Сущность и классификация войн и военных конфликтов: содержание и анализ проблемы в современных условиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Сущность и классификация войн и военных конфликтов: содержание и анализ проблемы в современных условиях

Юсупов А.К. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Война - явление всех исторических времен и всех цивилизаций. Секирами или пушками, стрелами или пулями, в результате химических атак или взрывов от цепной атомной реакции, с близких или дальних расстояний, индивидуально или массами, по воле случая или по строгому плану и согласно тому или иному методу люди убивали друг друга, пользуясь оружием и средствами войны, созданными благодаря обычаям и знаниям, накопленным человеческим обществом.

Война как насильственное изменение отношений между людьми всегда связана с разрушением тех или иных условий существования противоборствующих сторон. Она замедляет или прерывает развитие цивилизации, деформирует материальную и духовную культуру. По подсчетам историков, в 14,5 тыс. больших и малых войн, происшедших за последние 55,5 века, погибло 3640 млн. человек.

Только за последние 3,5 столетия в войнах, происшедших в Европе, общее число безвозвратных потерь увеличилось с 3,3 до 60 млн. человек. Кроме того, армии европейских колонизаторов с 1700 по 1939 г. потеряли 1,3 млн. человек.

Потери же колониальных народов вообще не поддаются учету, но ясно, что они во много раз превышают потери регулярных войск европейских держав и исчисляются многими миллионами.

Неисчислимые человеческие жертвы принесла вторая мировая война, в которую было вовлечено 72 государства. В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано в армию и на флот до 110 млн. человек. В ходе войны погибло до 55 млн. человек.

Если в годы второй мировой войны гражданские лица составляли 50% пострадавших от военных действий, то в ходе агрессии во Вьетнаме их было уже 70, а в 1982 г. в Ливане в ходе агрессии Израиля эта цифра выросла до 90%.

Количество же локальных войн и военных конфликтов, происшедших после Второй мировой войны, огромно.

Некоторые исследователи насчитывают их до 500, другие до 200. Такое расхождение обусловливается различным подходом к их оценке. За послевоенную историю кратковременных военных столкновений произошло сотни, а довольно крупных кровопролитных войн, хотя и локальных, - десятки. После второй мировой войны произошло войн и военных конфликтов значительно больше, чем после первой мировой войны.

Если за 22 предвоенных года (1917-1939) было развязано 59 войн и военных конфликтов, то за такое же время после второй мировой войны (1945-1967) - почти вдвое больше.

По данным американской газеты «Файнэншл Таймс», приведенным журналом «Журналист», увеличение числа войн и военных конфликтов еще более разительное. Годы после второй мировой войны характеризуются не только увеличением числа войн и военных конфликтов, но и значительным расширением их географии. Если в годы, предшествовавшие второй мировой войне, большинство войн и военных конфликтов приходилось на Европу и ближайшие к ней районы Северной Африки и ближнего Востока, то в послевоенные годы они возникали в основном, в Азии, Африке и Латинской Америке. Так, за 1945-1975 гг. в Европе произошло 5 войн и военных конфликтов, в Азии - 74, в Африке - 44 и в Америке Человечество мечтало освободиться от войн, но входит в третье тысячелетие с войнами и военными конфликтами. И освободиться от них в следующем столетии маловероятно. Поэтому и содержат практически все страны мира мощные вооруженные силы, которые и будут участвовать в этих войнах.

Современные подходы к оценке войн и вооруженных конфликтов XXI века.

Исторический опыт учит: нельзя готовиться к прошлой войне. Необходимо увидеть в будущих столкновениях специфику военно-политических целей, средств и способов действий. Следует определить лицо этих новых войн. Это можно сделать лишь при условии глубокого проникновения в самую суть этих сложнейших социальных явлений, познания процессов зарождения, протекания и разрешения военных конфликтов, прогнозирования их возможного хода и исхода.

Вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

Без науки, приведенной в соответствие с изменившимися условиями современного периода общественной жизни и военной практики, решить задачи предотвращения и эффективного разрешения проблем войны и вооруженных конфликтов не удастся. Прошедший после начала 90-х годов период внес решительные изменения в нашу российскую действительность. Он по-новому поставил многие проблемы теории и практики военного строительства.

Существенно изменились подходы к решению задач обеспечения обороны и военной безопасности государства. Концептуальные основы военной теории, базирующиеся на марксистско-ленинских идеях, отправлены в архив.

Новые базовые положения пока еще не сформированы. Военная наука, как и многие другие прикладные науки, находится в поиске новых идей. Попытки заимствования западных концепций или поспешного переноса теоретических положений русских военных мыслителей прошлого, включая эмигрантскую мысль, в современную систему знаний о войне, не стали продуктивными.

