РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСКОРЕННОЙ АДАПТАЦИИ СЕЗОННОГО ПЕРСОНАЛА К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА «КОЛИБРИ» УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСКОРЕННОЙ АДАПТАЦИИ СЕЗОННОГО ПЕРСОНАЛА К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА «КОЛИБРИ» УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Минеева Е.С. 1, Карфидова Т.Н. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, бакалавр очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Потребность в сезонном персонале на российских курортах растет с каждым годом, и это обусловлено тем, что активно идет развитие отрасли туризма в нашей стране, открываются все новые курорты, и все больший поток отдыхающих невольно заставляет руководство курортов расширять штат временного персонала.

Решить проблему временной занятости может привлечение в «высокий сезон» для работы на российских курортах бойцов студенческих сервисных отрядов. Студенческий отряд – это форма организации студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Студенческие сервисные отряды обслуживают гостей в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере общественного питания, отдыха и развлечений, во время проведения конференций, семинаров, выставок, крупнейших всероссийских и международных соревнований, а также работают в детских оздоровительных лагерях. В настоящий момент в сервисных отрядах ежегодно работает до 300 студентов разных вузов и ссузов страны.

Актуальность темы совершенствования деятельности студенческих сервисных отрядов высока как для организаций и предприятий туризма, так и для самого сезонного персонала, коим зачастую являются бойцы студенческих сервисных отрядов, чья прямая деятельность летом состоит в работе на предприятиях курортного типа.

В январе 2019 года авторским коллективом в рамках подготовки дипломного проекта на степень бакалавра направления подготовки «Спортивно-оздоровительный сервис» было проведено исследование «Адаптация сезонного персонала». Целью данного анкетирования было выяснить следующие моменты:

насколько распространена деятельность сервисных отрядов в Российской Федерации;

какие способы и механизмы ускоренной адаптации на рабочих местах бойцы студенческих сервисных отрядов видят оптимальными для себя;

понимание бойцами сервисных отрядов дефиниции «сервис»;

востребованность подготовки специалистов в сфере сервиса;

считают ли бойцы сервисных отрядов, что деятельность в них формирует у них необходимые профессиональные компетенции и собираются ли они связывать свою будущую профессию с сервисной деятельностью.

В опросе приняли участие 32 человека из различных сервисных отрядов четырех регионов, десять человек – бойцы сервисного отряда Алтайского края (31.25%), девять – представители Калининградской области (28,13%), восемь - бойцы студенческого отряда из Екатеринбурга (25%), 3 – Омская область (9,37%),. Возраст респондентов от 19 до 25 лет.

На вопрос о месте обучения ответы были разнообразны, так как многие учатся совершенно не на профильном направлении. В составе сервисных отрядов студенты медицинских, педагогических вузов, университетов путей сообщения, культуры и искусств, технических вузов. Это подчеркивает, что сезонный персонал часто не имеет профильной подготовки, что создает необходимость прохождения ими программ дополнительного обучения.

Также нам было важно узнать, какое количество третьих трудовых семестров отработали студенты вузов в составе отряда. Большинство респондентов провели всего один трудовой семестр (56,3%), далее были те, кто отработал пять трудовых семестров (15,6%), после следовало три трудовых семестра (15,6%), 2 (9,4%) и 4 соответственно(3,1%). Как мы можем увидеть по ответам, многих студентов затягивает процесс работы сезонным персоналом, ведь при этом они получают дополнительные компетенции и еще одну (а иногда и две) профессии.

На следующий вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую профессию с сервисной деятельностью?» большинство ответили скорее да, чем нет (31,3%). Это хороший показатель, который обращает внимание на популярность профессии в сфере сервиса и туризма в целом в молодежной среде.

