С развитием и улучшением технологий продуктивность производства значительно возросла, вместе с этим возрос и объем производимых товаров и услуг. Происходит увеличение предложения почти во всех сферах экономики. Следствием стало то, что на рынке все чаще образуются ситуации, когда предложение превышает спрос. Среди предпринимателей начинается бешеная гонка за покупателем, которая влечет за собой ужесточение ценовых войн и снижение прибылей…
Достаточно новый и интересный способ ухода от конкуренции на рынке был предложен в книге «Стратегия голубого океана», изданной в 2005 году. Авторы книги – Ким Чан и Рене Моборн.
Основываясь на изучении стратегических решений, принятых более чем за 100 лет в самых различных 30 отраслях экономики, авторы утверждают, что компаниям в сложившейся на рынке ситуации, чтобы достичь успеха, нужно не бороться с конкурентами, как это всегда было принято, а создавать для себя так называемые "Голубые океаны".
Авторы книги предлагают нам рассмотреть все существующие рынки в виде двух огромных океанов – Голубого и Алого.
Алый океан – это рынок, в котором господствует постоянная конкуренция между множеством предпринимателей. Чтобы привлечь клиента, они снижают цены, используют различные рекламные ходы, акции, выгодные предложения, все больше и больше увеличивая затраты и уменьшая выгоду. Отсюда и цвет океана – алый – цвет крови, пролитой конкурентами в бесконечной гонке за покупателем.
Голубой же океан – это «рынок бесконечных возможностей». Здесь нет конкуренции, и предприниматель чувствует себя уверенно и свободно. Он создал товар, аналогов которому нет, или применил важную и актуальную для покупателя инновацию к уже существующему товару. То есть, если говорить проще, Голубой океан – это такой рынок, в котором предприниматель один удовлетворяет спрос весь покупателей и, как таковых, конкурентов у него просто нет.
Само понятие «Голубых океанов» зародилось недавно, однако они существовали всегда. С развитием отраслей все большее количество компаний стремилось уйти от конкуренции.
Если оглянуться в прошлое на сто лет назад, то мы увидим, что такие отрасли как автомобилестроение, нефтепереработка, авиация, звукозапись, здравоохранение только начинали зарождаться. Будь то первые доступные кинотератры «Никелодеон», Генри Форд со знаменитой Моделью Т или General Motors с автомобилями «масс-класса» - компании, которые выходили на новый рынок и строили грамотную стратегию развития, имели хорошие прибыли.
Аналогично, множество отраслей, которые будут популярны в будущем лет, сейчас даже неизвестны.
Авторами книги был дан ответ на вопрос, что отличает предпринимателей, вышедших в голубой океан, от предпринимателей, конкурирующих в алом.
Главное отличие тех, кто образовал для себя Голубой океан, от тех, кто застрял в алом, заключалось в самом подходе к стратегии. Предприниматели в Алом океане следовали классическому подходу к стратегии ведения бизнеса – стремились победить конкурентов с помощью снижения цен, введения каких-либо технологических инноваций и прочего. В то же время компании в Голубом океане не ровнялись ни на кого. Стратегию своего бизнеса они подчиняли другой логике, названной авторами книги «инновацией ценности».
Инновация ценности достигается, когда делается одновременный упор и на ценность, и на инновацию (рисунок 1).
Рисунок 1 – Влияние на потребителя инновации ценности1
Ценность без инновации, как правило, сводится к созданию ценности по нарастающей — это увеличивает ценность, но не позволяет выделиться из среды конкурентов. [2, c. 4].
Инновации без ценности приводят к увлечению технологиями, рыночному первопроходчеству или футуристической направленности. Все это зачастую оказывается за пределами того, что покупатели готовы принять и за что готовы платить. [3, с. 4]
Графически влияние инновации без ценности и ценности без инновации представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнительный анализ влияния на потребителя «инновации без ценности» и «ценности без инновации»2
«Инновация ценности — это новый способ мышления и воплощения стратегии, приводящей к созданию голубого океана и к уходу от конкуренции». [4, с. 4].
Интересно, что инновация ценности игнорирует одно из основополагающих правил, по которому существуют конкурирующие компании – компромисс «цена - издержки». Традиционно мы говорим, что компания может создать для покупателя большую ценность, если применит к товару какую-либо инновацию, влекущую большие затраты. То есть, ценность для покупателя повышается вместе с издержками предпринимателя. В этом случае стратегия компании рассматривается как выбор между низкими затратами или дифференциацией товара. Однако стратегия «Голубого океана» позволяет добиться одновременного повышения ценности для покупателя и снижения издержек предпринимателя. Именно так достигается скачок ценности как для компании, так и для ее покупателей.
Рассмотрим практическое применение «стратегии Голубого океана» на частом примере всем известного «Cirque du Soleil».
