Демократия как идеал общественного устройства и как реальность - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Демократия как идеал общественного устройства и как реальность

Шишерин Н.И. 1, Курышова Л.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассуждая о демократическом устройстве государства, вспоминаются слова немецкого писателя Генриха Манна: «Демократия – это, в сущности, признание того, что все мы как общество ответственны друг за друга» [1].

Человечество всегда стремилось к идеалу и совершенству в своем развитии, не обошло это стремление и государственную власть с её разнообразием политических режимов, среди которых демократия занимает высокое место по распространенности даже претендует на идеал общественного устройства.

С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между приверженцами средоточия власти в руках народа и их противниками, но и историей дискуссий среди её сторонников.

Важный вклад в теорию демократии внесли Аристотель, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескьё, Дэвид Юм, Жан-Жак Руссо, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Милль, Джон Дьюи, Юрген Хабермас, Джон Ролз, Ханна Арендт, Исайя Берлин и другие мыслители. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей. И пока демократия не наступила, о ней говорили как о некоем идеале политического строя, когда же она стала реальностью – ее стали активно критиковать.

Вторая мировая война поделила мир на два полярных блока, первый блок – это страны с фашистским, нацистским и диктаторским режимом, отвергающие демократию как политический строй, второй блок – это государства, в основе существования которых лежат принципы демократии. Эта полярность враждующего мира, закончившаяся победой либерально-демократических сил, закрепила за демократией XX в. право сильного, и стало естественным выбором человечества, как более прогрессивной политической системы.

На сегодняшний день число действующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю развития государственности, а всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии. В странах, давно практикующих демократию, она не является предметом поклонения, зачастую являясь виновницей существующих проблем. И потому термин «демократия» стал политически спорным понятием современной политической теории.

Как пишет отечественный политолог А. Салмин, демократия – «самая, вероятно, влиятельная политическая идея XIX в., ставшая к нач. ХХ-го политической реальностью, к его середине – реальностью геополитической, а к концу – универсальной, хотя далеко и не всеми принимаемой парадигмой политического устроения, вольно или невольно подразумеваемой точкой отсчета политических систем».

Меняющиеся исторические эпохи влекут за собой и изменения в области демократии. В то же время во всех исторических эпохах имеются общие сущностные черты, характеризующие данное политическое явление и соотносящиеся с демократией, как идеальной перспективой будущего.

Таким образом, происходит развитие демократии и адаптация ее к новым политическим реалиям, исходящим из потребностей общества.

К нач. ХХI в. стало очевидным, что демократия, как форма организации общественно-политической жизни, утвердилась в качестве определяющего пути развития для многих стран, ее ценности распространились в общественном сознании больших масс людей. Одной из основных причин такого успеха стала предоставляемая демократией возможность для всестороннего и наиболее равноправного развития личности.

Несмотря на тенденцию распространения демократии в мире, она по-прежнему является предметом дискуссий. К актуальным вызовам демократическим режимам относятся социальное неравенство, терроризм, миграция населения, сепаратизм.

Нельзя не учитывать и тот факт, что демократия была хороша в рамках небольшого города-полиса, и возможно, поэтому в рамках огромной страны народное представительство в основных органах власти выглядит как слабый отголосок той формы политического устройства.

В современном мире отсутствует государство, являющееся эталоном демократии, поскольку демократические признаки присутствуют лишь частично, не в полном объеме. Но одной из положительных сторон демократии, приближающим её к идеалу власти, является естественное существование политического плюрализма – политической оппозиции, имеющей равные права в борьбе за власть и продвижение своих идей.

Некоторые исследователи утверждают, что продвижение демократии в мире есть одно из следствий глобализации мировой экономики, что приводит также к усилению международной конкуренции, миграционным потокам и уменьшению социальных прав трудящихся в развитых странах.

Любопытной является точка зрения С. Хантингтона относительно будущего демократии. Американский политолог исходит из того, что Соединенные Штаты являются первой демократической страной современного мира, и ее самосознание как нации неотделимо от приверженности к либеральным и демократическим ценностям. Другие нации могут кардинально менять свои политические системы, продолжая при этом существовать как нации. У Соединенных Штатов такой возможности нет. Поэтому американцы особенно заинтересованы в развитии глобальной окружающей среды, благоприятной для демократии. Становится понятной их приверженность к насаждению демократии недемократическими методами в авторитарных государствах, несмотря на неподготовленность населения этих стран к восприятию демократических ценностей [11].

Демократические правительства (причем степень их «демократичности» далеко не одинакова) находятся у власти менее чем в половине стран мира, и граждане этих стран составляют не более половины численности всех жителей Земли. Одна пятая населения планеты живет в Китае, которому за четыре тысячелетия его славной истории ни разу не пришлось испытать на себе достоинства демократического правления. В России, совершившей переход к этой системе правления лишь в последнем десятилетии прошлого века, демократия хрупка и не пользуется всеобщей безоговорочной поддержкой [6]. Даже в странах с давними и глубоко укорененными демократическими традициями демократия, по мнению многих наблюдателей, переживает кризис – безработица, бедность, преступность, социальное обеспечение неимущих, иммиграция, налогообложение, коррупция.

Демократия имеет достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, проявившемуся после распада Советского Союза, когда демократия воспринималась, как спасательный круг от закостенелой коммунистической идеологии. Однако следует признать, что демократия не путь, а «распутье», не финишная ступень, а только лишь «промежуточный этап» приближения к идеальному строю.

Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто бы вызвала надежды, которые она не в силах удовлетворить, а толерантностью в отношении к инакомыслящим она открыла простор, в том числе и для направлений, подвергающих её, не всегда обоснованной критике, стремящихся сделать её деятельность неэффективной. Но в этом и заключается исключительность и достоинство демократии.

Демократия всегда есть «распутье», так как она олицетворение свободы, система, находящаяся в поиске лучших вариантов пути и готовая к радикальным переменам в руководстве страны, главное, чтобы это был выбор народа.

И на данный момент стоит согласиться со словами известного английского премьер-министра У. Черчилля о том, что демократия возможно и не стала идеалом общественного устройства, «однако ничего лучшего человечество пока не придумало» [10].

Список использованной литературы.

1. Баранов Н.А. Современная демократия в контексте эволюционного подхода Н. Лумана // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4. – С. 77–88.

2. Вайнштейн Г.И. Российский транзит и проблема типологического разнообразия «глобальной демократизации» // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2001. – С. 429.

3. Вайнштейн Г.И. Меняющийся мир и проблемы функционирования демократии // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №9. – С. 11.

4. Волков Д., Гончаров С. Сводный аналитический отчёт. Демократия в России: установки населения // https://www.levada.ru.

5. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: Quo vadis? – М., 2003. – С. 179.

6. Даль Р. О демократии / пер. с англ. А.С. Богдановского, под ред. О.А. Алякринского. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 208 с.

7. Зидентоп Л. Демократия в Европе / пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 2001. – С. 1.

8. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. – М., 1997. – С. 95.

9. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. – М., 1997. – С. 10.

10. Сартори Д. Размышления о демократии: негодное государство и негодная политика // Международный журнал социальных наук. – 1991. – №2. – Новый взгляд на демократию. – С. 10.

11. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М., 2003. – С. 40–41.

Просмотров работы: 299