Интеллектуальная игра, как средство мотивации к обучению математике - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Интеллектуальная игра, как средство мотивации к обучению математике

Перепелицына Е.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Игра - это путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

Современный мир ставит учителя в новые для него условия. Традиционные принципы и правила не дают эффективного результата, дидактика не отвечает на все вопросы, а проблема обучения никуда не исчезает. В чем же состоит проблема? Главным образом в том, что школьники сами изначально не заинтересованы в усвоение предмета. Отсутствие интереса можно объяснять по – разному – перегрузки детей, несовершенство учебной литературы и образовательной системы, слабая подготовленность кадров, но самым главным препятствием является несоответствие приемов традиционной системы требованием современных школьников.

Так многим педагогам сложно «конкурировать» с всезнающей сетью Internet. Дети намного осведомленнее самого учителя, а это, в свою очередь, мешает детям сохранять интерес к изучению материала.

На сегодняшний день становится очевидна потребность изменения роли учащегося в системе учебно – воспитательного процесса. Современному ученику уже недостаточно сухой информации, представляемой учителем на уроке, а так же алгоритмически выверенной структуры решения.

На сегодняшний день можно говорить о сильно развитом самосознании и чувстве собственного достоинства ребят. Это, безусловно, имеет положительную окраску, но неподготовленный психологически школьник не способен этим адекватно распорядиться, из – за чего теряется в нескончаемом потоке информации, влекомый неверными ориентирами.

А происходит так потому, что учитель, указывающий верное направление в постижении определенного предмета, становится незаметен в бушующем океане. Поэтому необходимо внести в процесс обучения мотивирующий аспект.

Это способствует активизации творческой составляющей профессии учителя, а именно поиск новых методов и средств обучения, пробуждающих интерес к предмету, воспитывающих идеи высокой взаимной требовательности и уважения, не забывая о самостоятельности учащихся, а также расширяя методический кругозор учителя. Без сформированного интереса невозможно воспитать в детях высокие идеалы культуры мышления, творческого начала. В контексте этого мы затрагиваем педагогику сотрудничества, которая имеет в своей основе нерушимое правило: «Чем труднее учителю, тем легче ученику».

В федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается создание единой модели образования. Образовательные учреждения, действующие в рамках данной образовательной модели, решают основную задачу перестроения образования на качественно новый уровень развития личности обучающегося. То есть, способствуют реализации социального заказа общества: развитие врождённых способностей, удовлетворение интересов и склонностей, обеспечение определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых в процессе формирования уникального, индивидуального мышления, тем самым воспитывая новое поколение, способное свободно ориентироваться в условиях быстро сменяющегося информационного фона, умеющего обрабатывать и усваивать большое количество фактов и без затруднений менять свою деятельность.

В настоящих условиях педагог, сочитая педагогические технологии обучения, а также современные ИКТ, формируют модель педагогического взаимодействия, которая позволяет создавать наиболее комфортную среду для него и учеников. Что способствует позитивному отклика со стороны учеников.

Но новые технологии не только «полезны» учащимся, они облегчают деятельнось учителя в некотором роде. Так, учитель математики больше не должен тратить драгоценное время на изображение схем и графиков, все это сделает компьютер. Так же с помощью технологий можно показать построение достаточно трудоёмких алгоритмов, но от этого не менее, а часто, и более стройных и математически красивых.

Можно с уверенностью утверждать о важности применения инноваций в деятельности современного учителя математики. Одним из наиболее интересных приёмов является интеллектуальная игра.

Игра подобного рода способствует развитию интеллекта учащихся. Что такое интеллект? Интеллект (от лат. «познание», «понимание», «рассудок») – способность мышления, рационального познания.

И именно интеллектуальные игры могут помочь педагогу поднять интерес к его предмету, то есть замативировать. Мотивация – динамический психофизиологических процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Иными словами, мотивация – это совокупность мотивов, а мотивы – это то, что побуждает людей к действиям. Если обратиться к формальному определению, то мотив (от лат. «толкать») – субъективно – личностное, внутреннее побуждение человека к действию, основанное на заинтересованности в его совершении.

Игра происходит только тогда, когда имеет место «формула»: развлечение + заинтересованность.

Появление мотивации такого типа, достигаемой в совместной учебной деятельности – это непосредственная цель введения в учебный процесс игровых форм в проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий.

Можно выделить следующую классификацию игр:

Игры для интенсивного обучения:

Обучающие игры работы с текстом;

Деловой тренинг;

Игры тесты;

Игры для активного отдыха:

Игры в помещении;

Игры за столом;

Игры на воздухе;

Коммуникативно – лингвистические игры:

Игры тренинга общения;

Игры для обучения языку;

Игровые творческие вечера;

Психотехнические игры:

Игры психосаморегуляции состояния;

Оздоровительные игры;

Активизация резервных возможностей (суггестивное самосовершенствование).

Были рассмотрены основные виды интеллектуальных игр, но что можно понимать под этим понятием? Философский словарь даёт следующие определение. Игра – это термин, обозначающий широкий круг деятельности человека, противопоставляемой обычно утилитарной – практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности.

