МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Купавых С.С. 1, Безрукова Т.Л. 1
1ВГЛТУ им. Г.Ф.Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методика оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры (ТЛИ) в рамках формирования экономической системы заключается в применении многоуровневых моделей с исходными данными, позволяющими воплотиться в реальность посредством междисциплинарного характера исследования.

Транспортную систему необходимо оптимизировать для интенсивного развития экономики территории региона, а, не только совершенствуя функционал транспортных средств, на основе этого выстраивается иерархия модели оптимизации.

Иными словами, на верхнем уровне этой модельной иерархии содержатся цели развития экономики, поскольку они оказывают влияние управляющего характера на значения нижних. Заявленная методика базируется на математической модели с большим числом критериев, оптимизирующих транспортную систему территории. При рассмотрении схемы математической модели с несколькими уровнями насчитывают их количество, равное четырем (рисунок 1) [3].

В процессе построения математической модели анализировалась ТЛИ РФ. В большинстве случаев морфология регионального пространства экономики предопределяется графом сети транспорта (магистральные дороги ж/д и автотранспорта).

Рисунок 1 – Схема организации многоуровневой модели оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры

Поскольку им свойственен антропогенный фактор сформированности инфраструктурной сети транспорта. Уже имеющиеся транспортные магистрали и которые планируют построить с целью территориального ресурсного освоения могут оказать либо ускоряющее, либо тормозящее воздействие.

Оценивается ТЛИ на соответствие технико-технологическим параметрам и содержание критерия надёжности действия транспортных подсистем. То есть, на этом этапе записываются в математическую модель данные, содержащиеся в таблице 1, но не ограничиваются ею.

Таблица 1 – Параметры транспортного уровня модели

Ребра

Вершины

расстояние

погрузка

количество путей, полос движения

выгрузка

предельная осевая нагрузка

транзит грузов

предельная скорость движения

объем перевозок пассажиров по видам транспорта

средняя скорость на участке

объем перевозок пассажиров в поездах дальнего следования

время движения по участку

объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении и городском

грузонапряженность

транспортная подвижность населения

пропускная способность

количество трансфертных пассажиров на стыковках международных рейсов (авиа) и внутренних рейсов

провозная способность

число происшествий на транспорте

протяженность дорог общего пользования соответствующих нормативным требованиям к транспортно- эксплуатационным показателям

уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти для обеспечения безопасности населения на транспорте

прирост объема транзитных перевозок

 

уровень оснащенности надзорного органа техническими средствами

 

доля протяженности дорог, обслуживаемых с долгосрочными контрактами

 

доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности

 

вероятность безотказной работы

 

Далее заносятся данные о ресурсах территории региона, которые прилегают в вершине графа. На третьем уровнем, обозначенном в качестве благоприятности природных условий, придается важное значение как фактору развития территориальной экономики РФ и оптимизации транспортной сети.

Оценивать эффективность хозяйственной деятельности необходимо и в пределах национальной экономики и с показателями деятельности мировых конкурентов, такие правила диктует глобальная экономика.

На основе описанного, можно сделать следующий вывод, а именно: в ближайшей перспективе развитие субъектов РФ и их территорий будет происходить неравномерно, однако, методика предполагает определение районов, в которых инвестиции «осядут» и позволят достичь максимально возможного эффекта в благоприятных географических (природных) условиях.

Территория, имеющая самые благоприятные природные условия, должна покрываться хорошо развитой плотной сетью транспортной инфраструктуры.

На данном этапе при формировании модели при определении критериальных значений определяются данные по параметрам уровня «Благоприятность природных условий» по Воронежской области (таблица 2).

Таблица 2 – Параметры уровня «Благоприятность природных условий» по Воронежской области

Факторы Благоприятности природных условий территории

Баллы

Рекреационная оценка

6,7

Уровень сейсмической опасности

0

Обеспеченность питьевой водой

8,9

Ландшафтно-рекреационная Оценка благоприятствования для промышленного и гражданского строительства оценка

8,5

Оценка благоприятствования для сельского хозяйства

9,2

Средняя температура

9,1

Доступность и достаточная протяженность автомобильных дорог

7.2

Уровень экологической чистоты окружающей среды вдоль автомобильных дорог с твердым покрытием

6,7

Среднее значение баллов по каждому фактору благоприятности природных условий территории определено экспертным путем, для чего было привлечено 20 независимых экспертов. Для того чтобы модель реализовалась нужно выполнение принципа: имеющиеся данные, которые в разных плоскостях отражают параметры модели и зафиксированы один раз, а возможность их использования может быть достигнуто много раз в зависимости от функций при решении различных задач.

Векторная оптимизация является основой обрабатывания полученных данных, предусмотренной методикой и обеспечивающей выполнения условий. Заявленная методика выступает в качестве инструмента анализа сети транспорта на основе многокритериальности и междисциплинарности, которые позволяют оптимизировать проекты регионального развития экономики. В данном контексте, транспортная сеть должна формироваться как инфраструктурный каркас, с социальными и экономическими связями, которые будут способствовать развитию протекающих процессов по интенсивному пути. Посредством выработки новых методов и подходов на основе их оригинальности при описании экономико-математической модели объекта исследования с применением программ ЭВМ увеличивается уровень качества управления ТЛИ региона.

Список литературы:

Безрукова Т.Л., Печерская О.А., Нестеров С.Ю. Совершенствование управления транспортно-логистической инфраструктурой: организационно-методические основы, эффективный инструментарий, методы и модели оптимизации: монография. - М.: Кнорус, 2015. –110 с.

Задворный Ю.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона // Transport business in Russia. – 2010. – С.10-12.

Казаков А.Л., Петров М.Б., Маслов А.М. Многокритериальная оптимизация транспортной системы региона на основе ее гиперграфа // Экономика региона. – 2014. - № 4. – С. 199 – 208.

Купавых С.С., Безрукова Т.Л., Печерская О.А. Оптимизация транспортно-логистической инфраструктуры регионов как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – № 1. - Т.3. – 2016. – С. 430-432.

Просмотров работы: 8