ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА «УРФУ-УРАЛМАШ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА «УРФУ-УРАЛМАШ»

Великанов К.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе достаточно отчетливо выражена тенденция роста интереса к физической культуре и спорту. Наряду с искусством, наукой и техникой, спорт стал полноправным компонентом культурной сферы. В настоящее время трудно представить жизнь без тех или иных проявлений спорта. Спорт вошел в современную культуры, рассматривается как своего рода модель общества, в котором присутствуют конкуренция, победы и поражения, соперничество и сотрудничество, стремление к совершенству, удовлетворение различных потребностей человека.

Повышается престижность занятий спортом. Достижения спортсменов, их индивидуальный уровень физического и духовного развития приобретают огромное значение и привлекают к себе внимание общества. В связи с этим спорт представляет собой своего рода лабораторию, где происходит поиск и испытание более эффективных средств и методов совершенствования возможностей спортсменов.

Вместе с тем, каждая категория участников процессов в сфере спорта (спортсмены, судьи, болельщики и др.) имеют свои потребности, которые нуждаются во внимании общества и в удовлетворении.

Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. Они формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Можно развить потребность в ежедневной физической нагрузке и можно сформировать потребность в постоянном общении с определенной группой людей (например, с товарищами по команде).

Понятие потребности дано в разных словарях. В словаре русского языка С. Ожегова: «Потребность – это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения» [1].

В словаре Ушакова «Потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись [2].

В ХХ веке природа потребностей тщательно изучалась в поле психологии. В ее анализе доминирующими становятся теории мотивационно-потребностной сферы, развиваемые такими западными психологами как Г.А. Мюррей, Ф. Райс, А. Маслоу, Р. Рассел и др.

С одной стороны, у каждого человека есть часть потребностей, которые заложены в организме самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С другой стороны, человек - существо социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.

Деятельность спортсменов разбиты на отдельные периоды в его спортивной и повседневной жизни. Каждый спортсмен уделяет часть времени тренировочному процессу, в жизни любого спортсмена присутствует соревновательная составляющая (участие в турнирах, первенствах), ну и обязательной частью любого человека является личная жизнь (семья, друзья, развлечения, саморазвитие и др.).

Во время каждого периода спортсмен, как и любой человек, стремится к созданию комфортной среды вокруг себя. Кроме того, для того, чтобы спортсмен достигал определенных результатов, заботу о его комфорте берут на себя административный и тренерский состав сборных команд, в которых тренируется спортсмен. Для этого необходимо периодически проводить срез потребностей спортсменов в определенных видах комфорта, для того, чтобы эти потребности были удовлетворены. В противном случае можно не рассчитывать на высокие результаты или даже потерять спортсмена для сборной команды вообще.

В декабре 2018 года автором было проведено исследование потребностей спортсменов – участников мужской сборной команды Уральского федерального университета по баскетболу. Для этого была подготовлена анкета с учетом всех требований которые применяются к инструментам социологического исследования. В нашем исследовании целевой аудиторией являются участники мужской сборной команды Уральского федерального университета по баскетболу «УрФУ-Уралмаш». Всего в команде 12 игроков в основном составе и 6 в запасном.

Опрос был групповым (анкета раздавалась спортсменам на тренировке, опрашиваемые были познакомлены с целями анкетирования и предполагаемыми целями использования результатов анкетирования). Анкеты были заполнены в присутствии анкетера и были возвращены ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечила стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных. Для разработки анкеты автор использовал рекомендации преподавателя и интернет-ресурсы.

Анкета включала в себя 9 вопросов, 6 из которых являются закрытыми. Анкетирование прошло 12 декабря 2018 года во время проведения тренировки с разрешения тренера и администратора команды и согласия анкетируемых.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы.

Игроки БК «УрФУ-Уралмаш» в целом удовлетворены составляющими физического комфорта, который предоставляет им руководство команды: 89% считает, что он полноценно питается, 67% считают, что их сон полноценен, такой же процент опрошенных считают полноценным свой отдых, 56% довольны предоставляемым им спортивным питанием, и, наконец, 78% рады, что имеют возможность посещать бассейн (рисунок 1).

Рис. 1. Удовлетворенность респондентов уровнем физического комфорта

На второй вопрос о состоянии их психологического комфорта три четверти опрошенных ответили, что он достаточен (рисунок 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос об уровне психологического комфорта

89% опрошенных отметили высокий уровень информационного комфорта. Это объясняется небольшим составом команды, компактным проживанием иногородних игроков в комфортабельном общежитии и хорошей работой менеджера команды (рисунок 3).

Рис. 3. Ответы на вопрос об уровне информационного комфорта.

А вот удовлетворенность экономическим комфортом нельзя назвать высокой. Лишь чуть менее половины опрошенных им довольны (44%), столько же недовольных (44%), а два человека (12%) и вовсе затруднились ответить на вопрос (рисунок 4).

Рис. 4. Ответы на вопрос об удовлетворенности уровнем экономического комфорта.

При ответе на следующий вопрос об уровне эстетического комфорта все опрошенные отметили достаточный по удобству зал для тренировок и игр, 89 процентам опрошенных нравится их место проживания, а 67% - удобство и красота спортивной формы (рисунок 5).

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос об уровне эстетического комфорта респондентов.

67% опрошенных считают поддержку трибун на выездных матчах отличной, остальные 33% считают ее хорошей (рисунок 6). Это говорит об эмоциональной устойчивости игроков и их позитивном настрое.

Рис. 6. Отношение респондентов к поддержке трибун на выездных матчах.

И, наконец, всем опрошенным нравится уровень проведения соревнований на домашней арене.

Таким образом, проведя наше исследование мы выяснили основные потребности участников баскетбольного клуба «УрФУ-Уралмаш». Данные исследования могут быть использованы руководством и менеджментом клуба для повышения комфорта игроков. Тем самым, на наш взгляд, возможно повысить мотивацию к получению более высоких результатов в соревнованиях и выходу на более высокий уровень. Кроме того, клуб может получить хорошую репутацию, что обеспечит приток в него новых перспективных игроков, и, как следствие, даст толчок к новому развитию команды.

Литература

Толковый словарь Ожегова. Он-лайн версия [Электронный ресурс] – Москва – Ожегов Сергей Иванович 2008-2017. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 25.12.2018)

Толковый словарь Ушакова. Он-лайн версия [Электронный ресурс] – Москва – Ушаков Дмитрий Николаевич 2008-2017. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения 25.12.2018)

Просмотров работы: 7