В современном мире существуют различные подходы продажи товаров и услуг. Помимо привычных магазинов, можно пользоваться услугами доставки, например, доставка готовой еды или заказ такси через приложение на телефоне. В связи с этим, можно сказать, что в современном мире обычные для нас вещи можно реализовывать через онлайн. В данной статье, автор рассматривает технологии продажи товаров, которые соответствуют стилю и образу жизни в современном обществе.
Рассмотрим, какие формы розничных продаж товаров наиболее распространены в настоящее время (таблица 1).
Таблица 1. Формы продаж товаров по методу осуществления торговой деятельности.
Формы продаж товаров |
Характеристика |
Самообслуживание |
покупателям предоставляется возможность самостоятельно осмотреть, отобрать и доставить выбранный товар на кассу. Предусмотрено стандартное торговое оборудование и минимальное обслуживание. |
Индивидуальное обслуживание |
продавец помогает покупателям выбрать нужный товар, предоставляет консультации по вопросам эксплуатации продукции, упаковывает и отпускает товары. Предусмотрены любые формы расчета, а также послепродажный сервис, бесплатная доставка по заказу клиента и возможность возврата товаров |
Продажа с открытой выкладкой |
покупателям предоставляют возможность самостоятельно ознакомиться с ассортиментом продуктов, продавец проверяет качество товара, консультирует, упаковывает и отпускает товар |
Продажа товаров по образцам |
покупатель сам или с помощью продавца знакомится с образцами товаров. После того, как покупатель выбрал и оплатил товар, его доставляют на дом клиенту или вручают со склада сразу же после оплаты. |
Консультативная продажа |
покупателя обслуживает продавец-консультант. Данная форма продажи применяется в сфере строительства, информатики, при оказании инжиниринговых услуг и т. д. |
Парадоксальная (групповая) продажа |
основой данной формы продажи является выслушивание, проявление взаимопонимания, разделения мнения. Продавец выступает в роли хозяина. |
Все представленные в таблице 1 формы продаж относятся к магазинным, которые имеют ряд преимуществ и недостатков. К недостаткам можно отнести необходимость иметь специально оборудованные помещения (такие как магазины, ларьки, палатки и т. д.), что увеличивает издержки владельцев данного бизнеса, для покупателей, необходимость подстраиваться под режим работы, затраты времени средств для подъезда к магазину. К достоинствам – у покупателей имеется возможность самостоятельно осмотреть, отобрать товар, получить грамотную консультацию продавца, индивидуальный подход. [1]
В настоящее время в России большинство продаж осуществляется в торговых залах. Тем не менее, на сегодняшний день внемагазинная торговля развивается быстрыми темпами, этот вид продаж больше соответствует современному ритму и образу жизни. Выделяют 3 ее вида – прямую розничную торговлю, личную продажу и продажу через автомат (таблица 2).
Таблица 2 − Виды внемагазинных продаж
Вид |
Характеристика |
Пример |
1. Прямая торговля |
При прямой форме продаж потенциальные потребители имеют возможность ознакомиться с товаром с помощью неличных средств информации, а затем заказать тот или иной продукт по телефону или написать письмо на электронную почту. |
торговля одеждой, лекарствами и витаминами, спортивными принадлежностями и т. д. В меньшем объеме - ювелирные украшения, сувениры, страховые полисы, печатные издания и т. д. |
2.Личные продажи. |
непосредственное взаимодействие продавца с покупателем. Данное общение может быть как прямым (при личной встрече), так и осуществляться по телефону. |
Самый активный сайт продаж в России – это «Авито» - бесплатная доска объявлений, которая подразумевает торговлю без посредников. |
3. Автоматы. |
Данный вариант не подразумевает личного контакта с потребителем, приобретение и получение товара осуществляется посредством механических устройств. Торговый автомат представляет собой устройство, посредством которого реализуются продукты питания и иные товары, как за наличный, так и безналичный расчет. |
В США посредством данного метода каждый год продают товары (напитки, еду, сладости и табачные изделия) на сумму до 20 миллиардов долларов. Более дорогие товары с помощью автоматов активнее продаются в европейских странах и Японии.. |
Благодаря внемагазинной торговле потребители имеют возможность выбрать и купить продукцию независимо от их местоположения. Внемагазинная торговля отличается массой достоинств, но и недостатки также присутствуют. К примеру, потребители не могут потрогать на ощупь ткань и примерить товар, получить консультацию и т. д.
Ранее продажа товаров по почте по предварительным заказам была наиболее популярна среди сельских жителей, которые не имели возможности забрать продукт из магазина. В современном мире, когда люди находятся в постоянной спешке и им некогда выбирать товары в магазинах, торговля с помощью каталогов становится популярной, ее используют различные слои населения. Большинство традиционных розничных продавцов пользуются внемагазинной торговлей в качестве дополнения к основной коммерческой деятельности. Большинство из 50 крупнейших универмагов применяют торговлю с помощью каталогов.
Телевизионная торговля. Например, телеканал «Магазин на диване»). На этих телеканалах рекламируют компьютеры, меховые пальто, бриллиантовые и циркониевые украшения, фарфоровые пепельницы и многое другое, а телезрители имеют возможность заказать понравившийся товар по телефону, оплатив покупку безналичным расчетом.