Современная военная практика требует совершенно новых подходов к ее исследованию, и это в условиях нашей российской действительности обязывает нас к напряженному поиску решения практических проблем

Очень характерен в этом отношении пример с разработкой в начале 90-х годов прошлого столетия первого варианта «концепции военной реформы» представителями известной в прошлом проправительственной партии «Демократический выбор России». Военную реформу эти «специалисты» понимали как реформу вооруженных сил, ее целью ставилось «радикальное» преобразование армии и флота, резкое сокращение личного состава и расходов на оборонные нужды, перепрофилирование предприятий оборонного комплекса.

Преобразования проводились под лозунгом: «экономить на военных расходах ради решения экономических и социальных проблем».

Все это привело авторов к ошибочным выводам в теории и предопределило серьезные просчеты на практике. В конечном итоге был нанесен непоправимый ущерб обороноспособности нашего государства. Как ни прискорбно об этом говорить, военная наука в тот период никаким образом не смогла повлиять на бездумную политику первых реформаторов военной сферы нашего государства после развала СССР.

Военная реформа практически проводилась, не прерываясь, и все последующие годы. Каждый министр считал своим долгом говорить о завершении реформирования. Но приходил новый руководитель, и картина повторялась. Преобразования вооруженных сил слабо подкреплялись финансированием. Только в последний период руководство страны озаботилось необходимостью укрепления обороны, больше внимания стало обращать на социальную сферу военнослужащих, работников оборонно-промышленного комплекса. Сегодня мы вновь переживаем период кардинальной ломки системы обеспечения военной безопасности государства. Осуществляется процесс формирования нового облика вооруженных сил. Безусловно, изменения в структуре и составе наших армии и флота назрели, их необходимо проводить, вооруженные силы должны быть готовы к отражению возникших военных угроз XXI века. Эти угрозы носят своеобразный характер. Наш ответ на новые вызовы должен быть адекватным. Систему же обеспечения военной безопасности государства необходимо создавать заблаговременно.

Однако, вновь допускается старая ошибка: военная наука практически не участвует в решении проблем реформирования системы обеспечения военной безопасности. Военные ученые узнают о принятых решениях из газет. Концепция формирования нового облика вооруженных сил не обсуждалась научной общественностью, военнослужащие и работники оборонной сферы поставлены в положение бездумных исполнителей принимаемых решений. Военной доктрины, конкретизирующей основные положения «Стратегии...» в области обороны и военной безопасности, пока нет, а реформа Вооруженных сил России находится в стадии завершения.

Как известно, любое ответственное преобразование должно быть в начале глубоко осмыслено, научно обосновано, осуществлены необходимые эксперименты и только затем приняты решения и организована их реализация. Но российская действительность не всегда соответствует указанному правилу.

Мы можем вначале принять закон, а через 7-8 лет утвердить концепцию этого закона, а затем вносить бесчисленные дополнения и изменения в уже принятый законодательный акт. Как было, например, с законом «О безопасности» и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Центральный вопрос обеспечения военной безопасности - к какой войне (войнам) должна быть готова наша страна? Не дав на него ясный ответ, нельзя заниматься серьезными реорганизациями.

Только наука может ответить на него, а она пока не определилась с ответом. Можно ли гарантировать, что будущие войны России будут исключительно локальными? Может ли Россия рассчитывать, что победа в войне будет достигнута только вооруженными силами? Как должны реформироваться другие элементы военной организации государства, кроме ее ядра - вооруженных сил? В таком случае, почему не создается новый облик военной организации государства?

Нашему политическому и военному руководству еще не раз придется решать задачи, ответы на которые находятся в области теории и методологии военной науки, именно поэтому важно привести наши знания в соответствие с изменившимися условиями общественной практики, радикальными переменами в военной сфере.

Сегодня устами Президента России озвучен тезис: «Руководитель должен быть профессионалом»! Очевидно, что эти слова относятся не только к спортивным руководителям. «Государственное руководство должно представлять себе специфику управления в военной сфере, имеющую немаловажные отличия от общегосударственного гражданского управления.

Жизненный опыт, менталитет, образ действий профессионального военного, -отмечает А. Кокошин - значительно отличаются от тех, что характерны для гражданских государственных и политических руководителей».

В свое время китайский военный теоретик Сунь-Цзы говорил: «Армия страдает от своего государя в трех случаях: когда он, не зная, что армия не должна выступать, приказывает ей выступить; когда он, не зная, что армия не должна отступать, приказывает ей отступить: это означает, что он связывает армию, когда он, не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство; тогда командиры и армия приходят в растерянность; когда он, не зная, что такое тактика армии, руководствуется при назначении полководца теми же началами, что и в государстве; тогда командиры в армии приходят в смятение».

