Военная служба: историко-философский анализ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Военная служба: историко-философский анализ

Федоренко И.В. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Она включает воинскую и боевую деятельность и, соответственно, рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).

Военная наука неразрывно связана с военным правом, благодаря ее становлению происходило развитие военного права. Реформирование военного права, улучшение законодательства, регулирующего военное право является показателем развития военной науки. Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку.

Цель данной работы – углубить знания в области военной службы, а именно разобраться с процессом её происхождения и развития в мире, в частности, в России.

Особенности военной службы.

Военная служба как специфический вид деятельности характеризуется следующими признаками:

- она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, – военной организации государства (иногда она именуется войском, вооруженной силой, армией);

- государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из нее;

- военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооруженной борьбы;

- государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает отличия входящих в нее лиц от остального населения страны.

Нормативно одним из основных документов регулирующих военную службу является Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 26 июля 2017 г.).

Обращаясь к выделенным признакам военной службы важно отметить, что не всякая деятельность с оружием в руках является военной службой. В противном случае участие лиц, например, в составе незаконных вооруженных формирований также могло бы быть отнесено к указанной специфической деятельности. Данная деятельность должна быть в нормативно определенном порядке уполномочена государственной властью, в России – федеральной государственной властью.

С другой стороны, не всякая уполномоченная государством деятельность с оружием в руках является военной службой. В Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение оружия и в законодательно определенных случаях на его применение сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и ряда других организаций.

Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т. е. для чего она предназначена, а также указание о возможности применения специальных (боевых) средств и методов.

В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства; борьба с терроризмом; установление и поддержание пограничного режима, охрана Государственной границы и др.

Таким образом, особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке.

Военная служба, являясь по своей природе и по определению видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.

Семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы.

Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:

- специфика выполняемых задач и функций;

- наличие специальных принципов в организации службы;

- особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

- наличие профессиональной специфики;

- особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.);

- наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

- особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;

- наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

- особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);

- специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.).

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.).

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил Российской Федерации на собственной территории по своему прямому предназначению - ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.

Пограничные войска охраняют Государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 03.07.2016 г.). На войска национальной гвардии возлагаются следующие задачи: общие полномочия, специальные полномочия (меры принуждения), полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции (ст. 8 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226-ФЗ). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне»).

Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества, военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Порядок их использования в указанных случаях установлен Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г., которым установлено, что военнослужащие в составе воинских формирований могут направляться за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. В соответствии с Концепцией предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств Содружества Независимых Государств 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащие) могут быть использованы в целях предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также постконфликтного построения мира.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

Содержание данного понятия составляют специальные права и обязанности, связанные с особенностями деятельности или положения отдельных групп (слоев, категорий) граждан. Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, которые носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 г.) военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом.

Особенности правового положения отдельных групп, видов, категорий военнослужащих определяются законодательством.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке, т.е. по контракту (п. 2 ст. 2). Объем их прав, обусловленных военной службой и связанных с государственным материальным обеспечением, значительно различается, что объясняется различием сущностного содержания этих двух видов исполнения военной службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации реализуется их конституционное право на труд, т.е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда эта «работа» осуществляется в особых формах и особыми военными методами в целях решения задач и осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности.

Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно-правового статуса военнослужащего, в т.ч. ограничений его прав и свобод как человека и гражданина.

Специальный правовой статус военнослужащих является сложной по своей структуре правовой конструкцией. Как было отмечено ранее, гражданин, став военнослужащим, приобретает общие, специальные и должностные обязанности и соответствующие им права. Отдельные группы военнослужащих, например, относящиеся к различным составам военнослужащих, а также исполняющие в соответствии с законом военную службу не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в силу специфики стоящих перед ними целей и задач, предопределяющих специфические направления их деятельности, наделяются законом особыми полномочиями, отличными от полномочий военнослужащих других организаций и органов.

Также, характерной особенностью военной службы является наличие специальных принципов в организации военной службы. К данным принципам следует отнести: верность Российской Федерации; единоначалие и субординация на военной службе; соблюдение воинской дисциплины; непрерывность военной службы и постоянная готовность к защите Российской Федерации; обязательный профессиональный отбор при равном доступе к военной службе и равные условия ее; взаимосвязь прав, свобод, запретов, ограничений, обязанностей, ответственности и государственных гарантий военнослужащих; государственная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; принцип соразмерности и ответственности за принимаемые решения.

