К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Крассовская Т.В. 1, Колчина И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С ростом автомобильных дорог и автомобильного транспорта увеличиваются и дорожно – транспортные инциденты (ДТИ). Но такие организации как автотранспортные предприятия (АТП), напрямую связаны с автомобильными дорогами, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В результате возникла необходимость пересмотра нормативного обеспечения в области снижения аварийных ситуаций. Поэтому вопрос о принятии ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)» возник сам собой. Нормативный документ позволяет повысить степень безопасности дорожного движения.

Как известно общая протяженность автомобильных дорог в России – более 1,5 миллиона километров. С каждым годом это число только возрастает. Значимыми событиями 2018 года являются: открытие Крымского моста, переход через Керченский пролив, открытие федеральной трассы в обход Аксая в Ростовской области, мост через Дубну в Подмосковье, участок трассы Р-258 «Байкал» в Бурятии, новые участки трассы М-11 «Москва – Санкт- Петербург», мост Бетанкура и набережная Макарова в Петербурге», масштабная реконструкция трассы М-7 Волга в Татарстане, первая очередь трассы «Таврида» в Крыму и многие другие дорожные объекты [1]. С увеличением автотранспортных магистралей увеличивается риск ДТИ, снижение которого должны обеспечивать непосредственные участники дорожного движения АТП.

Основными видами деятельности АТП являются пассажирские и грузовые перевозки. Так же они могут предоставлять услуги: по заказным перевозкам, сдачу в аренду, ремонт автотранспортных средств, рекламу на транспортном средстве (ТС), послерейсовые осмотры ТС. Решая приобрести одну из предоставленных услуг от АТП, потребитель задумывается о ее качестве и безопасности. Оба этих фактора определены и регулируются стандартом ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению».

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001 был подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом на основе международной документации Road traffic safety. Нормативный документ адаптирован к российским условиям и признается зарубежными организациями. Этот нормативный документ является инструментом, призванным помочь организациям уменьшить риск смертельных случаев, а также случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными инцидентами. Это может быть достигнуто принятием целостного подхода к безопасности дорожного движения (БДД).

ГОСТ Р ИСО 39001-2014 применяется к любой организации оказывающей услуги в области перевозки людей и грузов, в целях [2]:

– повышения уровня БДД;

– создания, внедрения и улучшения системы менеджмента БДД;

– обеспечения соответствия организации политике в области БДД;

– подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 39001-2014.

Данный нормативный документ предусматривает требования к организациям для предоставления услуг в виде перевозок должно быть следующее:

– определить свою роль в системе дорожного движения;

– идентифицировать процессы и связанные с ними действия, а также функции организации, которые могут относиться и влиять на БДД;

– зафиксировать последовательность данных процессов, действий и функций.

Существуют мнения, что ГОСТ Р ИСО 39001-2014 будет способствовать транспортным компаниям повышению уровня доверия потребителей. Что в свою очередь дает возможность организациям принимать участия в разных тендерах (частных и государственных). Позволит сократить потребность в проведение аудиторских проверок. Помимо приведённых выше преимуществ организация получит шанс приобретения кредита на выгодных для нее условиях [2].

Основные преимущества внедрение стандарта со стороны организации представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Преимущества внедрения ИСО 39001

К основным преимуществам сводятся: грамотное планирование, внедрение инновационных технологий и постоянный контакт с потребителем.

Основные требования стандарта в условиях риск-ориентированного подхода позволяют оценить вероятность случаев попадания в ДТП с учетом фактической обстановки. Этот нормативный документ дает возможность проводить планирование грядущего маршрута, контроль состояния ТС, а также предрейсовый контроль водителя, ограничение скорости наличием тахографа и системы ГЛОНАС, в определенных случаях намного жестче чем это прописано в правилах дорожного движения (ПДД), фиксация состояния покрытия на маршруте, учет метеорологических явлений, повышение квалификации водителей и другие средства управления, которые помогут снизить риск ДТП. Самый эффективный метод управления безопасностью является оснащение ТС техническими средствами: ограничение максимальной скорости, слежение за объектом при помощи GPS и ГЛОНАС, видео фиксация (дорожной обстановки и работы водителя) и голосовая связь между диспетчером и водителем. Все эти устройства введены в крупных автопарках для контроля за сотрудниками с целью избавления от злоупотреблений, которые связаны с использованием ТС и топлива в личных целях. Пришло время настроить электронику и для целей предотвращения ДТП, или же оказания экстренной помощи водителю в случае инцидента [2].

