Морские суеверия, традиции и обычаи - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Морские суеверия, традиции и обычаи

Бобоназаров Р.Р. 1, Постникова О.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из древнейших является профессия мореплавателя. Издревле люди пересекали на построенных ими кораблях и лодках пространства морей и океанов в торговых, военных или познавательных целях. И во все времена эта профессия требовала от людей, которые посвятили ей жизнь, отваги, стойкости, мужества и, как ни парадоксально, любознательности, стремления познать неизведанное, так как водная стихия всегда была полна тайн, загадок и представляла собой смертельную опасность для неумелых не разбирающихся в морских тайнах людей.

Мореходы, как в древние времена так и в наши дни, встречаются с явлениями, поражающими воображение, порой необъяснимыми с позиций достигнутого уровня знаний. Поэтому неудивительно, что среди моряков рождалось множество различных легенд, суеверий, а также обрядов и традиций, призванных обеспечить безопасное плавание.

Так, например, от древних финикийцев, живших на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор и прославившихся как искусные кораблестроители и отважные мореплаватели, было унаследовано два обычая: один из них – освещение («крещение») нового судна при спуске его на воду, второй – обычай устанавливать на носу особые украшения.
Считается, что духи пучины с незапамятных времен враждовали с моряками, и на Востоке моряки до сих пор рисуют на бортах своих судов огромные глаза – считается, что эти глаза высматривают духов.

Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь. Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным (и крыс она тоже ловит). Однако кот, который в море начинает резвиться, «несет на хвосте ветер» и предвещает скорый шторм. Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам (впрочем, и без мистики разлагающийся труп представляет угрозу здоровью живых). Некоторые моряки верят, что мертвое тело на борту замедляет скорость корабля. Уронить на борт ведро или швабру считается дурной приметой. Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.

Во Франции верят, что, если моряк утонул, его жена услышит капель рядом с кроватью. На многих грузовых судах считается дурной приметой иметь на борту женщину. Однако ребенок, родившийся на корабле, сулит удачу. Дети на борту приносят вообще удачу.

Женщина на корабле – к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово «корабль» (Ship) женского рода. Поэтому предполагалось, что она – корабль – будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

В этой связи интересно обратиться к воспоминаниям советского наркома военно-морского флота Николая Кузнецова (1904–1975), описывающего в своих воспоминаниях то, как к этому суеверию относились в «старшем классе» – среди офицеров британского флота (история относится к периоду Великой Отечественной войны).

На крейсере «Кент»… из Мурманска в Англию отправилась наша профсоюзная делегация…. В составе делегации была и известная общественная деятельница К. Н. Николаева.

Значительно позже Майский рассказал о неожиданных трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на этом крейсере… Командир «Кента» не хотел брать на корабль нашу делегацию, во-первых, потому, что в ней было 13 человек, а во-вторых, из-за того, что в ее составе была женщина…

Опытный и находчивый дипломат, Майский быстро вышел из положения. Он попросил включить его в состав делегации, и пассажиров стало четырнадцать. А о Николаевой сказал, что она борется за общие интересы Советского Союза и Англии, поэтому для нее должно быть сделано исключение.

Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой; любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное.

Моряки охотно делают себе татуировки, и это отчасти объясняется тем, что, как верили в старину, татуировки отгоняют злых духов и отводят беду. По той же причине среди моряков так популярны различные талисманы.

Само собой, татуировки с клевером популярны во всем мире среди фанатов футбольного Селтика и баскетбольного Бостон Селтикс. А в Индии татуировки с изображением этого растения пользуются популярностью среди мореплавателей и путешественников, поскольку для индийцев четырехлистный клевер – символ четырех сторон света. Моряки часто наносят татуировку клевера с якорем на ногу. Это сочетание означает удачу и надежду вернуться домой.

Воробей – на каждые пять тысяч морских миль путешествия в море.

