Проблемы управления являются главными при организации любой деятельности. Одной из важнейших характеристик современного педагога учреждений среднего профессионального образования является уровень его научно-методической компетенции, которая обеспечивает его, конкурентоспособность и профессионализм. Реализация ФГОС не может быть полноценной без качественной и систематической подготовки педагогического коллектива в части научно-методической деятельности. К.Я. Литкенс выведено следующее определение: «Научно-методическая работа – это научное исследование, целью которого является получение своих собственных, то есть авторских выводов и результатов (теоретического и практического характера) в области преподавания конкретной дисциплины и в рамках избранной темы». Сегодня это единственное в своем роде определение научно-методической деятельности, которое встречается в современных научных изданиях. Это определение, на наш взгляд, ближе к истине. Но и оно не полностью раскрывает сущность понятия, потому что было бы неправильным сводить научно-методическую деятельность только к работе над исследованием. По нашей концепции научно-методическая деятельность – сфера профессионально-педагогической деятельности, необходимая для формирования нового знания о образовательно-воспитательном процессе, результатом которого является творческий уровень научно-методической компетенции педагога, включающий знания, умения, профессионально личностные качества, а также разработка и внедрение собственной научно-методической продукции в образовательный процесс. На наш взгляд, научно- методическая деятельность – структурный компонент профессионально-педагогической деятельности педагога, необходимый для формирования нового знания об образовательном процессе, результатом которого является творческий уровень научно-методической компетенции педагога, включающий знания, умения и необходимые профессионально значимые качества, а также разработки и внедрение собственной научно-методической продукции в образовательный процесс, именно такое понимание ключевой категории определяет успешную деятельность педагога, как условия качества образования студентов. Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер, обеспечивающих эффективность управления научно-методической деятельностью педагогов на основе проектно-целевого подхода, а комплекс организационно-педагогических условий на наш взгляд включает:
а) систему управления научно-методической деятельностью педагогов колледжа на основе проектно-целевого подхода;
б) мотивацию и стимулирование педагогов к научно-методической деятельности;
в) комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов и руководителей научно-методической деятельности в колледже.[1]
Отличие научно-методической деятельности от методической прослеживается в целях и задачах, мотивах деятельности педагогов, в ведущих направлениях и формах методической работы, а также в необходимых организационно-педагогических условиях управления этой деятельностью. Обозначенные в таблице отличия носят условный характер. Было бы ошибкой считать научно-методическую деятельность каким-то новым видом или направлением в сопоставлении с методической работой. Между ними нет, и не может быть жесткой грани или противопоставления. Это звенья одной цепи в образовательном процессе, которые на разных этапах развития образования наполняются новым содержанием в связи с актуальными образовательными задачами. Но научно-методическая деятельность педагогов направлена на появление новых традиций, связанных с новыми технологиями, новыми педагогическими приемами, осуществление которых возможно лишь на научной основе. При этом старые, годами наработанные традиции не исчезают, не разрушаются, а находят свое воплощение в новых подходах к управлению педагогическим коллективом в части организации научно- методической работы. Качество образования студентов колледжа будет зависеть от грамотного подбора педагогических кадров, верно выбранных направлений и целей научно-методической деятельности, которые должны быть смартированы, а именно, быть реальными, диагностичными, достижимыми, четко сформулированными, то есть понятными и самое главное, принятыми всеми субъектами образовательного процесса, а не бездумно спланированными мероприятиями в виде множества конкурсов и методических выставок, содержание и качество которых далеко не соответствует истинным запросам участников образовательного процесса. При планировании научно-методической деятельности мы придерживаемся положения о том, что в колледже она представлена двумя видами: учебно-методическая и научно- исследовательская: учебно-методическая деятельность педагогов, нацелена на внедрение в образовательный процесс результатов современных научных исследований. Данный вид работы является основой для организации образовательного процесса колледжа, так как включает: разработку и реализацию основных профессиональных образовательных программ, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, методов, приемов, форм обучения и воспитания обучающихся. Научно-исследовательская работа в колледже осуществляется по двум направлениям: собственная научно-исследовательская деятельность педагога (диссертационное исследование, анализ результатов научно-методической деятельности и составление отчета); руководство учебно-исследовательской деятельностью студентов (руководство реферативными и курсовыми работами, выпускными квалификационными работами студентов . Необходимым условием для мотивации педагогов к научно-методической деятельности является повышение квалификации педагогов, участие в конференциях, семинарах, вебинарах, открытие собственных мастер-классов, публикации в ведущих изданиях, совместная творческая работа о студенческими научными объединениями. Эти мероприятия повышают уровень научно-методической компетентности педагогов и влияют на качество образования студентов колледжа.[2]
Качество образования мы рассматриваем как – сбалансированное соответствие образования (как результат, как процесса, как системы), раскрываемое в понятиях:
качество преподавания (образовательного процесса, педагогической деятельности);
качество образовательных программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена;
качество образования студентов;
качество информационно-образовательной среды.
Таким образом, условиями, обеспечивающими качество образования студентов колледжа, являются: целенаправленная мотивация педагогов и студентов, комплекс мероприятий, модель управления научно-методической деятельностью педагогов, модель выпускника. Как показывает ретроспективный анализ психологической, педагогической, научно- методической литературы, в работах многих ученых делается акцент на том, что методическую деятельность в образовательном учреждении среднего профессионального образования правомерно рассматривать и как важный фактор управления образовательным процессом (Ю.К. Бабанский). [3]Современное состояние управления научно- методической деятельностью в СПО не отвечает методологическим основам, которые обеспечивают эффективность управления, спроектированного на определенных подходах и качеству научно-методических разработок. Эти выводы находят подтверждение в работах Л.Н. Буйловой, С.Э. Карклиной, Ю.К. Конаржевского, Т.И. Кордюковой, С.В. Кочневой, Н.И. Кравцова, А.А. Тюнина, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др. Управлять научно-методической деятельностью педагогов в колледже необходимо профессионально, а значит, знать теорию управленческой деятельности, знать основы научно-исследовательской работы педагога и учебно-исследовательской работы студента, знать основы учебно-методической работы.[4] Управление - процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы определить и достичь целей . Цель – это результат, для достижения которой необходимо сделать ряд важных шагов. В качестве цели может быть взгляд, убеждение, идея, в соответствии с которыми дальше будет строиться образовательный процесс в колледже.
Список использованных источников:
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.
Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, стр. 46-48.
Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука, № 9(2) - Казань, 2006, стр.268