Военно-учебное заведение подобного рода представлялось в перспективе школой подготовки кадров высшего звена в сфере обороны и военной безопасности страны.

Не только военачальников стратегического уровня, но и руководителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, других силовых министерств и ведомств, работников оборонного комплекса, непосредственно связанных с обеспечением военной безопасности страны. Какой станет военная академия в новых условиях, большой вопрос!

Война - сложнейшее социальное явление, война - особое состояние общества, война-продолжение политики государств, классов и социальных групп «иными, насильственными средствами». От того, как политическое и военное руководство понимает войну, как определяет ее сущность, причины и источники, зависит военная политика государства и других элементов общественного устройства, содержание и направленность военного строительства, военная безопасность страны и еще многое другое. В конечном счете, от этого зависит будущее государства и народа. Для России развивающейся, стремящейся восстановить былое могущество и занять достойное место в системе мирового сообщества, решение этих задач имеет приоритетное значение. Следовательно, и относиться к этой проблеме необходимо ответственно.

Война - постоянный спутник жизни общества. Так было, и так будет до тех пор, пока ни созданы условия для отказа от применения военной силы при возникновении конфликтных отношений между субъектами общества. На современном этапе общественного развития нашей страны, в условиях осуществления радикальных перемен в области политического обустройства общества и преобразований его экономической системы возникло и существует определенное несоответствие наших взглядов на сущность и содержание современной войны с реальной характеристикой этого общественного явления.

Никто не станет отрицать, что война стала другой. Опасность самоуничтожения в случае применения оружия массового поражения заставляет ведущие страны мира избирать новые способы силового давления на свои жертвы. Наряду с применением средств вооруженной борьбы агрессоры активно используют средства информационного и психологического воздействия, силовые военно-экономические, политико-дипломатические и иные средства.

Значительно большую, чем прежде роль в этих войнах играет внутренняя оппозиция, напрямую поддерживаемая, финансируемая и вооружаемая агрессором. Агрессор засылает или специально готовит «агентов влияния», ведет разложение населения и личного состава войск государства-жертвы.

Причем все эти действия осуществляются планомерно, ведутся целенаправленно и организованно и не только перед войной, но и в ходе ее ведения.

Ведь неслучайно, что среди отдельных представителей научной общественности бытует мнение, что «холодная война» тоже война.

Сегодняшняя война приобрела новые характеристики: бесконтактная война, сетецентрическая война, война без потерь своих сил, «цивилизационные» войны, «нетрадиционная война», «психологическая война», «информационная война» и др.

Хотя в современных локальных войнах широко применяются разрушительное оружие и боевая техника и они продолжают совершенствоваться, нельзя не заметить, что применяются они комплексно с другими средствами ведения войны, роль которых заметно возрастает, и что создаются новые условия, позволяющие добиваться не менее решительных успехов путем использования этих других средств при опоре на оружие и боевую технику вооруженных сил.

Не секрет, что в современных условиях осуществляется массированное внедрение во все сферы общественной жизни радиоэлектронных средств, происходит всеобъемлющая компьютеризация систем управления государством, его экономикой, инфраструктурой, военной организацией, в том числе вооруженными силами и оружием.

Часто войну рассматривают как процесс активного противоборства вооруженных сил конфликтующих сторон, поэтому подготовку к ней связывают главным образом с приведением армии и флота в надлежащее состояние.

Исследования войны нередко ограничиваются развитием теории военного искусства и теории строительства вооруженных сил. Причем при разработке данных теорий в рамках военной науки не всегда учитывают, что война - явление социальное, она тесно связана с политикой государств и социальных сил общества.

Войны ведутся теперь народами, в войне участвуют не только вооруженные силы, но и другие войска, воинские формирования и органы, население государств вовлечено в стихию войны.

Военные действия включают в себя не только формы и способы применения вооруженных сил, но и разнообразные акции политико-дипломатического, военно-экономического и информационно-психологического противоборства, операции спецслужб и т.д.

При этом не учитывается, что вооруженные силы являются составной частью военной организации государства.

Военная доктрина Российской Федерации определяет место и роль военной организации государства в обеспечении военной безопасности страны.

К большому сожалению, это положение не всегда учитывается на практике. Не решены многие проблемы ее реального функционирования, не созданы органы управления системой, не уточнены функции ее элементов. Подобный подход к исследованию войн чреват серьезными просчетами в практике военного строительства и подготовки страны.

Война, вооруженный конфликт за время с момента их возникновения постоянно эволюционировал и.

Менялись политические цели и характер войн, происходили многочисленные изменения в средствах и способах их ведения и т. п.

