С ростом автомобильных дорог и автомобильного транспорта увеличиваются и дорожно – транспортные инциденты (ДТИ). Но такие организации как автотранспортные предприятия (АТП), напрямую связаны с автомобильными дорогами, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В результате возникла необходимость пересмотра нормативного обеспечения в области снижения аварийных ситуаций. Поэтому вопрос о принятии ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)» возник сам собой. Нормативный документ позволяет повысить степень безопасности дорожного движения.
Как известно общая протяженность автомобильных дорог в России – более 1,5 миллиона километров. С каждым годом это число только возрастает. Значимыми событиями 2018 года являются: открытие Крымского моста, переход через Керченский пролив, открытие федеральной трассы в обход Аксая в Ростовской области, мост через Дубну в Подмосковье, участок трассы Р-258 «Байкал» в Бурятии, новые участки трассы М-11 «Москва – Санкт- Петербург», мост Бетанкура и набережная Макарова в Петербурге», масштабная реконструкция трассы М-7 Волга в Татарстане, первая очередь трассы «Таврида» в Крыму и многие другие дорожные объекты [1]. С увеличением автотранспортных магистралей увеличивается риск ДТИ, снижение которого должны обеспечивать непосредственные участники дорожного движения АТП.
Основными видами деятельности АТП являются пассажирские и грузовые перевозки. Так же они могут предоставлять услуги: по заказным перевозкам, сдачу в аренду, ремонт автотранспортных средств, рекламу на транспортном средстве (ТС), послерейсовые осмотры ТС. Решая приобрести одну из предоставленных услуг от АТП, потребитель задумывается о ее качестве и безопасности. Оба этих фактора определены и регулируются стандартом ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению».
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001 был подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом на основе международной документации Road traffic safety. Нормативный документ адаптирован к российским условиям и признается зарубежными организациями. Этот нормативный документ является инструментом, призванным помочь организациям уменьшить риск смертельных случаев, а также случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными инцидентами. Это может быть достигнуто принятием целостного подхода к безопасности дорожного движения (БДД).
ГОСТ Р ИСО 39001-2014 применяется к любой организации оказывающей услуги в области перевозки людей и грузов, в целях [2]:
– повышения уровня БДД;
– создания, внедрения и улучшения системы менеджмента БДД;
– обеспечения соответствия организации политике в области БДД;
– подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 39001-2014.
Данный нормативный документ предусматривает требования к организациям для предоставления услуг в виде перевозок должно быть следующее:
– определить свою роль в системе дорожного движения;
– идентифицировать процессы и связанные с ними действия, а также функции организации, которые могут относиться и влиять на БДД;
– зафиксировать последовательность данных процессов, действий и функций.
Существуют мнения, что ГОСТ Р ИСО 39001-2014 будет способствовать транспортным компаниям повышению уровня доверия потребителей. Что в свою очередь дает возможность организациям принимать участия в разных тендерах (частных и государственных). Позволит сократить потребность в проведение аудиторских проверок. Помимо приведённых выше преимуществ организация получит шанс приобретения кредита на выгодных для нее условиях [2].
Основные преимущества внедрение стандарта со стороны организации представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Преимущества внедрения ИСО 39001
К основным преимуществам сводятся: грамотное планирование, внедрение инновационных технологий и постоянный контакт с потребителем.
Основные требования стандарта в условиях риск-ориентированного подхода позволяют оценить вероятность случаев попадания в ДТП с учетом фактической обстановки. Этот нормативный документ дает возможность проводить планирование грядущего маршрута, контроль состояния ТС, а также предрейсовый контроль водителя, ограничение скорости наличием тахографа и системы ГЛОНАС, в определенных случаях намного жестче чем это прописано в правилах дорожного движения (ПДД), фиксация состояния покрытия на маршруте, учет метеорологических явлений, повышение квалификации водителей и другие средства управления, которые помогут снизить риск ДТП. Самый эффективный метод управления безопасностью является оснащение ТС техническими средствами: ограничение максимальной скорости, слежение за объектом при помощи GPS и ГЛОНАС, видео фиксация (дорожной обстановки и работы водителя) и голосовая связь между диспетчером и водителем. Все эти устройства введены в крупных автопарках для контроля за сотрудниками с целью избавления от злоупотреблений, которые связаны с использованием ТС и топлива в личных целях. Пришло время настроить электронику и для целей предотвращения ДТП, или же оказания экстренной помощи водителю в случае инцидента [2].
