В базовом курсе информатики раздел «Компьютер, как универсальное устройство обработки информации» обязателен для изучения в основной школы, и включен во все основные программы и учебники.
Однако, при единых требованиях государственного стандарта, каждая программа выделяет на его изучение разное количество часов. Количество и содержание материала, представленного в каждом учебнике, также различно.
Использование информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов оптимизации учебного процесса, обогащения методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся, вызывая у учащихся положительные эмоции, что повышает их учебную мотивацию [4].
При изучении данной темы рационально использовать принцип наглядности, так как данный принцип способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Теоретическое обоснование этого принципа впервые дал Я.А. Коменский. Его учебная книга так и называется «Мир чувственных вещей в картинках». Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и поэтому считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но реального наблюдения над ними». Я.А. Коменский сформулировал «золотое правило» дидактики: «…Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, пусть… сразу схватывается несколькими чувствами» [5].
Психологическое обоснование наглядности дал К.Д. Ушинский. Наглядные пособия он рассматривает как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики [5].
Для обучения теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» предлагаем использовать электронное наглядное пособие. Основная задача данного электронного наглядного пособия – продемонстрировать устройство компьютера и системного блока. Работая с интерактивной доской, ученики выполняют задания, собирают компьютер, а также перетаскивают на слоты соответствующие устройства, собирая системный блок.
Для объяснения темы «Устройство персонального компьютера» на этапе изложения нового материала можно использовать показ видеоролика с последующим его обсуждением (Рис.1). Что позволит обучающимся сформировать правильное представление об устройствах персонального компьютера с помощью наглядных образов, с сопровождением теоритического материала.
Рис.1 Показ видеоролика
На этапе закрепления нового материала для начала предлагаем использовать тренажер «Основные устройства персонального компьютера». В котором обучающимся нужно назвать составляющие ПК, нажав на устройство и выбрав из списка правильный ответ (Рис.2, Рис.3). Таким образом использую наглядность на данном этапе урока обучающиеся более продуктивно усвоят материал по изучаемой теме.
Рис.2 Общий вид тренажера «Основные устройства персонального компьютера»
Рис.3 режим выбора ответа тренажера «Основные устройства персонального компьютера»
Следующим предлагаем использовать тренажер «Строение системного блока», на котором представлен системный блок и его составляющее компоненты, такие как: жесткий диск, процессор, материнская плата, система охлаждения, привод и корпус. (Рис.2, Рис.3). Учащиеся, работая в группах или индивидуально должны назвать указанные составляющие системного блока. (Рис.4, Рис.5)
Рис.4 Общий вид тренажера «Строение системного блока»
Рис.5 Режим показа правильных ответов тренажера «Строение системного блока»
Далее предлагается задание "Устройства ввода и вывода информации", который полезен при объяснении материала по теме устройства ввода информации и устройства вывода информации. На нем представлены различные виды устройств, которые нужно учащимся разделить по соответствующим категориям (устройства ввода и вывода информации).
Рис.6 Тренажер «Устройства ввода и вывода информации»
Рис.7 Режим показа правильных ответов, тренажер «Устройства ввода и вывода информации»
Таким образом, при изучении темы "Устройство компьютера" входящую в раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», при отсутствия физических наглядных пособий, учителю нет необходимости «бегать» в поисках модели жёсткого диска, чтобы показать из чего он состоит. Визуальное наглядное пособие даёт возможность «заглянуть» вовнутрь системного блока и крупным планом «показать» составляющие ПК. Это сделало такой сложный материал как архитектура компьютера наглядным и понятным для учащихся. Представление материала в картинках, виртуальных моделях, позволяет акцентировать внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации, даёт учителю возможность вызвать такой мотив учения как интерес. Одновременное использование наглядных пособий, а также аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Именно это определяет качественный скачок при использовании принципа наглядности в обучении.
Для лучшего понимания и восприятия устройства персонального компьютера, а также грамотного использования вычислительной техники в целом, предлагаем использование принципа наглядности на уроках информатики при изучении данной темы.
Наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
Наглядное учебное пособие даёт возможность более подробно и интересно для обучающихся изучить тему «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации». Это сделало материал наглядным и понятным для учащихся.
Литература.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика учеб. для 7 класса / Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 205 с.
Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 103 с.
Информатика. 7-9 классы. Базовый курс. Теория / под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
Матюшкина-Герке, О.А. Анализ программных моделей в курсе «Архитектура компьютера» в педагогическом вузе // VIII Царско-сельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Т. VIII. – С. 29-32.
Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2014. - №3. - С. 21.