Татуировка – один из ранних видов искусства. Древнейшую (около 6 тыс. л.н.) татуировку в виде тонких усов на верхней губе мужчины связывают с культурой чинчорро Тихоокеанского побережья Южной Америки. Слово «татуировка» произошло от полинезийского «татау» и переводится как «рисовать» [Полосьмак, 2000, с. 95–102].
Татуаж – нанесение на кожу несмываемого цветного рисунка путем накалывания его одной иглой или пучками из нескольких соединенных игл с применением специальных пигментов, вводимых на глубину 0,5-1,5 мм, что позволяет сохранить интенсивность цвета в течение многих лет. В России термин «татуаж» нормативно закреплен Министерством здравоохранения РФ за процедурой нанесения татуировки, выполняемой с косметической и эстетической целями для маскировки швов, рубцов, следов ожогов и др. [Дрибноход, 2013, с. 27]. Татутаж сегодня приобретает все большую популярность в России и в мире. Сюжет татуировок – от простых черно-белых геометрических фигур до сложных выполненных в цвете картин.
Искусством татуировки владели практически все народы мира, в том числе и народы Севера Дальнего Востока России. Для проведения сравнительного анализа традиций татуажа этих народов использовались этнографические и исторические описания Я.И. Линденау [1983], В.И. Иохельсона [1997], В.Г Богораза [1939, 1991], C.И. Руденко [1949], И.В. Нельсона [1900] и др. Современные исследования проводились на базе Центра народов Севера Северо-Восточного государственного университета с привлечением данных мастеров-татуировщиков (г. Магадан).
Анализ этнографических описаний показал, что традиции татуажа уже имели место у коряков и эвенов в первой половине XVIII века [Линденау, 1983, с. 56, 107]; у чукчей и эскимосов – в конце XIX [Богораз, 1991, с. 187–189; Nelson, 1990, p. 50–52]. Исследование традиций татуажа у этих народов позволил выделить общие и особенные черты.
К общим чертам относятся техника и технология, места нанесения, назначение татуировок, пол мастера. Для татуажа использовались нитка, игла, уголь или сажа. Рисунок наносился путем продергивания под кожу иглой нитки смазанной сажей или угольным порошком [Богораз, 1991, с. 187; Иохельсон, 1997, с. 126; Линденау, 1983, с. 56; Руденко, 1949, с. 149]. Коряки и чукчи дополнительно смешивали сажу с жиром [Иохельсон, 1997, с. 126]. К.Г. Мерк отмечал, что чукчи татуировку наносили трехгранными железными иглами; в качестве краски использовалась сажа с жиром, смешанная с мочой, в которой был размешан протертый графит [Мерк, 1978, с. 124].
Местом нанесения татуировки у всех народов было лицо (лоб, виски, щеки, подбородок). На нос рисунки наносили чукчи и эскимосы; эскимосские женщины татуировали еще и губы. Другими частями тела, куда наносили тату, были плечи (у чукчей, эвенов, эскимосов), лобок, лопатки, ноги (чукчи), кисти рук (у коряков), грудь, колени (чукчи, эскимосы).
У всех исследуемых народов татуировки были предназначены для защиты от болезней, злых духов, врагов, бесплодия. Для привлекательности татуировали свое тело корячки [Иохельсон, 1997, с. 126]. После победы над врагом информацию в виде определенных знаков на предплечье и ноги наносили чукчи [Нефедкин, 2017, с. 318].
В числе различных особенностей традиций татуажа у северных народов – орнаментальные элементы. Наиболее сложными они были у чукчей и эскимосов. У чукчей – короткие и длинные одинарные, двойные, тройные линии, круги с точками, дуги, фигурки людей [Богораз, 1991, с. 187]. У эскимосов – круги, концентрические окружности и эллипсы, короткие одинарные, двойные, тройные линии, фигурки человека, «сетка», квадраты, «зубцы», «китовые хвосты», дуги, «лопатки», «трезубцы», «скребки» [Руденко, 1949, с. 149–150; Nelson, 1990, p. 50–52].
Татуировка корячек состояла из двух или трех горизонтальных линий поперек носа или двух-трех равно относящихся друг от друга изогнутых линий на щеках и подбородке. Русские называли корякскую татуировку «вышивкой лица» [Иохельсон, 1997, с. 126].
В роли мастера татуажа обычно была женщина; только у эвенов татуировать разрешалось, как женщине, так и мужчине, но с одним условием, чтоб это были вдова или вдовец [Линденау, 1984, с. 186].
По данным современных исследований в г. Магадане представители коренных народов севера сегодня делают татуировки на теле очень редко. Сюжеты их татуировок – растительный и геометрический орнаменты. Место нанесения татуировки – руки (чуть выше запястья) и верхняя часть спины. При нанесении рисунков на тело используется техника Мехенди – роспись тела временным орнаментом натуральной хной (обычно растительный мотив) или специальные машины с набором игл и красящим химическим пигментом.
Список литературы
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 224 с.
Дрибноход Ю.Ю. Косметология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 538 с.
Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. – С.П.: Наука, 1997. – 238 с.
Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. – Магадан: Магадан. кн. изд-во, 1983. – 176 с.
Мерк К.Г. Описание обычаев и образа жизни чукчей / Пер. с нем. З.Д. Титовой // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции, 1785-1795 гг. – Магадан: Магадан. кн. изд-во, 1978. – С. 98–155.
Нефедкин А.К. Военная культура чукчей (середина XVII – середина XX в.). – СПБ.: Лема, 2017. – 456 с.
Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии, 2000. – №4. – С. 95–102.
Руденко C.И. Татуировка азиатских эскимосов // Советская этнография, 1949. – №1. – С. 149– 154.
Nelson Е.W. The Eskimo about Bering Strait. – Washington: Government Printing Office, 1900. – 518 p.