ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выборнова К.И. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование коллектива младших школьников очень сложный процесс. Понятие коллективообразование от лататинского collectivus — собирательный - стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу. На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек – существо социальное и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

В сфере взаимоотношения внутри коллектива первоклассников также происходят изменения. Достигнув возраста 6-7 лет, ребенок поступает в школу,  он совершает резкий и значительный шаг, вступая в новый период своего детства. Его положение существенно меняется.  Во первых, существенно расширяется круг общения и в него вовлекается множество новых людей. Со всеми людьми у ребенка устанавливаются  определенные, как правило, различные      отношения. Во вторых, в связи с изменением внешней внутренней позиции младшего школьника расширяется  тематика общения с людьми.

Таким образом,  каждый из первоклассников становиться членом новой для него человеческой общности, начинает выполнять социально значимую роль – роль ученика. Среди большого числа  новых для ребенка сверстников, одноклассников ему предстоит определить свои силы, занять определенное место, научиться подчинять свое поведение требованиям школы и учителя. У него появляются новые права и обязанности. В связи с этим изменяется первичный склад отношений ребенка с окружающими его людьми.

Особенности каждого детского коллектива зависят от того, в каком образовательном учреждении, общественной организации он создается. Школьный класс – ученический коллектив, который создается для достижения целей образования и воспитания. Это – формальное объединение детей по возрастному признаку для обучения по одной программе. Классный руководитель предъявляет детям требования, принятые в школе: распорядок учебной нагрузки, правила поведения, нормы взаимоотношений и т. я. Общее пространство существования учеников приводит к тому, что постепенно формируются неформальные отношения, появляются дружеские группировки внутри класса. Задача классного руководителя – добиться, чтобы для каждого ребенка класс стал привлекательным сообществом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Особое значение в решении этой задачи имеет выявление мотивов учения. Педагогам сложно работать с классом, в котором не поддерживается успешность в освоении знаний, осуждается прилежание в учебе. Для класса основным видом деятельности является учение. Только создав атмосферу заинтересованности в обучении, можно рассчитывать на личностное развитие детей. Реализовать свои потенциалы ребенку позволяют гуманистические отношения, которые вовсе не являются устойчивой характеристикой в детской среде, а должны быть объектом педагогической заботы.

Список литературы:

Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: 21 ВЕК, 2000.97 c.

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2000. 78 c.

Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.192 с.

Ботьева О.В. Социальная педагогика. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 189 с.

Просмотров работы: 3