С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют, как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания:
– человек—автомобиль;
– автомобиль—дорога;
– дорога — человек.
На рисунке 2 представлена роль многочисленных факторов и их сочетание, как причин ДТП.
57 % - человеческий фактор;
27 % - проблема взаимодействия человека и дороги;
6 % - взаимодействие человека и ТС;
3 % - взаимодействие человека, дороги и ТС.
Рисунок 2 – роль факторов влияющих на возникновение ДТП
Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП с мировыми исследованиями в настоящее время представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Влияние сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований
Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) |
Отрасль-руководитель исследований |
Степень изученности |
Результат |
Человек-автомобиль 6% |
Автомобилестроительная |
Активные исследования с высокой степенью изученности |
Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств |
Автомобиль-дорога 1% |
Автомобилестроительная, дорожная |
Активные исследования с высокой степенью изученности |
Стандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектирования |
Дорога-человек 27% |
Дорожная с привлечением специалистов других отраслей, например психологов |
Стадия сбора информации и теоретических обоснований |
Отсутствие норм и стандартов |
Рассматривая все перечисленные факторы делаем вывод, что без правильного подхода к транспортным организациям и упорядочению их работы мы не сможем добиться безопасного и качественного предоставления услуг [3].
Управления в системе БДД должно быть реализовано на основании комплекса факторов результативности:
Показатели, влияющие на уровень риска: весь пробег и объем перевозок; объем оказанных услуг.
Показатели окончательных результатов деятельности по уменьшению ДТП.
Информация о промежуточных результатах управления безопасностью, они могут показать фактическую работу:
– выбор конструкции дорог, скорости, качество развязок и уязвимых пользователей дорог (пешеходы и велосипедисты);
– использование надлежащих дорого по типу ТС;
– эксплуатация средств индивидуальной защиты, например, ремни безопасности, детские кресла, велосипедные и мотоциклетные шлемы;
– применение средств для улучшения видимости и обзорности;
– работоспособность водителя, учитывая усталость, невнимательность, употребление алкоголя;
– планирование безопасности поездки;
– безопасность самого ТС;
– предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий;
– соответствие наличия категории вождения у водителя и ТС;
– устранение неисправных ТС от движения по дорожной сети.
Перечисленный перечень не является окончательным и должен быть изменен под организацию и цели БДД. Организация должна установить дополнительные показатели, которые смогут дополнять или заменять вышеперечисленные при их недостаточной весомости.
Учитывая показатели результативности, организация должна предпринять в необходимом объеме критерии для определения, анализа и измерения целей и объектов БДД. Помимо этого, она должна документировать эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.
При проведении анализа о работе организаций на 31 декабря 2017 год, организаций, сертифицированных по ISO 39001 было выявлено на 30 % больше, в сравнении 2016 годом. Результаты показателей представлены на официальном сайте ИСО, согласно этим данным в 2016 году был зарегистрировано 478 организаций, а 2017 году количество организаций уже составило 620[4].
Главное, это то, что использование стандартов поможет обеспечить предприятия эффективным универсальным набором административных и маркетинговых инструментов, которые создадут условия обеспечения безопасности дорожного движения. Знания можно применять для тонкой настройки своих показателей и управления рисками в более рациональной и надежной форме. Все это позволит продемонстрировать качество работы транспортной организации и обеспечить стабильность и увеличение клиентской базой.
Необходимость внедрения системы менеджмента безопасности дорожного движения для автотранспортных предприятий обусловлена увеличение количества грузоперевозок (расширение товарообмена) и пассажирских перевозок. Актуальным на сегодняшний день является осуществление безопасных, качественных перевозок пассажиров, как муниципальным транспортом, так и междугородным. Что обеспечивает конкурентоспособность на рынке транспортных услуг.
Список литературы:
1. Дорожные итоги 2018 года – Режим доступа: http://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=70528 – Время обращения: 27.12.2018
2. ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Введ. 2015–06–01.Москва: Стандартинформ,2015. – 36 с.
3. Статья «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ГОСТ Р ИСО 39001 ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ» – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28954266 – Время обращения: 29.12.2018
4. Официальный сайт ИСО – Режим доступа: https://www.iso.org/ru/home.html - Время обращения: 11.01.2019