тьюторства не имеет однозначного понимания и определения. Например, Гасанова Р.Р. похожим образом тьюторство приравнивает к коучингу, в ходе которого создаются условия, «способствующие овладению обобщенными способами осознанной саморегуляции учебной деятельности» [2, С. 213].

В настоящее время, наиболее оформленный подход к пониманию тьюторства в высшей школе представлен в исследованиях на базе кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ, в частности, Ковалевой Т.М. В рамках данного подхода тьютор – «педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Это педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [4, С. 75]. Опираясь на данное определение, можно заключить, что в качестве тьютора может выступать именно педагог, обладающий соответствующими компетенциями, определяющими специфичность тьюторской позиции в высшей школе. Под тьюторской компетенцией можно понимать «интегративное качество личности педагога, обладающего знаниями психологии и педагогики, владеющего навыками субъект-субъектного взаимодействия в социуме и реализующего на практике способность к выстраиванию траектории личностного развития подопечного» [3, C. 100].

Сферы деятельности тьютора невероятно различны. В первую очередь можно выделить различные задачи тьютора в рамках очного и дистанционного образования.

В ходе сопровождения дистанционного образовательного процесса тьютор должен координировать ход обучения студентов, отслеживать результаты, обеспечивать обратную связь от преподавателей, осуществлять групповые консультации, поддерживать мотивацию студентов к процессу обучения, содействовать в построении индивидуальной траектории обучения студентов [5, С. 171].

В рамках очного обучения к перечисленным задачам дополняются задачи, связанные в большей степени с психологической, а не организационной поддержкой обучающихся. Тьютор должен уметь выявлять потребности и цели обучающихся; содействовать в организации собственной индивидуальной учебной программы, соответствующей их психологическим особенностям студентов; осуществлять консультирование студентов в случае смены целевых установок обучения; осуществлять помощь в затруднительных ситуациях, содействовать раскрытию потенциала обучающихся, осуществлять работу по рефлексии образовательного пути [8, С. 422]. Кроме того, ряд исследователей видят в качестве одной из основных задач тьютора адаптацию студентов к обучению в высшей школе. «Деятельность тьюторов в университете должна быть направлена на решение приоритетной задачи: создание оптимальных условий для адаптации и саморазвития личности студента» [9]. Отдельно выделяется целый ряд задач, которые тьютор решает по отношению к адаптации иностранных студентов [1].

Все описанные выше задачи определенно требуют специальной психолого-педагогической подготовки тьютора. По сути, тьютор должен владеть организационными навыками работы, системным и стратегическим мышлением, психологической подготовкой, благодаря чему, он может «увидеть» специфику индивидуальных психических особенностей того или иного учащегося. Тьютор должен обладать широкими знаниями в области научной специальности, которые позволяют оценить возможности и склонности учащихся в освоении образовательной программы. На основе указанных задач и требований к тьютору, можно сделать вывод, что тьютор – это человек, безусловно, с высшем образованием, широкой подготовкой в области педагогики и психологии, а также владеющий организационными навыками работы.

Однако если обратиться к рассмотрению реализации тьюторства в практике высшей школы, то можно обнаружить, что чаще всего, задачи тьютора сильно упрощены. Более того, далеко не всегда в качестве тьютора выступает дипломированный специалист.

В попытках определения основных функций тьютора в высшей школе, Беляева Т.К. и Никишина О.А. классифицируют их, исходя из основных направлений и опыта работы в вузе. Во-первых, тьютор – стажёр, которым чаще всего является студент старших курсов, основной задачей которого является помощь студентам младших курсов. Тьютор-стажер помогает первокурсникам адаптироваться к процессу обучения, вовлекает их во внеучебную работу,  осуществляет помощь в освоении университетского пространства. Во-вторых, выделяют академического тьютора, которым, как правило, является магистр. Работа академического тьютора направлена в первую очередь на разработку и реализацию индивидуального учебного плана [1]. Исходя из описаний представленных двух возможных позиций тьютора, отчетливо прослеживается необходимость в формировании собственно организаторских компетенций тьютора. Третьей позицией, которую выделяют авторы, является тьютор-наставник. Перед тьютором-наставником стоит задача полного сопровождения учащихся, помощь в формировании личных и профессиональных компетенций, раскрытие личностного потенциала [1]. По-видимому, именно тьютор-наставник понимается как специалист, к которому предъявляется весь спектр требований, описанный в начале статьи.

Продолжая анализ различных позиций в отношении определения функций тьютора, целесообразно рассмотреть отражение деятельности тьюторов на практике. Обращаясь к информации на официальных сайтах ведущих вузов России, можно столкнуться с иным понимаем тьюторства. Например, основной целью тьюторства может быть оказание помощи студентам в изучении различных предметов, чтобы повысить успеваемость, и, в этом случае, тьюторами становятся более «сильные» в конкретном предмете студенты. Помимо помощи в учебе тьюторы уже старших курсов ставят своей задачей на собственном опыте правильно организовать учебную деятельность, выбирать самые интересные мероприятия в рамках «карьерной траектории». Также под тьютором понимается ученый, который персонально руководит исследовательской работой студентов.

Подводя итог проведенному анализу можно сделать вывод, что в настоящее время в системе российского высшего образования нет единого понимания понятия тьюторства. Обнаруживается сильное расхождение в понимании тьюторства в рамках научных теорий и практической деятельностью тьюторов в вузах.

Многофункциональность, отсутствие четко заданных критериев работы усложняют понимание компетентностной составляющей тьюторской деятельности.

Однако большинство исследователей сходится в том, что тьютор, в целом,  это специалист, имеющий психолого-педагогическое образование. Такое понимание далеко выводит тьютора за рамки существующей практический деятельности, которая фактически отождествляет тьютора с репетитором, научным руководителем или куратором курса.

Список литературы

Беляева Т.К., Никишина О.А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе [Электронный ресурс] / Т.К.Беляева, О.А. Никишина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22754 (дата обращения: 19.03.2017).

Гасанова Р.Р. Стрессовые ситуации студентов в процессе обучения в вузе /Р.Р. Гасанова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – – №8. С. 212-214

Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета.  –2015 .–№ 7 (182) –  С. 98-104

Просмотров работы: 308