Для любого психолога поведение ребенка, его представление эмоций является особым показателем понимания его внутреннего мира, который говорит нам о его психическом состоянии, направлениях и перспективах развития его внутреннего мира, что свидетельствует нам о его психологическом пребывании, тенденции и перспективы формирования. Информация об уровнях психоэмоционального благополучия конкретного ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, для которых характерны повышенная тревожность, неопределенность и эмоциональная нестабильность. Возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворенностью возрастными потребностями ребенка.
Что такое тревожность?
Тревожность – это устойчивая психологическая черта отдельного человека, при которой она регулярно и в самых разных ситуациях, даже тех, кто этого не предполагает, испытывает значительное беспокойство [1].
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Имеется большое количество версий, поясняющих возникновение этого термина. Автор одной из них считает, что слово «тревога» означает трижды повторенный знак об угрозе со стороны противника [1].
Необходимо различать тревогу с тревожностью. В случае если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, в таком случае беспокойство считается стабильным состоянием.
Тревожность никак не связана с тот или иной-или конкретной ситуацией и выражается практически постоянно. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
На сегодняшний день еще не выработана определенная точка зрения на причины беспокойства. Но большинство ученых считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из главных причин заключается в нарушении родительско-детских отношений.
Психологи Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой, детским садом.
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
C. Спилбергер выделяет два типа тревоги: личностную и ситуативную (реактивную). Личная тревога включает в себя широкий спектр объективно безопасных обстоятельств, содержащих угрозу (тревога как личностная черта). Ситуационная тревога обычно возникает как кратковременная реакция на конкретную ситуацию, которая объективно угрожает человеку.
Также в психологии существуют две основные формы тревоги: открытая – сознательно переживаемая и проявляющаяся в поведении и деятельности в форме тревоги; скрытый – в некоторой степени бессознательный, проявляющийся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальной катастрофе и даже в ее отрицании, либо косвенно - через конкретное поведение [4].
Формы скрытой тревоги возникают примерно на одном и том же уровне абсолютно в любом возрасте. Скрытая тревога встречается гораздо реже, чем открытая. Одна из его форм условно называется «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу как от других, так и от себя, разрабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию определенных угроз в окружающем мире, а также их собственного опыта.
Школьная тревога у детей младшего школьного возраста является явным признаком трудностей в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, он может формироваться и фиксироваться в рамках личной тревоги как психическое качество личности.
Как проявляется школьная тревожность?
Школьная тревога может проявляться в поведении различными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность в классе, скованность в ответе, смущение при малейшем замечании учителя. В перерыве взволнованный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, однако не вступая с ними в тесный контакт. Кроме того, из-за большого эмоционального напряжения ребенок начинает чаще болеть, снижается устойчивость к соматическим заболеваниям.
Чрезмерное беспокойство и волнение могут проявляться в ученике по-разному. Первое, что поражает учителей и родителей, это невротические симптомы, например:
• ребенок кусает ногти или карандаши, ручки;
• очень сильное давление при письме, ребенок сжимает ручку с явным натяжением руки;
• беспокойные навязчивые движения (поворачивает пуговицы на одежде, постукивает ногой по полу, наматывает волосы на палец и т.д.);
• заикание при ответе на урок, частое покраснение и побледнение кожи;
• проблемы со сном: бессонница, прерывистый и беспокойный сон, трудности с засыпанием и пробуждением [2].
Все эти и подобные симптомы чаще всего проявляются у детей, которые испытывают тревогу самостоятельно, и с их приходом в школу их тревога усилилась. Но они также могут проявляться у детей, которых раньше нельзя было назвать тревожными или беспокойными.
Иногда школьная тревога проявляется в форме избегания учебной деятельности. В какой-то момент вдруг происходит такой шаг назад. Например, ребенок начинает брать игрушки в школу или просто вести себя как маленький ребенок. Это проявление тревоги.
Психика ребенка самостоятельно находит способ справиться с ней – игнорировать новую деятельность и общественную значимость и возвратиться к прежним, ранее обычным и никак не порождающим беспокойства.
Еще одно выражение школьной тревожности – это беспокойность по отношению к старшему. Ребенок стремится всегда и во всем быть хорошим, для того чтобы завоевать хвалу старшего – учителя, родителей.
После каждого из своих действий он подзывает учителя, чтобы услышать хвалу, постоянно просит его совета, пытается помочь во всем и т. Д. В этом случае психика ребенка, который беспокоится в новой ситуации, нашла именно такое решение - искать похвалы от учителя [3].
Работа с родителями тревожного ребенка
Зачастую родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Это отнюдь не способствует формированию ребенка, воплощение в жизни его творческих возможностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, по этой причине родители беспокойного ребенка обязаны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его способности в той или иной области (не бывает совсем неспособных детей) [2].
Рекомендации родителям:
Каждый день отмечать достижения ребенка, рассказывая о них в его присутствии иным членам семьи.
Нужно отрешиться от слов, унижающих достоинство ребенка.
Не нужно добиваться от ребенка извинений за какой-либо поступок, лучше пусть растолкует, почему он это сделал.
Нельзя грозить детям неосуществимыми наказаниями.
Полезно понизить число замечаний.
Нежные прикосновения родителей посодействуют тревожному ребенку обрести чувство убежденности и доверия к миру.
Родители должны быть единодушны и поочередны, поощряя и наказывая ребенка.
Опасайтесь соревнований и каких-то работ, которые учитывают скорость.
Не сравнивайте ребенка с другими.
Покажите образцы уверенного поведения, будьте примером для ребенка.
Доверяйте ребенку, будьте честны с ним и принимайте его таким, какой он есть.
Список литературы
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – Спб.: Питер Ком, 1999, – 528 с.:
Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования – Тбилиси: Мецнисреба, 1960. – с.54-57.
Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988, №2 – с .15
Якобсон Т.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Педагогика, 1996. – 341 с.