ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Дисаенко А.В. 1, Чернобровкин В.А. 1
1МГТУ имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Досуг представляет собой очень важную составляющую часть жизнедеятельности человека. Его смысл можно рассматривать как в механическом смысле - восстановление физических и психических сил организма для продолжения умственной, трудовой и других видов деятельности; так и в психологическом - предпочитаемый досуг является отражением интересов и морально-нравственных ценностей человека.

В современных реалиях люди зачастую проводят свой досуг за созерцанием предметов культуры. В широком смысле это понятие означает: а) совокупность всех видов творческой деятельности на базе позитивных ценностей; б) объективацию результатов творчества отдельных личностей и народов в социальной жизни, в системе духовных и материальных творений, в традициях, обрядах, ритуалах, в морали [1]. С развитием в ХХ веке таких средств коммуникации, как радио и телевидение, сформировалось явление «массовая культура», которое одновременно и отталкивается от вышеупомянутого термина «культура», и искажает его.

Массовая культура - этокомплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Как порождение рыночной экономики, она является мощным инструментом влияния на мировоззрение людей. Это выгодно государству с экономической и идеологической целью. Еще Наполеон в свое время говорил, что пять газет могут сделать гораздо больше, чем хорошо вооруженная и обученная 100-тысячная армия. Массовую культуру называют развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура») или «поп-культурой». Эта продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы, мифологизирует человеческое сознание и предопределяет отказ от рационального начала в сознании.

Важно понимать, что предметы массовой культуры имеют возрастные ограничения. Особенно важно это понимать родителям, которые допускают досуг детей дошкольного возраста перед телевизором. И опасность здесь не только в негативном влиянии самого телевизора на физическое развитие организма. Психика дошкольника активно развивается, она очень пластична и впитывает любое проявление социума в сторону ребёнка. Крайне нежелательно просматривать вместе с детьми взрослые передачи, фильмы, не соответствующие их возрасту.

Важно отметить, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по ТВ, что его они впитывают в свою душу и стремятся жить по его заповедям. Телевидение вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя жить по законам этого мира, который они впитывают в себя с его экранов. Кодирование при этом не обязательно может быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, безнравственности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости. Результатом длительного досуга у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами.

Хотя влияние родителей на психику ребёнка достаточно велико, дошкольное образовательное учреждение также может влиять на социальные, морально-этические нормы дошкольника, так как организует его досуг на протяжении 1/3 части дня. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» [2].

Духовно-нравственное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении - это содействие целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого воздействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта [3]. Базовые социокультурные духовно-нравственные ценности, которые педагог-воспитатель должен осваивать с ребёнком: жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд, благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, любовь к ближним и др.

Понимая важность проблемы организации психологически адекватного, верного досуга детей дошкольного возраста, мы разработали проект организации культурно-досуговой деятельности для группы детей старшего дошкольного возраста одного из Детских садов г. Магнитогорска Челябинской области. Тема проекта интеллектуальной и духовно-нравственной направленности: «К добру – через книгу».

Художественно-творческий проект «К добру – через книгу».

Срок реализации проекта: три месяца

Цель проекта: формирование у детей морально-этических норм поведения посредством работы с книгами; формирование у детей интереса к чтению посредством творческой деятельности.

Задачи проекта:

Формирование у дошкольников доброты и милосердия

Познакомить детей с лучшими произведениями художественной литературы для детей

Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов

Научить детей создавать книгу своими руками

Способствовать зарождению традиции семейного чтения

Проект включает в себя следующие направления работы:

1) Работа с детьми. Цикл занятий «Маленькие уроки доброты и дружбы».

На занятиях педагог-воспитатель знакомит детей с видами книг, из чего состоит книга, читает художественную литературу о добрых поступках, создаёт вместе с детьми книжку-самоделку «Доброта».

На каждом занятии должна добавляться одна страничка, созданная после прочтения рассказа или сказки о добрых делах. Например, прочитав рассказ В. Осеевой «Просто старушка», обсудив поступки героев рассказа, оформляется страничка «Помогать пожилым людям». Прочитав рассказ Л. Гурьяновой «Доброе сердце», оформляется страничка «Помощь братьям нашим меньшим». Прочитав рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», оформляется страничка «Волшебные слова».

Литература для громких чтений: В. Осеева «Просто старушка» и другие рассказы, Гурьянова «Доброе сердце», А. Барто «Вовка – добрая душа», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», «Добрые дела: стихи для детей».

2) Работа с родителями. В семью ребенка передается рюкзачок, в который помещаются:

- Книги для чтения родителями детям на тему «Добрые сказки».

- «Обращение к родителям» (информация о проекте).

- Инструкция для родителей «Как сделать книжку-самоделку с ребенком».

- Все необходимое для создания книжки – самоделки: цветная бумага, альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, раскраски, цветной картон.

- Памятка для родителей «Уроки доброты в семье».

В течение недели родители читают ребенку книги и создают вместе книжку - самоделку «Добро начинается с меня», в которую дети вклеивают свои рисунки о том, какие добрые дела они сделали за это время.

Заключительное мероприятие - литературный праздник «К добру - через книгу», с презентацией семейных «Книжечек добрых дел» и общей книги «Доброта».

Продукт проектной деятельности: книжки - самоделки

Ожидаемые результаты:

Реализация предлагаемого проекта поможет детям полюбить книгу, стать добрее к окружающим.

Правильно организованный с точки зрения духовно-нравственной стороны досуг детей дошкольного возраста способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [4, с. 172]. Через умелую организацию и содержание различных видов детского досуга формируются важные для становления мировоззрения ребенка ценностные ориентиры, а так же намечаются те необходимые духовно-нравственные устои, которые родители должны видеть в позитивном развитии своего ребенка.

Список использованных источников:

Фролов, И.Т. Философский словарь - Москва: Республика, 2001. - 719 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL : https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения: 20. 12. 2018)

Мотоева, Л.Л. Воспитание доброты у дошкольников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/09/14/vospitanie-dobroty-u-doshkolnikov (дата обращения: 21. 12. 2018)

Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

Просмотров работы: 11