Du Soleil был создал группой уличных артистов в 1984 году и появился на рынке в тот момент, когда цирковая индустрия считалась увядающей и безинтересной для зрителя. Казалось, для новичка не оставалось никаких перспектив.
Однако, за 20 лет своего существования, «Cirque du Soleil» стал получать такие прибыли, которых достигали только мировые гиганты этой индустрии, действующие на рынке более ста лет.
Для достижения таких показателей «Cirque du Soleil» применил ряд следующих инноваций.
Проанализировав рынок цирковой индустрии, стало ясно, что в ней привлекает зрителей. Такими составляющими выступили клоуны, шатры и классические цирковые элементы.
Cirque du Soleil отталкивался от этих знаний и поступил следующим образом: он преобразил заурядных клоунов в настоящих артистов, которые завлекали людей тонким и легким юмором; шатры, которые так особенно напоминали старые величественные цирки, «Cirque du Soleil» сделал еще более величественными и загадочными; и, конечно, «Cirque du Soleil» оставил захватывающие акробатические номера, которые теперь сопровождались невероятным музыкальным и световым сопровождением. Эти элементы были взяты из цирка. Однако «Cirque du Soleil» не только улучшил уже привычные для этой индустрии составляющие, но и ввел интересные инновации.
Теперь номера сопровождались сюжетной линией, каждое представление несло смысловую нагрузку для зрителя, имело интеллектуальную насыщенность и разнообразие постановок, акробаты и клоуны теперь стали артистами, которые вызывали интригу и интерес у зрителя. Эти составляющие были взяты из театральной индустрии.
Автор обращает внимание и на то, что многие элементы классического цирка из своих представлений «Cirque du Soleil» упразднил. Так, на момент появления «du Soleil», многие цирки старались привлечь зрителя, приглашая цирковых звезд, создавая на площадке несколько арен сразу. Также неизменной составляющей оставались животные. Все эти элементы «Cirque du Soleil» исключил из своих номеров. Цирковые звезды почти не оказывали влияния на спрос, но требовали больших гонораров; несколько арен на площадке требовали большого количества артистов и только рассеивали внимание зрителей; использование в представлениях животных вообще на тот момент было проблематичным, ведь еще в конце прошлого века значительно усилилось движение зоо-защитников. К тому же, в плане содержания животные были очень дорогостоящими. Благодаря этим изменениям, «Cirque du Soleil» также значительно сократил свои затраты.
«Cirque du Soleil» улучшил и ввел в программу те элементы, которые оказались ценными для зрителя. Такой цирк стал привлекателен. Стоимость билетов стала выше в несколько раз по сравнению с цирковой, однако оказалась приемлемой для зрителей, привыкшим к ценам на театральные билеты. Целевой аудиторией «Cirque du Soleil» стали не дети, а платежеспособные взрослые люди.
Автор указывает, что аналогов такому цирку на тот момент не было, и «Cirque du Soleil» создал новый рынок и стал единственный удовлетворять на нем спрос. К тому же, благодаря проделанным инновациям, цирку удалось и повысить ценность для зрителя, и резко сократить издержки: компании удалось достичь этого с помощью применения инновации ценности.
Авторами книги были предложены методы разработки Голубого океана на уже существующем рынке. Одним из методов предложена «Модель четырех действий». Автором было проанализировано создание Голубого океана «Cirque du Soleil» этим методом. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ создания Голубого океана Цирком «du Soleil» по «модели четырех действий»
Упразднить: Приглашение цирковых звезд; Номера с участием животных; Одновременное использование нескольких арен и др. |
Повысить: Разнообразие постановок; Уникальность места проведения (шатры); Акробатические номера; Яркость представлений и др. |
Снизить: Веселье и юмор; |
Создать: Сюжетную линию; Уникальность постановок; Театральный артистизм; Интеллектуальную насыщенность и др. |
Конечно, удачное создание Голубого океана с высоким спросом, дает компании возможность получать хорошие прибыли, однако всегда нужно учитывать, что со временем любой Голубой океан превращается в Алый, и первенство выхода на рынок лишь дает лишь преимущество в долгосрочном развитии бизнеса. Открытие бизнеса всегда должно сопровождаться грамотной стратегией продвижения компании, которая при этом учитывает возможность выхода в «Голубой океан».
Список использованных источников
Ким Чан – Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков (расширенное издание) [Электронный ресурс]/ Ким Чан, Рене Моборн. – Москва: Издательтсво ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015 – 370 с. Режим доступа:
https://knigogid.ru/books/404370-strategiya-golubogo-okeana/toread
Там же c.4.
Там же, с. 4.
Там же, с 4.
1Составлен автором по материалам книги «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков (расширенное издание)», 2015 г
2 Составлен автором по материалам книги «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков (расширенное издание)», 2015 г