Эти процессы достаточно хорошо изучены, и вряд ли необходимо повторять известные истины. Историки и политологи, военные ученые, специалисты других отраслей наук, исследующие войну и все, что с ней связано, единодушны во мнении, что война тесно связана с политикой государств и социальных сил общества; что ей присущи военно-силовые действия и обязательное использование средств военного насилия.

Практически мало кто возражает против социальной природы войны. Правда, за последнее время появились работы, в которых делается попытка возродить мальтузианские взгляды на природу войны, видеть причины ее возникновения в агрессивной сущности человека. Бесспорно, что психика человека существенно влияет на социальную жизнь, нельзя не учитывать этого влияния, также как и воздействия всей духовной сферы на процессы возникновения войн.

Однако, утверждать, что современные войны происходят по причине противоречий в области культуры, языка, религиозных и национальных особенностей, как это утверждает С. Хантингтон, крайне опасно.

Существуют два основных подхода к вопросу о происхождении войн.

Первый диалектико-материалистический: война - явление историческое и общественно-политическое. Она возникла вместе с расколом общества на антагонистические классы и второй - природа войны заключена в агрессивной сущности человека.

Она порождается совокупностью разнообразных факторов (биологических, демографических, географических, этнических, экологических и др.).

При первом подходе причины возникновения войн связываются с политикой государств или социальных сил. Война рассматривается как явление общественное, как продолжение осуществления субъектами политики целей мирного времени, но насильственными, военными средствами.

В этом случае для анализа причин и возможного характера войны необходимо глубоко изучить политику государств накануне войны.

Заданность вооруженного насилия политикой государства, социальных сил общества определяет масштабы, цели и характер военного противоборства сторон.

И, наконец, войну ведут люди, общественные силы, государства.

Представлять войну как следствие агрессивности человека, как биологическое свойство людей, значит, не учитывать главных причин возникновения, хода и исхода войн, что на практике приводит к серьезным ошибкам и просчетам.

Известная концепция «цивилизационных войн» С. Хантингтона по своей сути очень близка ко второму подходу оценки причин возможных войн. Стремление увидеть природу современных войн в противоречиях культурно-идеологического противостояния народов, в различиях этнического и религиозного характера есть не что иное, как попытка замаскировать подлинные причины войн, отвлечь внимание политиков и ученых от исследования главных, существенных свойств этого сложного социально-политического явления жизни.

Цивилизационные различия будут всегда, следовательно, по мнению сторонников второго подхода, причины войн не устранимы. Если это признать, то следует пересмотреть позиции глобальных и региональных миротворческих организаций, отказаться от борьбы за мир, смириться с политикой агрессивных сил, перечеркнуть с таким трудом принятые мировым сообществом Устав ООН, хартии и резолюции международных конгрессов и конференций.

Этнические и религиозные особенности людей долговечны, культура и менталитет народов мало меняются в ходе исторического развития - отсюда вывод: противоречия между людьми вечны, значит, и войны нельзя исключить из жизни общества. Следовательно, все усилия народов предотвратить войны не имеют смысла, сложные конструкции обеспечения мира не нужны.

Война - неизбежный спутник общества, война - неустранимое средство достижения целей.

Война - идол, которому необходимо поклоняться. Такой подход нельзя признать правильным.

При втором подходе к оценке природы и сущности войны напрочь отбрасываются ее социально-политические и экономические причины.

Противоречия подобного рода объявляются незначительными, второстепенными.

Война из средства политики превращается в средство разрешения частных проблем психологического свойства людей, драчливость человека преподносится как всеобъемлющая причина вооруженного противоборства государств и социальных сил общества.

Социально-политическая природа войн подменяется психическими процессами, которые вряд ли можно возводить в абсолют при оценке сложных общественных явлений.

Но так удобно тем, кто сегодня диктует народам свою идеологию и свою силовую политику.

Удобно не видеть социальных противоречий общества, не замечать экономических проблем.

Удобно объяснять необходимость силового вмешательства в дела других государств под предлогом «несовременных взглядов» на культуру и религию, поддержку ими «неугодных режимов», тем самым оправдывать собственную политику агрессии и диктата.

Характерен в этом отношении анализ реальной позиции США в оценке причин войны против Ирака в 2003 году.

Как известно, американское политическое руководство среди главных причин начала военных действий в этой стране назвало: необходимость запрещения производства и распространения оружия массового поражения в Ираке и запрет на поддержку этой страной международного терроризма.

Последующие события решительно опровергли подобные оценки причин войны администрацией Белого дома и их союзниками.

Подлинные причины войны были иными: в основе агрессивной политики США лежали экономические интересы американских корпораций и особая важность стратегического региона Ближнего Востока.