За время деятельности в студенческом отряде многие приобретают дополнительный опыт, и мы решили узнать, позволяет ли деятельность в сервисном отряде сформировать качества профессионала в сфере сервиса. В ответах на этот вопрос все респонденты однозначно ответили «да» и только один опрошенный ответил, что уже имел опыт до вступления отряд, и считает эту деятельность альтернативой своей профессиональной.

В сфере сервиса существуют различные профессии, которые не похожи по своему функционалу, и сезонный персонал может опробовать любую из них, что доказывают ответы на вопрос «Какую должность Вы занимали при прохождении третьего трудового семестра?». Большинство опрошенных работали официантами и горничными, вторыми по популярности идут профессии бармена и экскурсовода. Помимо этого, были отмечены такие профессии, как повар, администратор, озеленитель, грузчик, аниматор, менеджер, турагент, хостес, продавец мороженного, спасатель.На вопрос «Какую работу в рамках этой должности Вы выполняли?» опрошенные ответили развернуто и многие, занимая одну и ту же должность, могли выполнять разный функционал.

Специфика сезонного персонала часто заключается в том, что он должен быстро обучаться профессии, вливаться в коллектив. Это является достаточно стрессовой ситуацией для молодых людей. Тем не менее, работа в подобных условиях дает за короткий период большой объем знаний и навыков, которые помогают адаптироваться к будущей профессии. На вопрос «Считаете ли Вы, что работа 2 месяца в этой должности помогает адаптироваться к будущей профессии?» в анкете большинство опрошенных ответили «Да» (93,8%), и поровну разделились два варианта ответа «Возможно» и свой вариант (3,1%).

Но самым важным для цели анкетирования был вопрос «Что именно помогало Вам в скорой адаптации к условиямтруда.Большинство опрошенных ответили «обучение профессии» (40.625%) и «слаженный коллектив на работе»(25%). Так же для них важны хорошие условия труда(21.875%) и достойная заработная плата (12,5%).

Самый популярный ответ показывает актуальность и потребность в разработке рекомендаций по адаптации персонала на сезон.Кроме того, очевидно, что эффективность труда сезонного персонала является важным фактором, формирующим качество услуг (работ, товаров), чтотребует повышенного внимания к проблемам адаптации работников подобного рода.

Кроме профессиональных компетенций, профессионал в сфере сервиса должен обладать и общекультурными компетенциями, которые в полной мере поможет сформировать деятельность в студенческом отряде в течение года. На вопрос «На Ваш взгляд, помогает ли внутриотрядная деятельность (участие в мероприятиях и пр.) сформировать личностные качества, необходимые специалисту сервиса 68,8% респондентов ответили «да».

На вопрос «На Ваш взгляд, какие именно личностные качества может развить деятельность в сервисном отряде?» самым популярным ответом оказался «способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» (87,5%), далее шел ответ «способностью к самоорганизации и самообразованию» (71,9%), на третьем месте по выбору идет ответ «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (50%) и самым редковыбираемым стал ответ «способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний» (28,1%).

Соответственно, обозначив взаимосвязь адаптации и ее востребованности у целевой аудитории, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации напрямую влияет на процесс труда, и, как следствие, чем быстрее работник адаптируется в организации, тем эффективнее его деятельность и тем самым есть возможность задержаться на дольше, чем один сезон.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка рекомендаций по ускоренной адаптации сезонного персонала, которым являются бойцы студенческих сервисных отрядов, является актуальным в настоящий момент, и данные рекомендации будут востребованы в специализированных сервисных отрядах в МООО «Российские студенческие отряды».

Литература:

Портал Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://трудкрут.рф

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/2/1463

Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров/А.В.Дейнека.–Москва:ДашковиК,2015.–288с.[Электронныйресурс].– Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=512044

КибановА.Я.Основыуправленияперсоналом:Учебник/А.Я.Кибанов.– Москва: НИЦ Инфра- М, 2014. – 440 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=447389

Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин.– Москва: НИЦ Инфра-М, 2015. –352с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=445836

Просмотров работы: 11