Межпредметные связи на уроках биологии и химии в современной общеобразовательной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Межпредметные связи на уроках биологии и химии в современной общеобразовательной школе

Гацукович И.И. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В практике педагоги часто используют интегрированные уроки. В статье мы рассмотрим вопросы интеграции в обучении, возможности применения и проведения интегрированных уроков, отражающие межпредметные связи по биологии и химии в современной школе.

Проблемы интеграции актуальны в обучении, обусловлены объективными взглядами в современном мире и продиктованы новыми требованиями к школе. Одной из проблем современной школы является ориентация предметной системы обучения на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Ученик, получая определённый объём информации по отдельным предметам, не всегда может анализировать; улавливать связь явлений; быстро находить правильное решение. Основная причина заключается в том, что в общеобразовательной школе традиционно внимание уделяется накоплению знаний, но современное образование направляет все усилия на подготовку высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Единую, целостную картину мира может представить интегрированный подход в образовании, позволяющий учителю расширить границы предметности, помочь ученику в поиске решения проблем, используя все знания, выходящие за рамки отдельного предмета [1].

Занятие, отражающее межпредметную связь – это урок, цель которого можно достигнуть лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, восприятия учащимися исследуемой темы, гармонично сочетающий в себе межпредметные связи, имеющий практическую направленность.

При интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. При таком подходе сочетаются разнообразные методы обучения: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях, использование информационно-коммуникативных технологий и эвристическому методу [2].

На практике нередко можно встретить одно и то же понятие, которое в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному – такая многозначность научных терминов препятствует восприятию учебного материала. Несогласованность учебных программ приводит к разному времени изучения одной и той же тема по разным предметам. Эти противоречия легко преодолевать при интегрированном обучении, которое решает ещё одну проблему – экономия учебного времени.

При проведении интегрированных уроков по биологии следует формировать у обучающихся знания о природе как единой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют, сохраняя необходимость биофизических и биохимических процессов жизни на Земле. Чтобы сформировать понятие о единой мировой картине, на уроке необходимо раскрывать понятием «природа-человек-общество». Вследствие устанавливаются не только внутрипредметные связи, но и интеграция материала из других предметов (химии, географии, физики). В результате возникают межпредметные связи, дающие учащимся знания многих областей науки, искусства, а также -реальной повседневной жизни.

При изучении на уроках биологии в 9 классе строения и состава клетки на тему «Структурная организация живой клетки», учащиеся узнают, что клетка имеет сложное строение, является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов), обладает собственным обменом веществ, способна к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все живые организмы либо, как многоклеточные животные, растения и грибы, состоят из множества клеток, либо, как многие простейшие и бактерии, являются одноклеточным организмами [5].

При изучении физиологических процессов, протекающих в клетке (питание, дыхание, рост, деление и выделение), учащиеся получают представление о единстве процессов, характерных как отдельно клетке, так и многоклеточному организму. При изучении химического состава клетки, ученики знакомятся с макро- и микроэлементами – химическими элементами Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева, устанавливая межпредметную связь биологии с химией.

При проведении интегрированных уроков «Структурная организация живой клетки», возможно использование различных приемов применения знаний из других предметов: использование наглядных пособий (таблиц, приборов, химических веществ), домашнее задание на повторение материала из другого предмета. Например, при изучении химического состава, функций клетки и организма, обмена веществ активизации мышления и интереса учащихся способствуют таблицы «Вода» и «Кислород и азот». Всё это помогает ответить на вопросы межпредметного характера [3].

В нашей школе проводятся интегрированные уроки по разным предметам. Нами были разработаны и осуществлены интегрированные уроки по химии, биологии. Примером является наличие в курсе химии 10 класса темы «Органические соединения: белки, жиры, углеводы», которые взаимосвязаны с курсом общей биологии, изучаемой в 10 классе «Молекулярный уровень: белки, жиры, углеводы». В ходе занятия учащиеся рассматривают не только строение, функции и свойства органических соединений, но и их химические свойства (примером является выполнение эксперимента: определение глюкозы реакцией серебряного зеркала; белка – концентрированной азотной кислотой; растительное масло – раствором перманганата калия), атомарный состав, возникающие в молекулах химические связи, первичную, вторичную и третичную структуры (если они характерны для данного соединения), вычисляют энергетическая ценность пищевых продуктов. Задачей данного урока является закрепление сведений о составе, строении, свойствах и функциях высокомолекулярных органических соединений жиров, белков и углеводов; показать, используя знания по химии и биологии о белках, жирах и углеводах, что здоровье человека – это главная ценность жизни, которую необходимо сохранять и беречь со школьного возраста. Проведение ннтегрированного урока «Органические соединения: белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся в курсе химии и биологии и сохранению здоровья человека. Организация проблемно-исследовательского обучения способствует формированию творческих и исследовательских способностей через использование заданий межпредметного характера, способствующего формированию опыта химического творчества [6].

Таким образом, использование интегрированного подхода – эффективное средство формирования у учащихся умения обобщать материал. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук. Также объединив все положительные аспекты, можно заключить, что интегрирование предметов позволяет использовать не только содержание самих предметов, но и применять знания других различных областей науки, культуры, искусства, а также обращаться к явлениям и событиям окружающей жизни [4], [5].

Литература

Самсонова, Л.В. Интегративные технологии в обучении биологии [Текст] / Л.В. Самсонова. // Современный урок биологии Ч.2- М.: Школа Пресс, 2010. – 516с.

Тагиев, И. В. Межпредметные связи как основа развития познавательной деятельности [Текст]. / И.В. Тагиев // Химия в школе.– 2011.– № 1.– С.44-46

Олексеюк, О. К. Из опыта реализации межпредметных связей [Текст] / О. К. Олексеюк // Химия в школе.– №10.– 2014.– С. 61-69

Фельдман, Ф. Г. Рудзитис, Г. Е.Органическая химия 10 класс [Текст] Издательство:Просвещение, 2012.–192 с.

Каменский, А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология 10-11 классы [Текст]. Издательство: Дрофа, 2012. – 369 с.

Жулькова, Н. В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке [Текст] / Н.В. Жулькова // Химия в школе. – № 9. – С. 45-47.

Кондаков, М. Л., Латыпова, Е. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/

Просмотров работы: 234