Творчество в преподавании математики: обязательство или необходимость - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Творчество в преподавании математики: обязательство или необходимость

Капитонова А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школа XXI века… Ученик сегодня, завтра… УчительКак создать такое педагогическое пространство, которое предоставит возможность и ученику, и учителю плодотворно идти по пути достижений? Как не только увлечься работой или учебным трудом, но и радоваться полученным результатам?

Главной задачей образования на современном этапе снова становится развитие личности, способной к достижению социально желаемого результата. И, лишь сформировав личность в процессе деятельности, мы достигнем главной цели образования – сформировать желание и умение учиться!

Что предлагает наука для решения поставленных задач? Среди рекомендаций особое место занимает оправданный выбор образовательных технологий обучения, что обусловлено стратегиями образования (формирование и развитие), а также требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализацию.

Технологий много, очень много, что дает возможность учителю не только апробировать их, но и найти наиболее удачные, на его взгляд, отточить элементы работы, сформировать системы, способные привести к эффективному результату.

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является прежде всего математической деятельностью. Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Математика, включающая прикладную математику и информатику, может обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке. Для всех граждан России математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.

Именно поэтому принципиальную роль в школьном образовании играет «воспитание математикой», формируемые ею: интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого, способность к преодолению трудностей, любовь к труду, уважение образованности.

Математическая компетентность в школьном образовании формируется не только на уроках математики. Для каждого ребенка необходимо индивидуально проектировать его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» исчезнет из лексикона учителей, родителей, школьников и общества, так как особую роль приобретает создание условий, сред школьного образования, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Конечно, огромное значение приобретает роль самого педагога, его профессионализм, креативность и стремление к совершенствованию. Процесс реализации принципов современной педагогики, создания материальной и информационной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, возможен и через реализацию воспитательной системы класса, построенной с выделением предметного математического системообразующего воспитательного ядра.Данная воспитательная система направлена на решение конкретных задач с учетом современных тенденций воспитания, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, Стратегии развития воспитания в Российской федерации, Концепции развития российского математического образования.

Цель любого педагога – формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Для этого необходимо решить задачи по воспитанию сознательного отношения к учебе, сформировать у учащихся стремление самостоятельно получать и добывать знания, развивать их индивидуальные творческие способности.

А что касается математики, это еще и развитие логического мышления, конструирования, коммуникации и взаимодействия на широком математическом материале. Необходимо также приобщить детей к самостоятельному поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий.

Не менее важная и сложная задача – формирование современного классного коллектива, способствующего воспитанию у обучающихся уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, формированию у них умения вести диалог и готовности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Несомненно, важной составляющей процесса обучения в наши дни является использование информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых появилась возможность сделать уроки интереснее и эффективнее.

Именно поэтому основная задача – поддержание постоянного, устойчивого познавательного интереса.

Так возникла идея разработки «портфолио затруднений», которое позволит на основе рефлексии учебной деятельности выявлять проблемные места в процессе обучения и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника.

В случае предметного портфолио – это форма, которая доминирует в настоящее время в Европе (речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета) и служит по преимуществу показателем того, как именно шла работа, как развивалась деятельность, т.е. портфолио становится инструментом самого обучения. При этом оценивание шагов обучения также может иметь место.

Предметом данного исследования стало изучение возможностей предметного портфолио в оценке УУД обучающихся (на примере учебного предмета «Математика»).

Предметное портфолио рассматривается, как инструмент, позволяющий, кроме всего, включать каждого обучающегося в работу по выявлению и фиксации своих личностных и предметных затруднений в целях выстраивания индивидуального образовательного маршрута и достижения высоких личностных и предметных результатов.

В процессе работы стало понятно, что предметное портфолио по математике позволяет каждому ученику:

систематизировать свои знания по предмету;

поддерживать учебные цели;

демонстрировать диапазон своих навыков и умений;

самостоятельно готовиться к контрольным и диагностическим работам, экзаменам;

развить свои проектно-исследовательские и творческие способности;

развивать и укреплять межпредметные связи;

формировать адекватную самооценку и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, используя предложенный учителем инструментарий.

ЛУМ - личный учебник математики. Странички данного учебника заполняются обучающимися самостоятельно после изучения каждой темы. Ученики самостоятельно выбирают способы оформления материала, объем представляемой информации. Больше всего интересуют те затруднения, которые дети выделяли в процессе изучения учебного материала, и то, с помощью каких средств они эти затруднения ликвидировали.

Работа обучающихся над проектом «ЛУМ» позволила:

повысить качество знаний обучающихся;

продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы;

развить творческие способности ребят через оформление и изложение материала (обычный текст, презентация, реферат и т.д.).

Мониторинг инновационной деятельности по заявленной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в процессе работы с «портфолио затруднений» у обучающихся формируется высокая учебная мотивация, самостоятельность и ответственность, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Происходят также положительные личностные изменения.

В настоящее время учитель математики школы №68 Капитонова Ирина Владимировна, которая активно практикует данную работу, вместе с ребятами начали создавать электронные варианты портфолио. Почему? Во-первых, материалы «разрастаются», но есть необходимость и желание дополнять их все новыми творческими и рабочими документами. Бумажные варианты хранения оказываются не самыми удобными. Во-вторых, современные условия (наличие компьютерных классов, существование в каждом кабинете школы мультимедийного комплекса, наличие у каждого учащегося домашнего компьютера или планшета с электронной почтой…) позволяют это сделать.

Ценность электронного портфолио состоит не только в удобном способе хранения, но прежде всего в возможности накопления больших объемов информации, удобстве ее обра­ботки и наглядности представления материала, а также в способности к копированию, к тиражированию.

Еще одно новшество... Речь идет об «Электронной рабочей тетради». Здесь можно составить электронную версию теста или самостоятельной работы в соответствии с изучаемой темой. Каждому ребенку присваивается свой пароль и ID и после открытия тетради ученик может приступать к выполнению заданий. То, что тетрадь действительно оказалась личной, позволило дифференцировать процесс обучения, подбирая для каждого ученика индивидуальные задания и вопросы.

Сразу же после выполнения работы ученик видит свою отметку, которая высвечивается на экране и автоматически выставляется в журнале учителя.

В целом, «Электронная тетрадь» – это:

простой и быстрый способ составить онлайн-тест по любому общеобразовательному предмету;

возможность к каждому тесту загрузить дополнительный материал;

способ однажды составленные тесты использовать долгое время;

возможность разделить готовые тесты по тематическим папкам;

возможность создать индивидуальные тесты для отдельных учеников;

автоматическая проверка, причем помимо оценок выводятся неправильные ответы учеников;

легкое определение того, какие темы нужно повторить или изучить заново;

возможность задать точное время начала и окончания тестирования;

способ эффективной подготовки учащихся к контрольным работам, к зачетам и экзаменам (ГИА, ЕГЭ)…

Большинству предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Список использованных источников

Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Мн., 1994.

Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2000.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Электронная тетрадь – onlinetetradka.ru

Просмотров работы: 10