Однако, до сих пор ни США, ни их союзники (исключая, пожалуй, Великобританию, где был снят с должности министр обороны за недостоверность информации об Ираке накануне войны) открыто не признали ошибочность и не осудили односторонность политики Буша в обход действий ООН. Из этого следует неоспоримый методологический вывод: природу всяких войн и вооруженных конфликтов следует искать в области основных противоречий сторон (политических, экономических, социальных и иных), которые напрямую связаны с потребностями и жизненно-важными интересами людей, социальных сил общества, государств или союзов стран. Это совсем не означает, что духовно-идеологические и культурные интересы должны исключаться из анализа причин войны. Они всегда имеют важное значение и должны быть учтены. Они при определенных условиях могут быть и приоритетными, но никогда противоречия в области идеологии и культуры не должны рассматриваться в отрыве от социально-политических и экономических противоречий. От позиции субъектов политического общества зависит быть или не быть войне.

Логика анализа природы военных конфликтов такова: оценка потребностей сторон - их жизненно важных интересов - целей - мотивов действий - решений - практических действий - характера конфликтов (вначале с применением не силовых средств, а при отсутствии компромисса и при желании добиться цели любой ценой - использованием военных средств, т.е. военных конфликтов) - и, наконец, результатов.

В ходе анализа следует определить жизненно важные интересы сторон, затем увидеть, в чем состоят различия их позиций, оценить характер противоречий и тенденции развития.

В случае резкого обострения противоречий необходимо оценить возможности сторон в назревающем военном конфликте, готовность сил и средств к использованию в конфликте, способность политического руководства к решительным действиям, умение оценить военно-политическую обстановку т.д.

Войны на нашей планете имеют свое будущее.

По ходу истории они не исчезают, но развиваются вместе с цивилизацией. Наша сегодняшняя задача понять не будущее войн, а войны будущего: какие войны ожидают Россию в будущем, и к чему надо быть готовым.

Мы сейчас с вами живем уже в совершенно другом мире. И этот мир в военном отношении продвинулся куда больше, чем о нем пишут в открытой печати.

Анализируя опыт войн, военных и вооруженных конфликтов, имевших место только за последние 52 года, можно обнаружить смену закономерности в развитии вооружений: плавный, постепенный эволюционный процесс разработки и модернизации известных видов вооружений начал уступать место скачкообразному их обновлению. Особенно это нашло своё выражение в том, что в этот период появилось не просто новое оружие, а целые боевые системы, способные выполнять те задачи, которые ранее возлагались в основном на живую силу.

В течение последних десятилетий коренным образом изменились взгляды военных теоретиков на ведение военных конфликтов и способов вооруженной борьбы. Во многом это обусловлено разработкой качественно новых образцов вооружения, создаваемого на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, а также способов защиты войск от их поражающих факторов.

В современных войнах могут использоваться многомиллионные армии, оснащенные большим количеством самой разнообразной боевой техники и вооружений. Виды и масштабы применения различного оружия, характер и степень защиты от него повлияют на величину и структуру потерь войск в технике и личном составе. Изучение оружия и его поражающих свойств позволяет понять характер боевой патологии в целом и отдельных органов и систем в частности, получить количественную и качественную характеристику поражений личного состава на военных объектах и в боевой технике, а также определить лечебно-эвакуационные мероприятия в отношении раненых и больных.

Характерными чертами современных военных конфликтов являются:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий

Современные военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил).

Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт. Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военные конфликты по интенсивности разделяются по:

низкой интенсивности (военные акции);

средней интенсивности (локальные и региональные войны);

высокой интенсивности (мировые войны).

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя па различных стадиях вооруженные силы.

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

Па третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил.

В современных условиях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием различных мер.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности па первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируются радикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества. Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.

Надо понимать, что даже в интересах самых широких общественных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как способ этих преобразований. Наилучший военный конфликт (с самыми "благими" побуждениями) - предотвращенный конфликт.

Однако в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов - дело очень сложное, требующее привлечения мировой общественности, международных организаций и сил. Это проблемы международных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют па политическую жизнь.

Военно-политические особенности вооруженной борьбы.

Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:

- по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей) Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);

- по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

- по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.

Основные черты современной войны:

- влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;

- коалиционный характер;

- широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;

- активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;

- стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;

- применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных па новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;

- маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;

- поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;

- проведение воздушных кампаний и операций; катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;

- высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения; участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.

Масштабы войны и ее ожесточенность зависят исключительно от решительности политических целей сторон.

Цель войны - не столько уничтожение противника, сколько перераспределение любыми средствами ролевых функций государств.

Собственно вооруженная борьба - есть только крайняя, предельно насильственная форма войны, применяемая для окончательного закрепления ее результатов

Война всегда заканчивается не миром, а победой одной из сторон, в то время как военный конфликт может быть урегулирован, то есть "снят", гак как победа в нем необязательна.