Интерактивная электронная торговля. Под ней формой продаж подразумевается электронная система, которая позволяет покупателям взаимодействовать с продавцом посредством ТВ, телефона или компьютера. Интерактивность является основным преимуществом этого вида розничной торговли. Система Prodigy.
Личные продажи. Эту форму продажи используют для торговли косметикой, духами, украшениями, пылесосами и другой бытовой техникой, кухонной утварью, ювелирными украшениями, деликатесными и диетическими продуктами питания, энциклопедиями и обучающими материалами. Около 75 % личных продаж осуществляются дома, 12 % – на рабочем месте и около 8 % – в процессе телефонных разговоров. Почти 2,5 миллиона жителей РФ, которые практикуют личную форму продажи, являются независимыми агентами.[2]
Мировые практики современных форм продажи товаров. На данный момент внутренний потребительский рынок подвергся серьезным изменениям конъюнктуры спроса, усилились позиции российских производителей, по этой причине достигнут баланс и рынок насыщается по ключевым группам товаров. Наблюдается тенденция развития экономики и вхождение в мировое сообщество ускоренными темпами, в результате возникают новые формы продаж и способы реализации товаров компаниями розничной торговли.
Электронная торговля. Эта форма продажи появилась благодаря развитию электронной техники и новейшим средствам телекоммуникационной связи. Она представляет собой продажу товаров, осуществляемую с помощью интернета. В современном мире на просторах интернета присутствует множество виртуальных магазинов, которые предлагают огромный выбор разнообразных товаров, среди которых пищевые продукты, автомобили, печатные издания, видео товары, игрушки, бытовая техника и многое другое. Потребители, которые имеют доступ в сеть, могут в любое время ознакомиться с ассортиментом интернет-магазинов, подобрать по описанию и иллюстрациям подходящий товар и оформить заказ. Товар доставляется покупателю курьером или по почте. Оплату можно осуществить как наличными, посредством перечисления средств на счет торговца, так и наложенным платежом или кредитной картой. Данная форма продаж широко распространена на территории РФ уже несколько лет.
Главными достоинствами онлайн-торговли, обеспечивающими ее популярность как в западных странах, так и в России, являются более низкие цены, а также быстрота и удобство доставки продукции и широкий ассортимент товаров. В России эффективно работает уже не один десяток интернет-магазинов. Одним из самых популярных и развитых является Ozon.ru, где представлен огромный ассортимент товаров (около 500 тысяч позиций). Но если говорить о ситуации обобщенно, то электронная форма продаж развивается в России не так активно, как хотелось бы. Обычно проблема касается доставки, поскольку многие операторы не в состоянии в течение суток доставить товар в любую точку страны. Почтовая система доставки малогабаритных грузов в России развита достаточно слабо, а услуги курьеров стоят довольно дорого. По этой причине к услугам онлайн-магазинов, как правило, прибегают только жители мегаполисов.
Складская форма продажи. Под складской формой продажи предполагается торговля товаром оптовыми компаниями со своих складов. Складская форма продажи предполагает использование следующих методов торговли: личная отборка продукции потребителями; письменные, телефонные, телефаксные заявки; через разъездных товароведов и передвижные комнаты образцов продукции; посредством автоскладов. Продажа товаров с личной отборкой. Данный способ используют тогда, когда в личном ознакомлении с образцами продукции покупатель не нуждается. Данная форма продажи осуществляется по товарам простого ассортимента или по хорошо известным товарам сложного ассортимента. Для того чтобы обеспечить работу по составлению заявок и упростить их обработку в оптовых компаниях, необходимо осуществить предварительную рассылку бланков заявок. Заявки, которые затем поступают в оптовую компанию по почте или по телефону, регистрируют, осуществляют их проверку, уточняют и передают на исполнение, оформляя отборочный лист и счет-фактуру. Если на складе нет заказываемых товаров, тогда об этом извещают получателя и предлагают ему взаимозаменяемый товар. Для того чтобы выполнить заявки потребителей, используют следующие методы: централизованную доставку товара непосредственно в магазин; завоз товара силами оптовой компании на склад покупателя; отпуск товара со склада представителю грузополучателя; отгрузку товара разнообразными видами транспорта в адрес покупателя или по его разнарядке в адрес иных получателей [3].
Из приведенных примеров, можно сказать что, интернет-магазины получили свое развитие не только заграницей, но и в нашей стране. Однако наиболее распространена продажа одежды, аксессуаров, гаджетов, тогда как реализация продуктов питания через интернет почти не осуществляется. Если технологиям продаж продуктов питания через интернет уделять достаточное внимание, то эти технологии могут стать более актуальными для потребителей и открыть широкое поле деятельности для бизнеса.
Список использованных источников:
Какие формы продаж товаров наиболее перспективны сегодня/Журнал «Коммерческий директор» – профессиональный журнал коммерсанта.-1.11.2017. Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/2069-formy-prodaj
Современные формы и виды торговли/Журнал «Многосменка»
Режим доступа:mnogosmenka.ru/kaplina/sovremennie_formi.htm