С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют, как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания:

– человек—автомобиль;

– автомобиль—дорога;

– дорога — человек.

На рисунке 2 представлена роль многочисленных факторов и их сочетание, как причин ДТП.

57 % - человеческий фактор;

27 % - проблема взаимодействия человека и дороги;

6 % - взаимодействие человека и ТС;

3 % - взаимодействие человека, дороги и ТС.

Рисунок 2 – роль факторов влияющих на возникновение ДТП

Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП с мировыми исследованиями в настоящее время представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Влияние сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований

Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП)

Отрасль-руководитель исследований

Степень изученности

Результат

Человек-автомобиль 6%

Автомобилестроительная

Активные исследования с высокой степенью изученности

Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств

Автомобиль-дорога 1%

Автомобилестроительная, дорожная

Активные исследования с высокой степенью изученности

Стандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектирования

Дорога-человек 27%

Дорожная с привлечением специалистов других отраслей, например психологов

Стадия сбора информации и теоретических обоснований

Отсутствие норм и стандартов

Рассматривая все перечисленные факторы делаем вывод, что без правильного подхода к транспортным организациям и упорядочению их работы мы не сможем добиться безопасного и качественного предоставления услуг [3].

Управления в системе БДД должно быть реализовано на основании комплекса факторов результативности:

Показатели, влияющие на уровень риска: весь пробег и объем перевозок; объем оказанных услуг.

Показатели окончательных результатов деятельности по уменьшению ДТП.

Информация о промежуточных результатах управления безопасностью, они могут показать фактическую работу:

– выбор конструкции дорог, скорости, качество развязок и уязвимых пользователей дорог (пешеходы и велосипедисты);

– использование надлежащих дорого по типу ТС;

– эксплуатация средств индивидуальной защиты, например, ремни безопасности, детские кресла, велосипедные и мотоциклетные шлемы;

– применение средств для улучшения видимости и обзорности;

– работоспособность водителя, учитывая усталость, невнимательность, употребление алкоголя;

– планирование безопасности поездки;

– безопасность самого ТС;

– предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий;

– соответствие наличия категории вождения у водителя и ТС;

– устранение неисправных ТС от движения по дорожной сети.

Перечисленный перечень не является окончательным и должен быть изменен под организацию и цели БДД. Организация должна установить дополнительные показатели, которые смогут дополнять или заменять вышеперечисленные при их недостаточной весомости.

Учитывая показатели результативности, организация должна предпринять в необходимом объеме критерии для определения, анализа и измерения целей и объектов БДД. Помимо этого, она должна документировать эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.

При проведении анализа о работе организаций на 31 декабря 2017 год, организаций, сертифицированных по ISO 39001 было выявлено на 30 % больше, в сравнении 2016 годом. Результаты показателей представлены на официальном сайте ИСО, согласно этим данным в 2016 году был зарегистрировано 478 организаций, а 2017 году количество организаций уже составило 620[4].

Главное, это то, что использование стандартов поможет обеспечить предприятия эффективным универсальным набором административных и маркетинговых инструментов, которые создадут условия обеспечения безопасности дорожного движения. Знания можно применять для тонкой настройки своих показателей и управления рисками в более рациональной и надежной форме. Все это позволит продемонстрировать качество работы транспортной организации и обеспечить стабильность и увеличение клиентской базой.

Необходимость внедрения системы менеджмента безопасности дорожного движения для автотранспортных предприятий обусловлена увеличение количества грузоперевозок (расширение товарообмена) и пассажирских перевозок. Актуальным на сегодняшний день является осуществление безопасных, качественных перевозок пассажиров, как муниципальным транспортом, так и междугородным. Что обеспечивает конкурентоспособность на рынке транспортных услуг.

Список литературы:

1. Дорожные итоги 2018 года – Режим доступа: http://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=70528 – Время обращения: 27.12.2018

2. ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Введ. 20150601.Москва: Стандартинформ,2015. – 36 с.

3. Статья «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ГОСТ Р ИСО 39001 ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ» – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28954266 – Время обращения: 29.12.2018

4. Официальный сайт ИСО – Режим доступа: https://www.iso.org/ru/home.html - Время обращения: 11.01.2019

Просмотров работы: 13