В результате войны - победитель получает все, а побежденный получает шанс своего национального выживания, сохранившись в новой роли, в роли и качестве объекта эксплуатации и территории освоения.

Современная война может носить как прямой - вооруженный, гак и непрямой - сетевой характер.

Новыми операционными средствами войны являются современные геополитические информационные и экономические технологии. Они носят тотальный характер, позволяют достигать спланированных и ожидаемых результатов войны, и ее стратегических эффектов. Применение этих технологий вызывает необходимость: своевременного выявления их признаков и масштабов; их идентификации в качестве агрессии и угрозы национальной безопасности России; распознавания применяющей их стороны; немедленной и адекватной реакции нации на эти новые виды агрессии.

В современной войне ее объектом становится не столько собственно вооруженная или экономическая составляющие государства, сколько его культура, национальные ценности и образ жизни, так как только они и делают нацию и государство тем, чем они есть в истории человечества, их изменение и есть главная задача современной войны.

Главным "призом" войны является расширение не столько геополитического и экономического "ресурсного поля", сколько расширение комплиментарного (дружественного) ценностного ареала победителя, так как только взаимная комплиментарность наций (то есть дружественная совместимость ценностных основ их бытия) дает тот благожелательный (благоприятный) внутренний и внешний климат, их международного (взаимного) сосуществования, и является лучшей гарантией от взаимных агрессий, что, в свою очередь, улучшает шансы нации на историческое выживание, а в обратном случае - ухудшает их.

Правота этих констатации подтверждается состоянием глобальной военно-политической безопасности и всей цепью "цветных революций" па постсоветском пространстве последнего времени.

Эти новые особенности современной войны требуют осмысления и учета в качестве факторов, оценка которых по определенным критериям, позволит выявить как факт и вид агрессии, так и определить (а затем и объявить) состояние государства, в котором оно реально находится в результате этой агрессии.

Этот анализ и определенность позволит государству своевременно перейти к необходимому набору мобилизационных государственных практик и усилить готовность государства к войне, в соответствии со степенью реальной угрозы ее национальной безопасности и необходимым (допустимым) степеням мобилизационного напряжения народного хозяйства и всей нации в целом.

Международное гуманитарное право не дает точного определения вооруженного конфликта. Однако из содержания норм международного гуманитарного права можно сделать вывод.

Вооруженный конфликт - это столкновение между двумя либо группой государств с применением вооруженных сил.

Отсюда вытекает, что основным субъектом международного вооруженного конфликта является государство.

В современных условиях субъектом международного вооруженного конфликта может стать и международная организация, имеющая право, согласно Уставу, применять коллективные вооруженные силы в качестве санкции против государства-агрессора (ООН), либо оказать помощь государству-члену, подвергнувшемуся нападению со стороны другого государства.

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Международное гуманитарное право различает четыре вида вооруженных конфликтов, в отношении которых применяются различные правила и документы.

Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или вооруженному конфликту.

В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности.

Первая - несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место и внутри РФ и между ее субъектами.

Вторая - политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты.

Третья - стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Таким образом, для России в настоящее время существуют источники военной опасности в Европейском, Центрально-Азиатском, Азиатско-Тихоокеанском регионах.

Краткий анализ тенденций развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), различных по своим целям и масштабам.

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Военные конфликты будут характеризоваться как:

Приграничные войны - где агрессором будут преследоваться цели; прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потока беженцев; реализация территориальных претензий к России;

Поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам экономической зоны России.

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств.

В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества.

Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира.

В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование.

Классификация военных конфликтов

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия.

Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.

Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.)

Современные военные конфликты (войны) классифицируются в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.

По военно-политическим целям военные конфликты классифицируются на:

- справедливые, то есть не противоречащие Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущиеся в порядке самообороны стороной, подвергшейся нападению;

- несправедливые, то есть противоречащие Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, подпадающие под определение агрессии и ведущиеся стороной, предпринявшей нападение.

По применяемым средствам:

- с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

- с применением только обычных средств поражения.

По масштабам военных действий:

- мировые;

- локальные (региональные).

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория.

Несмотря на развитие точности средств поражения, все исследованные вооруженные конфликты последнего времени повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения.

В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве:

ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан).

В свою очередь и Россия, обладающая тем же оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим странам мира.

Все это выдвигает требования к структуре военной организации государства, к гражданской обороне и системе медицинского обеспечения населения в военное время. Очевидно, что вероятные войны против России будут осуществляться с применением современных обычных средств поражения.

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обыденного политического конфликта, но любопытно разглядеть, как ведут себя на разных стадиях вооруженные силы. На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме ежедневной деятельности.