Свинья и петух – рисовали на спине или внешней стороне ног, чтобы избежать утопления моряка. Эти животные, первоначально перевозились на большинстве кораблей в деревянных ящиках. Во время кораблекрушений эти ящики продолжали плавать и пойманным течением выносились вместе с остальными вещами на берег. Свиньи и петухи – единственные из морских душ, чаще всего выживавших после кораблекрушений. Татуировка свиньи на левом колене и петуха на правом означало Свинья на левом колене, к безопасности в море. Петух справа, никогда не потеряешь бойцовского духа. Тату свиней и кур наносили ещё наудачу, чтобы всегда была яичница с ветчиной во избежание голода.

Ласточка – поскольку она всегда найдет путь домой из дальнего плавания.

Перекрещённые пушки или дула за военно-морскую службу.

Существует поверие, что кит – счастливое животное. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, сулило грядущие неприятности. Многие жены китобоев в различных странах лежали в постели и голодали, пока мужья находились в море, чтобы обеспечить им хорошую добычу.

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

У англичан Lubberland это мифическая страна изобилия, рай для моряков, умерших на земле, в отличие от Fiddlers Green – «Поющие кущи» – рай для моряков, погибших в море.

Лестница Иакова (Лестница Ангелов) – такое прозвище носит трап с деревянными балясинами и тросовыми тетевами. Название такое он получил по оптическому явлению в небе, когда сноп солнечных лучей, проходящий сквозь прорывы в облаках и прочерчивающие свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Видны, когда Солнце скрыто за тяжелыми облаками, а воздух наполнен легким туманом. Лучи параллельны, но кажутся расходящимися из одной точки – Солнца.

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют «скорым помощником». В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

Находясь в открытом море или тем более океане, моряки часто встречались с явлениями, которые не могли объяснить и которые представлялись им по этой причине таинственными и ужасными. В поисках объяснения неизвестных явлений фантазия моряков рождала страшные легенды и мифы, а стремление избежать подстерегающих в море несчастий приводило к возникновению множества суеверий.

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель «бушующих и легковейных» ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю...

И в настоящее время шторм является самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности. Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы – стакан пресной воды

Основная часть обычаев пришла в наши дни из времен парусного флота, когда движение корабля зависело от воли ветра и других капризов природы. Парусникам нужен был попутный ветер, и, чтобы обеспечить его, все средства были хороши.

Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго-восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

Было много и других способов заполучить попутный ветер. Так, например, считали, что надо где-нибудь у основания поцарапать мачту с той стороны, с которой ожидался ветер, и затихший ветер, проснувшись, снова наполнит паруса. Если это не помогало, то считалось, что на борту находится неисправимый грешник. Его надо было выявить и принудить к покаянию. Самое парадоксальное, что в это верили даже такие закоренелые грешники как пираты, и если жертва, считавшаяся грешником, не раскаивалась, то дело могло дойти до поножовщины.

С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом заставить работать ветер было «высвистывание». Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца – бога морей Посейдона – должен был с помощью раковины «высвистывать» волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами "юсуань", имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать» ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам.

У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае. «Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море.

Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.

Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам. Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

К персональным мерам противоборства с ураганами и морскими бурями можно отнести различные амулеты – раковины, зубы акулы и прочие «трофеи», полученные моряками за время плаваний. Также в некоторых христианских странах вместо амулетов использовали иконы богородицы, Николая Мирликийского, который считается покровителем моряков. Существовал и такой обычай – для того чтобы отогнать ураган, капитан извлекал из ножен меч и колотил им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но описанные действия мог производить только капитан корабля. До наших дней доходят мрачные истории о совершении такого ритуала помощниками капитанов и о страшных карах, постигших как исполнителей ритуала, так и корабля, на котором было произведено такое «самоуправство».

Что значит «бить склянки»? В старину время в море учитывалось по песочным часам – специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди – Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».

Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час – два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, – восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками. Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, И бунт был предотвращен.

