В настоящее время в России проблемы семей обострились. У существенной доли семей испортились условия исполнения важнейших общественных функций. Трудности семьи делаются заметными как для специалистов, так и для общественности.
Семья, как главная ячейка общества осуществляет основные общественные функции, исполняет важную роль в жизни человека, его защите, обеспечивании социализации, создании и удовлетворение индивидуальных потребностей.
Современные семьи должны решать разные проблемы, связанные с жизнедеятельностью своих родных, с рождением и развитием детей, помощью недееспособных, но так же и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Но есть семьи, которые неполноценно осуществляют предписываемые обществом функции - неблагополучные семьи.
С точки зрения М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [4].
По взгляду Шульги Т.И., неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [6].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 8 июля 2018 предоставляет данные исследования об отношении россиян к проблеме неблагополучных семей.
Каждый второй (52%) россиянин сообщает, что среди его знакомых практически нет семей, которые можно назвать неблагополучными. Однако 45% говорят, что знакомы с такими семьями, но в основном это единичные случаи (29%), а у 16% подобных примеров в окружении большинство.
Главным критерием неблагополучной семьи, по мнению тех, у кого в окружении есть такие знакомые, является низкий уровень жизни, нехватка денег на самое необходимое (47%). В качестве причин неблагополучия респонденты также называют высокий уровень безработицы (17%), алкоголизм и наркотическую зависимость – 12%.
Россияне, не имеющие примеров неблагополучных семей в своем окружении, чаще всего (49%) причиной сложных ситуаций называют алкоголизм и наркотическую зависимость. Другие признаки респонденты указывают реже: так, низкий уровень жизни фактором неблагополучия называют 19%, безработицу и отсутствие воспитания детей – по 6%.
Пьянство в семье и невнимание к детям и их нуждам по-прежнему остаются одними из самых распространенных проблем в семьях: по 16% россиян отметили, что в их окружении есть семьи с подобными трудностями [1].
Ежегодно количество неблагополучных семей (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей) только увеличивается. Так же происходит рост количества детей, рожденных вне брака. В трудной социально-психологической обстановке оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода.
Можно выделить 3 группы причины неблагополучия семьи и детей: кризисные явления в социально-экономической сфере; причины биологического характера; причины психолого-педагогического свойства.
Рассмотрим детально каждую группу.
1. Кризисные явления в социально-экономической сфере естественно оказывают влияние на семью и понижают ее воспитательный потенциал. В эту группу можно отнести: понижение жизненного уровня и ухудшение обстановок содержания детей, жилищный вопрос, дистанцирование образовательных учреждений от детей с тяжелыми судьбами, острый поворот в ценностных ориентациях окружения и отстранение многих нравственных запретов, а также обострение воздействия асоциальных преступных групп в микросреде. Вследствие всех этих явлений главными последствиями становятся: криминализация подростковой среды, бегство детей из семьи и повышение беспризорности.
2. Причины биологического характера - это причины биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией. К ним относятся физиологические заболевания (бесплодии женское, бесплодие мужское) или психологические заболевания родителей, плохая наследственность у детей (слепота, глухота и т.п), пороки в созревании детей (синдром-Дауна и т.п), инвалидность. Эти факторы приводят к сложности в социализации детей и существенно затрудняют приобретение ими базового образования.
3. Причины психолого-педагогического свойства связанны с внутрисемейными взаимоотношениями и воспитанием детей в семье и прямо воздействуют на процесс социализации.
В данной группе причин можно выделить следующие отрицательные явления:
психологическое отторжение между родителями и детьми;
гиперопека, когда у ребенка нет возможности проявить самостоятельность, за него все решают взрослые ребенку, нет свободного общения со своим окружением;
нелогичность и двойственность воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических поступков родителей, бабушки дезориентирует ребенка;
непонимание закономерностей и оригинальность личностного формирования детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
негибкость родителей во взглядах с детьми, которая проявляется в навязывании ребенку своей точки зрения, в резкой смене отношения к ребенку в разные времена его жизни (нехватка заботы меняется на избыток или наоборот);
аффективность – переизбыток родительского раздражительного поведения, недовольство, волнение, тревога по отношению к детям формирует в семье эффект суеты, беспорядочности, общего возбуждения. Беспокойность и опасение за детей, приобретают навязчивый характер и не дают родителям быть жизнерадостными и позитивными, принуждают их прибегать к стабильным запретам и предупреждениям, что заражает детей быть так же беспокойными;
авторитарность воспитания - склонность подчинять ребенка своей воле, твердость взглядов, приказной тон, навязывание личного мнения и своих решений, стремление к требовательной дисциплине и ограничению самостоятельности детей, беспрерывный контроль за поступками ребенка;
гиперсоциальность, в этом случае родители стараются основывать воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, игнорируя индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без должного психологического контакта, внимания и отзывчивости;
сверхзанятость родителей;
конфликтная обстановка в семье, нахождение родителей на грани развода;
алкоголизм родителей;
жестокое обращения с детьми (физическое, психическое, сексуальное насилие);
отсутствие в семье одобрительной эмоциональной атмосферы;
характерные ошибки родителей в развитии детей;
нарушение эмоциональных взаимоотношений между детьми и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, увеличению беспризорности детей и оказывает влияние на криминализацию подростковой среды. Отсутвтие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, заботы и нежности приводит к состоянию психической депривации, которое может быть установлено как психическое состояние, возникновение которого определено жизнедеятельностью личности в обстоятельствах долгого лишения или значительного ограничения возможностей удовлетворения жизненно значимых ее потребностей.
Самое существенное последствие всех данных нарушений - это неблагоприятное воздействие на психологическое здоровье личностей, которое позже лишь обостряет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и замедляет формирование личности.
Семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке. Хотя не всякий человек сознается в этом. Главная задача социальных служб – максимально обеспечивать семью всем необходимым. Одним необходимо оказать психологическую помощь, вторым – материальную, третьим – медицинскую.
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе.
Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:
Консультирование родителей;
Организация клубов по увлечениям;
Непрерывный патронаж семьи;
Пропаганда ЗОЖ и семейных ценностей;
Оказание материальной поддержки, бесплатное питание, оздоровление детей в период каникул;
Поддержка социальных организаций;
Воздействие через СМИ;
Административные штрафы;
Лишение родительских прав;
Принудительное лечение родителей
Поддержка неблагополучным семьям весьма необходима долгое время. Если задействовать всю команду: психологов, преподавателей, полицию и социальные службы, тогда есть возможность поддержать и помочь этим семьям.
В заключение можно сделать вывод, что у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Каждый автор по-своему дает определение неблагополучной семьи. Очень разные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Одни страдают из-за частых ссор, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям нужна поддержка. Вследствие этого к ним приходят социальные работники, полиция, службы опеки и попечительства. Они пытаются помочь выйти из сложившейся трудной жизненной ситуации. Тем не менее, постоянно нужно помнить, что намного легче достигнуть результата тогда, когда у родителей и детей есть желание изменить свою жизнь в лучшую сторону. В основном приходиться принудительно работать с семьёй, тогда помощь затягивается на продолжительный срок. Поэтому с такими семьями должны заниматься квалифицированные специалисты, который с лёгкостью найдут общий язык, как с родителями, так и с детьми.
Библиографический список
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9200 (дата обращения: 28 Декабря 2018г).
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 200 с.
Основы социальной работы / под ред. Е.В. Ханжина – М.: Академия, 2007.- 248 с.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 244 с.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. – 254 с.