На 2-й стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях завышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной опасности, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

На третьей стадии - фактически военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые деяния.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Правительство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил. В современных критериях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием разных мер. Меры предотвращения военного конфликта: Политико-дипломатические: встречи и консультации глав стран и правительств; переговоры и консультации на разных уровнях по улучшению межгосударственных отношений; внедрение интернациональных организаций; объявление ультиматических требований. Экономические: переговоры по торговому сотрудничеству; свертывание программ длительного сотрудничества; введение торгово-экономических санкций; финансовая блокада.

Идейные: предупреждение нагнетания вражды и неприязни; прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма; проведение пропаганды по разрушению "вида неприятеля". Военные: активизация всех видов разведки и предупреждения; маневры на границах региона, где зарождается конфликт; приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности; проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания; развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям; совместные деяния с войсками ООН по предупреждению конфликта. Рассматривая суть военного конфликта в современных критериях, нужно учесть последующее: Во-1-х, при оценке социально-политического нрава военного конфликта нужно рассматривать его исходя из убеждений государственных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только лишь классовых позиций. Во-2-х, разрешение военного конфликта с внедрением инструментов интернационального права понижает возможность появления войны. В-3-х, военный конфликт, обычно, является результатом нежелания либо неспособности политических фаворитов убрать экономические, политические и другие противоречия мирными средствами. В-4-х, в военном конфликте низкой интенсивности на 1-й план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от главных. Время от времени подобные военные конфликты провоцируются конструктивно настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели. В-5-х, решительное воплощение целей сторон, обычно, приводит к войне, а потом может привести к высококачественному изменению всего мирового общества. Чем лучше будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах публичной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют огромную возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более малом уровне. Загрузка... Нужно осознавать, что даже в интересах самых широких публичных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как метод этих преобразований. Лучший военный конфликт (с самыми "благими" побуждениями) - предотвращенный конфликт. Но в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов - дело очень сложное, требующее вербования общественности, интернациональных организаций и сил. Это трудности интернациональных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются обязательным атрибутом публичной жизни, они пронизывают все сферы общества, специфическим образом стимулируют политические процессы и оказывают влияние на политическую жизнь.

Современная философия о войне и ее перспективах в историческом процессе.

Одной из наиболее актуальных глобальных проблем современного мирового развития является проблема предотвращения ядерной войны, которая может привести к самоуничтожению человечества. Глобализация по-новому поставила эту сложнейшую проблему. Ввиду принципиальной значимости данной проблемы рассмотрим различные точки зрения по вопросу о роли и возможности решения встающих на пути реализации определенных моделей глобализации проблем с помощью войны. Характерно, что ряд ведущих и влиятельных политиков Запада стали допускать возможность использования ядерного оружия для достижения своих целей. Особенно откровенно формулирует геостратегические цели США американский политолог З. Бжезинский, который не исключает а предполагает использование военной силы для достижения господства США в мире. Согласно Бжезинскому «вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистичной евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство».

Обосновывая право США на мировое господство З. Бжезинский пишет: «масштабы и влияние Соединенных Штатов Америки как мировой державы сегодня уникальны. Они не только контролируют все мировые океаны и моря, но и создали убедительные военные возможности для берегового контроля силами морского десанта, что позволяет им осуществлять свою власть на суше с большими политическими последствиями. Их военные легионы надежно закрепились на западных и восточных окраинах Евразии.

Кроме того, они контролируют Персидский залив. Американские вассалы и зависимые государства, отдельные из которых стремятся к установлению еще более прочных официальных связей с Вашингтоном, распространились по всему Евразийскому континенту». Приведенные положения, число которых можно без труда увеличить, передают суть основной геостратегической установки США и их понимание динамики цивилизационных процессов, охватываемых в общем термином глобализация. Характерно при этом значительное внимание, которое уделяет американский политолог военной силе США и его замечание о том, что «еще на какое-то время война, по-видимому, так и не станет устаревшим понятием». Практика реализации этой геостратегической установки - не дать появиться на международной арене другой силе с соответствующими глобальными амбициями - показывает, что военная сила США - один из решающих инструментов достижения этой цели.

Историю развития человечества можно рассмотреть с разных точек зрения. Широко известны исследования общественного развития на основании уровня развития производительных сил, технологии, форм рациональности. Но возможен и иной подход, а именно, с точки зрения характера войн, которые велись в истории человечества и составляют важную часть мировой истории. Война - наиболее явное выражение целей, характера, стратегических установок тех стран, которые развязывают и ведут их.

