ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА «УРФУ-УРАЛМАШ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА «УРФУ-УРАЛМАШ»

Махнев Г.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индустрия спорта - это сектор рынка на уровне мировой и национальной экономики, в которой складываются экономические отношения между основными субъектами этой индустрии. В противоположность физической культуре, ставящей своей целью физическое развитие человека, укрепление его здоровья и совершенствование его двигательной активности (это так называемые рекреационные и релаксационные задачи), профессиональный спорт как основной сегмент индустрии спорта стал новой сферой предпринимательской деятельности. В индустрии спорта осуществляется своя производственно-хозяйственная деятельность, применяются свои специфические технологические процессы, в результате чего производятся разнообразные специфические спортивные продукты в форме товаров и услуг [1].

Основных участников индустрии спорта можно условно разделить на следующие категории:

предприятия, производящие спортивные услуги и товары;

спортсмены, тренеры, спортивные федерации и клубы;

болельщики (зрители).

В данной классификации предприятия – это производители спортивно-оздоровительных услуг, спортсмены и тренеры, а также клубы и федерации могут являться как производителями, так и потребителями услуг, а вот болельщики – это потребители услуг.

Нашей целью является изучение самого массового сектора индустрии спорта – болельщиков. В нашей работе нас интересуют основные потребности болельщиков игровых видов спорта, в частности баскетбола. Для их изучения мы используем анкетирование болельщиков баскетбольного клуба «УрФУ-Уралмаш».

Для того, чтобы выявить потребности болельщика необходимо сформировать его «типичный портрет». На первом этапе при анализе литературных источников мы попытались сформировать портрет типичного болельщика. Данные исследования чаще всего проводят в спортивном маркетинге для спортклубов, вещателей и спортсооружений с точки зрения потребительских предпочтений, от которых зависит величина аудитории электронных и печатных СМИ, рекламные бюджеты, прибыль или убытки участников спортивной индустрии. В статье «Исследование болельщиков в спортивном маркетинге» [2] рассмотрена дефиниция «болельщик», которая может иметь очень разное наполнение и понимание – графически категория «болельщик» будет иметь форму понятийного ядра с торчащими из него лучами-смыслами (рис.1).

Рис. 1. Понятийное ядро и смыслы дефиниции «болельщик»

Мы видим, что к категории «болельщик» могут принадлежать кардинально разные категории людей – от фанатично болеющих подростков до спонсоров, вкладывавших средства с любимый клуб или родителей, которые приходят поддержать своих детей.

Болельщики баскетбольного клуба «УрФУ-Уралмаш» точно так же, как и болельщики любого другого спортивного клуба относятся к разным группам людей. И, безусловно, потребности разных категорий болельщиков различаются. С целью изучения данных потребностей на втором этапе нами было проведено два исследования: первое - анкетирование болельщиков, пришедших на матчи клуба 13 и 26 декабря 2018 года, второе – это анализ аудитории подписчиков аккаунтов баскетбольного клуба в социальных сетях «Вконтакте» и «Инстраграмм», а также их активности.

В анкетировании во время проведения матчей приняли участие 82 человека (56 человек 13 декабря 2018 года и 26 человек 26 декабря 2018 года). В опросе приняли участие как родители баскетболистов, присутствующие на матчах, так и их друзья, просто любители баскетбола, посещающие матчи время от времени, а также постоянные болельщики, которые посещают каждый матч.

Анкета включала в себя семь вопросов. В опросе приняли участие 48 мужчин и 34 женщины в возрасте от 17 до 68 лет.

В целом, можно сделать следующие выводы. Практически абсолютное большинство (93%) посещают матчи потому, что им нравится стиль игры команды, также почти три четверти (74%) отметили комфортную обстановку в зале и спортивном комплексе. 26% респондентов приходят на игры, чтобы поболеть за своих родственников или друзей, также большинству (86% и 56% соответственно) нравятся анимационные программы во время проведения матчей и рекламная политика команды.

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Почему Вы посещаете игры команды?»

В опросе приняли участие как постоянные болельщики, которые посещают каждую игру (48 человек), так и те, кто время от времени посещают игры.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы посещаете игры команды?»

Кроме того, мы выяснили необходимые условия для посещения игр болельщиками. Основным условием оказалось вечернее время проведения матчей (98%). Также важными условиями являются наличие мест в зале (93%), розыгрыши на матчах, работа маскота, выступление группы поддержки (все опрошенные). Также для болельщиков важен комфорт при посещении игр – наличие парковочных мест, необходимых бытовых условий в спортивном комплексе (26% и 95% соответственно). Безусловно, болельщикам важен информационный комфорт (наличие афиш, объявлений в социальных сетях и др.) (все опрошенные). Многие из опрошенных необходимым условием отметили наличие хорошей компании для посещения матча. Итоги опроса представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты ответов на вопрос «Каковы необходимые условия посещения Вами игр?».

Таким образом из опроса можно сделать вывод, что для болельщиков прежде всего хорошая игра команды. Но не менее важным является обеспечение бытового, информационного и морального комфорта. Также опрошенные писали, что они посещали бы матчи чаще, если бы игры проводились в выходные дни, афиши о матчах размещались бы не только в корпусах Уральского федерального университета, но и в других учебных заведениях города. И Спортивному клубу УрФУ, безусловно, нужно обратить внимание на данные исследования.

Таким образом, проведя наше исследование мы выяснили основные потребности болельщиков баскетбольного клуба «УрФУ-Уралмаш». Данные исследования подтверждают гипотезу о том, что болельщики нуждаются в бытовом, информационном и моральном комфорте. И наличие этого комфорта обеспечит большую посещаемость игр, тем самым поддержку команды, а значит лучший результат игр.

Библиографический список

1. Зубко, Н.М. Экономическая теория: учебное пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Калаур. - Минск: ТетраСистемс. - 2010. - С. 32-35

2. Исследование болельщиков в спортивном маркетинге 06.12.2017 Маркетинг, Спортивный бизнес http://21biz.ru/issledovanie-bolelshhikov-v-sportivnom-marketinge/ (дата обращения 12.01.2019)

Просмотров работы: 5