Необходимость перехода России на международные стандарты аудита обусловлена процессом её интеграции в мировое экономическое пространство.
С 1 января 2017 года произошли серьезные изменения в проведении аудита. В России вступили в силу требования Приказов Минфина от 09.11.2016 № 207н и 192н от 24.10.2016 г «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [1,2]. При этом применение международных стандартов аудита касается не только компаний, которые подготавливают отчетность всоответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности. С момента введения международных стандартов на территории России во всех без исключения аудируемых лицах проверки проводятся в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), под которыми понимаются общие унифицированные требования, обеспечивающие высокий уровень качества аудиторской проверки и сопутствующих аудиту услуг [2].
11 июня 2015 года было принято постановление Правительства Российской Федерации №576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» [3]. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [4] Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемое положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации.
Вопросы о применимости и статусе Международных стандартов аудита в Российской Федерации были на переднем плане реформы нормативной базы аудита.
Главная проблема заключается в организации контроля за внедрениеммеждународных стандартов аудиторскими фирмами.
Переход на международные стандарты аудита имеет следующие положительные моменты:
1) проведение проверок достоверности бухгалтерской отчетности с учетом требований международных стандартов аудита будет способствовать финансовой «прозрачности» российских компаний, и, как следствие, может привести к повышению инвестиционной активности российских предприятий;
2) использование международных аудиторских стандартов будет способствовать росту конкурентоспособности российских аудиторов на мировом рынке аудиторских услуг, открывая им возможности для продвижения своих услуг за рубежом;
3) в связи с введением унифицированного подхода к проведению аудита в России и за рубежом во многом упрощается процедура проведения оценки деятельности иностранных корпораций, выходящих на иностранный рынок (особенно фондовый).
В то же время необходимо выделить основные проблемы, которые обусловлены переходом на международные стандарты аудита:
1) введение новых требований проведения аудиторской проверки приведет к увеличению объема данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций. В связи с этим произойдет увеличение трудоемкости аудита, а, следовательно, и его стоимости;
2) аудиторским фирмам необходимо привести в соответствие внутренние стандарты аудита с требованиями международных, что требует определенных временных затрат.
В ходе анализа состава действовавших федеральных стандартов аудита и принятых МСА было установлено, что ряд федеральных стандартов имел схожие по содержанию положения с международными стандартами.
В ходе формального сравнения двух групп стандартов было установлено, что российские стандарты были более лаконичными и рамочными, в то время как международные стандарты содержат более четкие, подробные инструкции, описывающие большое количество тонкостей и спорных вопросов, возникающих при проведении аудиторской проверки. Также отличительной особенностью международных стандартов является комплексный подход к их разработке. Положения каждого стандарта тесно взаимосвязаны с положениями других стандартов в системе МСА.
Ещё один немаловажный фактор, который стоит учитывать при введении международных стандартов в России ‒ это задача обеспечения точности перевода и, соответственно, корректности терминологии. Например, английский термин accounting estimates можно перевести несколькими способами: «расчетные оценки», «оценочные значения», «бухгалтерские оценки», каждый из которых имеет свои особенности.
Термин (applicable) financial reporting framework в русском языке имеет три варианта перевода: «нормативно-правовая база», «(применимые) правила составления отчетности», «(действующие) принципы финансовой отчетности», что также влияет на его понимание при использовании в аудиторской практике. В связи с этим необходимо подготовить глоссарий ключевых терминов, используемых в МСА в соответствии с российской спецификой учета и аудита [5].
Существенное изменение имеет отношение к форме и содержанию аудиторского заключения. Если раньше аудиторы обрабатывали значительное количество информации, но выдавали только краткое заключение, то после вступления в силу международных стандартов в России вместо одной страницы со стандартным текстом предлагается более расширенная и информационно-насыщенная оценка финансовой отчетности организации. Новая форма аудиторского заключения не только оценивает финансовую (бухгалтерскую) отчетность организации, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе на то, что привлекло наибольшее внимание аудитора, то, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п. Тем самым, новая форма аудиторского заключения предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.
Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, стоит ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и повышение стоимости аудита. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний [6].