С развитием общества меняется место войн в истории культуры. XX в. входит в историю цивилизации как век появления мировых войн. По мнению Р.Г. Яновского «Попытки создания крупных геополитических образований за счет экспансии, аннексии, завоевания продолжаются... Государства, ведущие себя пассивно в геополитическом соперничестве, не ставящие перед народом великих целей самоутверждения на планете, рискуют исчезнуть с карты планеты». В целом анализ истории после второй мировой войны показывает, что войны не стали достоянием истории, хотя впервые у человечества появились формы ведения войны, способные уничтожить все человечество (атомное оружие, например). Региональные войны стали обычными. Поэтому другой аспект проблемы, суть которого в том, что характер войн, экспансии, аннексии, пересмотра сфер влияния меняется с изменением топологии мира, ее информационной и технологической структуры. Меняется специфика войн, смысл того, что называется войной. Однако если войну связывать с применением военной силы, то вопрос о связи глобализации и возможности военных действий пока остается открытым. Г.-П. Мартин и X. Шуманн считают, что «глобализация не обязательно ведет к военным столкновениям, но такой вариант развития событий возможен, если высвобожденные силы транснациональной экономики не будут благополучно поставлены под контроль».

В этой связи примечательна эволюция точки зрения М. Тэтчер, которая долгое время доказывала, что наличие в мире атомного оружия делает войны с их применением невозможным. В новой работе «Искусство управления государством. Сценарии для меняющегося мира» М. Тэтчер, анализируя концепцию С. Хантингтона о «столкновении цивилизации», утверждает несколько иное. По мнению бывшего премьер-министра Англии «в конечном итоге ядерное оружие, вероятно, будет использовано. Хотя даже мысль об этом ужасна для любого человека». При этом М. Тэтчер считает, что «события в мире после окончания «холодной войны» развиваются скорее в соответствии с тезисом Самьюэла Хантингтона из «Столкновения цивилизаций», где противостоящие религии и культуры борются за господство, а не с прогнозом Ф. Фукуямы из «Конца истории», где демократия неизбежно одерживает глобальную победу». Из такого прогноза следует призыв к Западу наращивать военную силу: «Запад в целом нуждается в срочном устранении того ущерба, который был нанесен чрезмерным сокращением военных расходов».

Нетрудно представить себе дальнейший сценарий межцивилизационных отношений.

Заключение.

Война в отличие от других форм вооруженного насилия (военного конфликта, вооруженного восстания и др.) порождается, прежде всего, глубинными социально-политическими и социально-экономическими причинами.

Её содержание соответствует военно-политическим и военно-стратегическим целям, достигаемым средствами вооруженного насилия.

Война ведёт к качественному изменению состояния всех сфер обществ, жизни - социальной, политической, экономической, духовной - так происходит их кардинальная перестройка па военный лад.

Для осуществления этого процесса создаётся военная организация государства.

Главным орудием ведения войны являются вооружённые силы и другие вооруженные формирования, способные вести широкомасштабную вооружённую борьбу.

Существует множество классификаций войн.

Согласно одной из них войны делятся на:

- военные акции и конфликты - конфликты низкой интенсивности;

- локальные и ограниченные войны - конфликты средней интенсивности;

- войны мировые (тотальные) - конфликты высокой интенсивности.

Никакая война невозможна без стратегического управления боевыми действиями. Значение оптимально построенной системы стратегического управления в нашей стране многие недооценивают и по сей день.

Эта система еще недостаточно разработана.

Нуждается она и в соответствующих федеральных законах.

Весьма современно звучит фраза древнего китайского мыслителя, видного представителя «школы военной философии» Сунь-цзы: «Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу».

Между тем ключевую роль в организации победы играет именно система стратегического управления. В будущем, когда операции и боевые действия будут отличаться возросшим размахом, участием в них различных видов вооруженных сил и родов войск, оснащенных разнообразной и сложной боевой техникой, высокой динамичностью и маневренностью боевых действий, ведением их в условиях отсутствия сплошных фронтов, дистанционного поражения.

Резких и быстрых изменений обстановки, ожесточенной борьбой за захват и удержание инициативы и сильного радиоэлектронного противодействия, значительно усложнится управление войсками и силами флотов.

Список использованной литературы.

1. Коппитерс Б. и др. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. 2002.

2. Freedman, D. The Anchor Bible Dictionary (Vol. 6, Page 867). New York: Doubleday, 1992.

3. Tremper Longman, Daniel G. Reid. Holy War in Ancient Israel. (Page 17) / God Is a Warrior, 1995.

4. КолесовВ. Языкиментальность. – СПб.: Петербургское востоковеде-ние. 2004.

5. Клаузевиц К.О войне. В 2 т. – СПб.: Terra Fantastica, 2004.

6. Новые проблемы современных христиан: пер. с англ. Ольги Ланьски. – Черкассы, Смирна, 2004.

7. Зарубежное военное обозрение. – 2016. – № 8.

Просмотров работы: 4682