Данное слово имеет невероятное множество смыслов и оттенков, форм и видов. Игра, как форма деятельности, свойственна не только детям, но и взрослым. В качестве примера могут судить бизнес игры, тренинги и тимбилдинг. Все это виды игр. Но нас интересуют не они, а для какой цели они служат. Их основная задача – это развитие определённых качеств. Похоже на цель урока, не правда ли? Именно этому и будет служить интеллектуальная игра.

Чарлз Лэм говрил: «Человек – играющее животное», и у Фридриха Шиллера можно найти примерно такую же мысль: «Человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». То есть можно сказать, что самое привычное состояние человека – это игра. Но данная деятельность является непродуктивной, она не направлена на результат, а важна как процесс. Интеллектуальные игры ставят этот момент под вопрос. Разумеется, они так же не имеют в завершении, скажем, какой – либо материальный объект, но с уверенностью утверждать о их не продуктивности нельзя. Они имеют высокий познавательный эффект, способствуют закреплению определённых навыков, это и есть их продукт. Именно интеллектуальные игры могут превратить однообразную учебную рутину в увлекательное состязание или путешествие, пробуждающие живой интересам к предмету.

Значение интеллектуальных игр можно определить в виде следующих тезисов:

1.создают условия для развития и дальнейшего совершенствования талантливым, одаренным детям, имеющим склонность к науке, предпринимающим попытки творчества на основе получаемых знаний;

2.позволяют создавать условия для всестороннего, гармоничного развития ребёнка, через моделирование ситуаций, в которых могут быть применены знания, умения и навыки, приобретенные в ходе учебного процесса;

3.способствуют развитию умственных способностей, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний;

4. выступают в качестве психологической подготовки детей к различным жизненным ситуациям.

Жизнь – это динамический процесс. Все всегда пребывает в движении. Поэтому только в динамике состоит путь учителя. Педагог должен понимать своих учеников, и быть понимаемым ими, только так можно получить качественный результат. И он очень важен, ведь результат деятельности педагога – это самодостаточная, сформированная, всесторонне развитая личность. Для этого педагог должен непрерывно работать над собой, узнавать о современных технологиях преподавания, воспитывать гибкость мышления и смело пробовать новое.

Игра – это приятная для детей деятельность. При проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональный азарт, подозреваемый состязательностью деятельности поддерживают интерес детей, а также мотивируют на новые победы и новые знания. С помощью интеллектуальных игр создаются ситуации успеха, которые очень важны в процессе обучения. Есть победа, есть положительный отклик и, как следствие, желание учиться.

Изучение нового должно сопровождаться удовольствием. А суметь заинтересовать математикой дело совсем нелёгкое. Порой дети просто ругаются обилия формул, графиков, правил и так далее, видя лишь скучный набор цифр с буквами вперемешку, упуская красоту и стройность этой науки.

С первого взгляда может показаться, что игра – это развлечение и ничего более. И хочется спросить о месте в ней математики. Так вот, в процессе игры дети учатся сосредотачиваться, мыслить индивидуально, порой нестандартно, в результате развивается внимание и стремление к знаниям, подкрепляемое желанием улучшить или укрепить свой результат. А все это оказывается необходимым базисом при изучении математики.

Погружаясь в игру учащиеся не замечают самого процесса обучения: они фантазирую, придумывают нестандартные решения, систематизирует факты, запоминают новое и познают. Разнообразие и свобода в исполнении позволяют адаптировать игру даже для самого пассивного ученика, что делает её, в некотором роде, универсальным средством. Игровые моменты намного удачнее и легче усваиваются в памяти, позволяя настроить на продуктивное, позитивное настроение.

Существует довольно много форм проведения интеллектуальных игр. Так можно организовать некоторые из них.

Викторина

Лучше сего викторина сочетается с уроком открытия новых знаний, например, при изучении теорем, определений и понятий. Также можно предложить детям ребусы и кроссворды, которые принимаются с не меньшим интересом.

Координатных художник.

Лучше всего подойдёт для изучения темы «Координатная плоскость». У каждого на столе есть заранее подготовленные карточки, на которых заданы точки см соответствующими координатами. Последовательное их ранение на координатную плоскость и соединение, позволяет получить простой, но интересный рисунок. После каждый может придумать свой собственный уникальный «шедевр».

Возможно целый урок превратить в игру, используя межпредметные связи. Например, с физикой, биологией и так далее.

А можно отправиться в увлекательное путешествие в таинственную страну математики. Готовятся соответствующие станции с разнообразными заданиями, например, на одной решают кроссворд, на другой, решают задачи, придумывают минипроекты. Так, в подобной форме можно организовать закрепление темы «Операции с обыкновенными дробями»

Самое главное для педагога – это уметь слушать детей и быть услышанным детьми. Но этого не произойдёт, если они будут говорить на «разных языках». Для детей всегда была близка игровая деятельность и взрослые, порой, не против поиграть. Так почему бы не соединить игру и учебный процесс? При разумном добавлении педагога интеллектуальных игр в структуру уроков учёба превратиться в увлекательное приключение, а скучная математика откроется с совсем неожиданной стороны.

Список использованной литературы:

А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с;

Б. П. Никитин Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск, “Световид”, 2009 – 216 с., илл..

Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008 — 272 с.;

Просмотров работы: 128