Из всех легенд наиболее интересна легенда о Летучем голландце. Герой ее – некто Ван дер Декен, шкипер торгового голландского корабля-парусника. Упорные противные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн и долгое врем держали в тяжелых зимних условиях плавания. Все попытки обогнуть мыс были тщетны. Обозленный Вен дер Декен позволил себе поносить имя Господа Бога и заявил, что несмотря ни не что он обогнет Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на то богохульство раздался страшный голос: «Да будет так – плыви». И до сих пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно. Та же легенда говорит, что порой суда встречают Ван Декена, но это всегда не к добру. Иногда даже будто бы ужасный голландец поднимается не палубу встречных судов для передачи писем домой. Так рассказывают эту легенду, украшая и варьируя, в зависимости от воображения рассказчика и уровня восприимчивости слушателей.

Международное морское братство признает превосходство моряка-британца, презрительно относясь к итальянцам, португальцам, испанцам, называя их общим именем – Грязный Дего. На российского финна всегда смотрели как на колдуна. Моряки верят в их мистическую силу, их боятся, а потому стараются так или иначе ублажать. На Русском императорском флоте финны пользовались репутацией носителей всякого рода суеверий.

Объяснение этому надо искать в том, что мальчик-финн с раннего детства работал на лайбах, испытывая на себе грубое суеверие взрослых. Но вместе с тем финны – отличные моряки. Это единственная нация, которая по-прежнему держится парусов; у себя в Мариенхаме, на Аландских островах, финны собрали все лучшее, уцелевшее из парусной эпохи; перевозя несрочные грузы угля и зерна из Австралии в Англию и обратно, они всегда находят работу благодаря дешевизне фрахта.

Особенное отношение было у моряков к различным атмосферным явлениям. Причем на первом месте стояло такое явление как гроза. А первый громоотвод был изобретен еще в Древнем Египте и представлял собой позолоченную верхушку мачты. Со временем это гениальнейшее изобретение древних было забыто. За такое забвение многие команды кораблей поплатились собственными жизнями. Разбитые молниями мачты, пробитые палубы, пожары, вызванные грозовыми разрядами – вот тот весьма неполный список несчастий, случавшихся с моряками из-за отсутствия на кораблях громоотводов. И так продолжалось до тех пор, пока не был заново «изобретен» громоотвод.

В связи с разговором об атмосферных явлениях нельзя не вспомнить об «огнях святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей – «Санта-Марии» – благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.

В старину в морях и океанах, как утверждают средневековые хроники, встречались корабли – призраки. В наши дни моряки, так же как и много веков назад, рассказывают о встречах с такими кораблями. Чаще всего такие рассказы можно услышать от североморцев и моряков, бороздящих Тихий океан. Но вернемся пока к средневековым легендам. Средневековая легенда дала одну из таких кораблей название «Летучий голландец», закрепившееся в последствии за всеми остальными кораблями – призраками. Согласно этой легенде «Летучий голландец» был обречен за грехи капитана, бросившего вызов морским богам, никогда не приставать к берегу. И среди моряков пошло поверье, что встреча с этим кораблем предвещает гибель. До сих пор никто так и не может раскрыть эту загадку, будоражащую умы на протяжении многих веков. Нет ни подтверждений правдивости, ни опровержений этого явления. Отдельные авторы списывают это на пиратов и считают, что моряки принимали пиратские корабли, нападавшие на торговые суда под покровом ночи или ранним утром, за корабли – призраки. Но если принять во внимание тот факт, что пираты сами верили в эту легенду и наравне с купцами боялись встречи с «Летучим голландцем», то становится очевидной несостоятельность гипотезы о «пиратском происхождении» таких кораблей – призраков.

Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.

Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

В 1529 г. французский картограф Пармантье, ходивший на одном из военных кораблей на остров Суматру, отметил в своем дневнике, что на корабле отслужили службу при пересечении экватора, а 47 моряков этого корабля были приняты в «рыцари моря». Но при этом о самом ритуале как таковом картограф ничего не написал. Через двадцать восемь лет поле описанных картографом событий другой французский исследователь, которого звали Леру, в своей книге о путешествиях писал, что при пересечении экватора новичков купали в бочках с морской водой, а на палубе в это время танцевали ряженые «черти». Бывало, что купание устраивали не только в бочках, стоящих на палубе, но и непосредственно в море. В 1832 г. на борту брига «Бигл» процедуру «крещения» в бочке с водой прошел и Чарльз Дарвин.

Сегодня праздник Нептуна утратил свою религиозную подоплеку, но на всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и командующий состав, продолжают следовать древней традиции. Причем сегодня его отмечают не только при пересечении экватора, но и при проходе через другие всемирно известные географические точки. Например, при пересечении Гринвичского меридиана, Северного и Южного тропиков, Гибралтарского пролива и даже при прохождении Железных ворот на Дунае. В более примитивной форме посвящение в «рыцари моря» происходит и без пересечения перечисленных достопримечательностей – все новички, выходящие в море в первый раз, после отчаливания от родного пирса должны выпить определенное количество морской воды, а опытные моряки обливают их забортной водой.

Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.

Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей. Чаще всего в них фигурировали змееподобные существа с головой дракона. Так, в опубликованной архиепископом Олаусом Магнусом в 1555 г. в Риме истории скандинавских стран, присутствует рассказ о морских змеях, которые встречались скандинавским морякам. В частности там описывался змей длиной 60 метров и толщиной 6 метров. Этот змей питался исключительно быками, овцами и рыбаками, которые на свое несчастье попадались в его поле зрения, причем он был настолько ненасытным, что в любое время дня и ночи заглатывал целиком любые попавшиеся ему корабли или пасущиеся на побережье стада овец.

И в Средние века, и в последующие времена находилось столько очевидцев, встречавших в своих плаваниях гигантских змей, что даже уже в девятнадцатом веке отдельные ученые строили гипотезы о реальном существовании «мегафиса» (гигантской змеи). Поэтому не вызывает удивления, что в газетах и журналах того времени печаталось множество повествований о морских змеях чудовищных размеров. Например, в одной из газет был приведен рассказ лейтенанта Джорджа Сенфорда с судна «Леди Комбермиер», в котором говорилось о встрече этого отважного моряка со змеей длиной в 20 м. Также в газетах писали о встрече в Аденском заливе моряков с корабля «Сити ив Балтимор» с огромной змеей с «головой бульдога». Подобные сообщения время от времени появлялись и в прошлом веке. Например, в июле 1966 года многие газеты сообщали, что в Атлантике моряки видели неизвестное змееподобное существо длиной 10 м. и с телом, которое «фосфоресцировало как неоновая реклама».

Несколькими годами позже вышел достаточно основательный труд бельгийского зоолога Бернара Хвелманса, посвященный загадочным морским змеям. Ученый рассмотрел порядка 600 рассказов очевидцев за период с 1639 по 1964 г. По его мнению 60 из них были явно придуманными, еще 60 могут быть объяснены аналогией с известными официальной науке морскими обитателями, 120 случае исследователь отверг из-за многих неясностей в описаниях, но более 300 случаев он отнес к разряду трудно квалифицируемых, что позволило ему сделать вывод о реальном существовании в малоизученных глубинах океана существ змеевидного типа.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большая часть мифов и легенд имели в своей основе реальные события и факты, которые впоследствии стали обрастать всевозможными невероятными подробностями. Но при этом было бы совершенно неуместно утверждать, что Мировой океан уже открыл людям все свои тайны.

Список использованной литературы.

1. Морские обычаи и суеверия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duat.asia/story/morskie-obychai-i-sueveriya, свободный.

2. Морская библиотека Каланова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kalanov.ru/index.php?id=68, свободный.

3. Морские татуировки. Значения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alexfisherman.livejournal.com/46327.html, свободный.

4. Морские суеверия и приметы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seaman-sea.ru/morskie-sueveriya-i-primety.html, свободный.

Просмотров работы: 536