В то же время, по мнению Министерства Финансов РФ, переход на международные стандарты аудита не влечет серьезных последствий для российских аудиторов, так как им не потребуется проходить переобучение, пересдавать квалификационные экзамены, кардинально менять поход к проведению аудита.
В целом для того, чтобы введение МСА на территории России было успешным, необходимо выполнение следующих условий:
1) обеспечить унификацию терминологии, используемой в международных стандартах аудита, что позволит свести к минимуму риск некорректного понимания ключевых положений МСА;
2) осуществить разработку Минфином РФ методических материалов, разъясняющих порядок применения отдельных положений МСА;
3) приведение индивидуальными аудиторами и аудиторскими фирмами пакета внутрифирменных стандартов в соответствие с требованиями международных стандартов;
4) проводить систематический мониторинг изменения оригинальных МСА, вносить соответствующие корректировки в стандарты, действующие на территории России;
5) обеспечивать контроль выполнения МСА со стороны МинфинаРФ и саморегулируемых организаций аудиторов.
Повышение качества аудиторских услуг и профессионализм аудиторов в России облегчается применением международных стандартов аудита, которыеявляются необходимым условием в настоящее время. Качество всех аудиторских работ зависит от строгого соблюдения аудитором всех стандартов аудита – это обязанность аудитора [7].
Долгое время проблема трансформации международных стандартоваудита (МСА) в российскую практику изучалась как отечественными, так изарубежными учеными.
В настоящее время существуют некоторые проблемы, препятствующие применению международных стандартов аудита в российской практике, например:
- увеличение стоимости аудиторских услуг, поскольку внедрение международных стандартов привело к увеличению стоимости аудита;
- возникновение ошибочной уверенности о соответствии деятельности всем международным стандартам из-за недостаточного понимания аудиторами принципов международных стандартов.
Тем не менее, можно сделать вывод, что международные стандарты аудита просто необходимы для России. Чтобы понять, в каком положении находится предприятие и результаты его экономической деятельности, необходим объективный документ, и таковым является бухгалтерская отчетность.
Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы убедиться, что она является достоверной. Поэтому аудит проводится, используя те же процедуры, что и на Западе, которые по всем правилам понятны для иностранных инвесторов. Кроме того, российские инвесторы также должны быть заинтересованы в том, чтобы информация, которой они интересуются, была надежной, и чтобы аудит проводился добросовестно.
В связи с ужесточением требований к организации системы учета и отчетности, которые являются основным источником информации для оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов, повысилось качество аудита бухгалтерской отчетности, что в целом повлияло на качество финансовой информации. Пользователям бухгалтерской отчетности важен отчет аудитора, который должен предоставлять полную информацию о финансовом положении и финансовых результатах, также их интересует квалификация, компетентность и объективность аудитора.
Повышение финансовой «прозрачности» российских компаний и, как следствие, привлечение иностранных инвесторов связано с использованием понятных и принятых на международном уровне стандартов аудиторской деятельности. Это также открывает путь к международному аудиту из-за конкурентной борьбы на мировой арене, поскольку позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе укрепляются за счет ориентациина Международные стандарты аудита [7].
Таким образом, международные стандарты должны стать эффективным инструментом в повышении качества аудита и внедрению нового интегрированного подхода к формированию финансовой информации.
Список литературы
Приказ Минфина России [Электронный ресурс]: от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71442396/
Приказ Минфина России [Электронный ресурс]: от 24 октября 2016 г. № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71535946/#ixzz5dAPOKyIa
Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]: от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» (ред. от 31.07.2017) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71079302/#ixzz5crMUoyZ0
Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 23.04.2018) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12164283/#ixzz5crKISLee
Швец О.В., Михалищева П.С. Основные направления реформирования нормативной базы аудита в России посредством перехода на международные стандарты аудита // I межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и управления». - 2017. - С. 26-30.
Ворона Т.М., Олейник М.А. Переход на международные стандарты аудита в России // Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России». - 2017. - С. 10-15.
Скрыпник Д.Д., Макарьева В.Ю. Проблемы и необходимость применения международных стандартов аудита в России // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (18). - С. 365-367.