Особые условия службы, нередко сопряженные с риском для жизни и здоровья. П. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 01.07.2017 г., с изм. от 16.11.2017 г.) (далее – Закон о статусе военнослужащих) установлено, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в ред. от 28.06.2016 г.) указывается, что судам следует исходить из того, что предъявление к военнослужащим специальных требований, обусловленных особенностями военной службы, в том числе неукоснительного соблюдения воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений их прав и свобод, установленных федеральными законами, не может рассматриваться как нарушение прав военнослужащих свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Все граждане Российской Федерации, в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации, имеют равный доступ к военной службе как разновидности государственной службы. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., Пакт вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет; первый контракт о прохождении военной службы могут заключить граждане обоих полов в возрасте от 18 до 40 лет.

Другим ограничением (кроме возрастного) для зачисления на военную службу является соответствие граждан определенным требованиям. Граждане, призываемые на военную службу и поступающие на нее по контракту, должны соответствовать медицинским требованиям, а граждане, поступающие на военную службу по контракту, обязаны также соответствовать профессионально-психологическим требованиям и требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки. Указанные ограничения обусловлены тем, что исполнение военной службы подчас связано с повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, что объясняется спецификой обязанностей военной службы, имеющих рисковый характер для жизни и здоровья самих военнослужащих и окружающих. Федеральный закон «О воинский обязанности и военной службе» устанавливает и другие ограничения, препятствующие поступлению граждан на военную службу, о которых будет сказано далее.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге. Как отмечалось ранее, факт приведения к Военной присяге имеет существенное правовое значение, так как именно с ним связывается возложение обязанностей военной службы в полном объеме, в том числе выполнение боевых задач, задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, военнослужащий становится в полном объеме субъектом дисциплинарной ответственности. Моменты приведения военнослужащего к Военной присяге и возникновения военно-служебных отношений не совпадают. Военно-служебные отношения возникают с началом военной службы, которое для разных категорий военнослужащих дифференцировано (например, для граждан, поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта; для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе, – день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы и т.д.), а приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца (п. 1 ст. 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

С началом военной службы связывается присвоение воинских званий гражданам, не пребывающим в запасе и поступившим на военную службу. Военная служба исполняется в соответствующем правовому положению гражданина воинском звании.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военную службу граждане исполняют в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, о которых говорилось ранее.

Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью). Военные сборы они проходят в воинских званиях запаса.

Независимо от служебного положения одни военнослужащие являются для других военнослужащих начальниками в зависимости от их воинских званий. Так, например, маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота являются начальниками для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Кроме того, служебные взаимоотношения между военнослужащими могут определяться командиром (начальником), т.е. при совместном выполнении обязанностей военнослужащими их начальник может определить, кто из них будет в том или ином случае начальником. Если это не определено, начальником является старший по должности, а при равных должностях – старший по званию.

Кроме того, военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками и подчиненными, могут быть старшими и младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию должны беспрекословно выполнять эти требования старших. Признаком, определяющим начальника, может также служить право налагать взыскания на подчиненных. Лица, правомочные налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих, определены в ДУ ВС РФ.

История развития военной службы в России.

История военной службы на Руси имеет глубокие корни. Свои истоки военные традиции русской армии берут от восточных славян. У восточных славян военными были все взрослые мужчины, функционировала система «народ-войско». Многочисленные войны, которые вели славяне в VI–VIII вв., способствовали повышению влияния военных вождей. Вокруг таких вождей начинают группироваться люди, для которых война постепенно превращается в основной источник добычи средств существования, а военное дело – в профессию. Зарождаются военные дружины, которые становятся организационным ядром вооруженных сил. Но они были малочисленны, так как экономические возможности славянских племен не позволяли содержать многочисленное постоянное войско. Основную же массу воинов составляли ополченцы, созываемые на период военных действий.

Согласно летописи 982 г. из многочисленного состава племен и народностей восточных славян, словен, родимичей, полян, северян, вятичей, полочан, уличей, кривичей, волынян, дулебов и древлян образовалось большое восточно-славянское государство Киевская Русь с центром в городе Киеве. Главной причиной возникновения этого союза явилась длительная и кровопролитная борьба отдельных феодальных племенных княжений с кочевыми племенами – хазарами, половцами, печенегами. Борьба это была изнурительной и не всегда успешной, для успешного противостояния врагам требовалась большая военная сила. Постоянные грабительские набеги кочевников заставляли феодальных князей все чаше задумываться об объединении в союз с целью организации более надежной защиты от врагов. Активное развитие внутренних торгово-экономических связей между племенами также способствовало ускорению процесса консолидации всех сил.

В эпоху Древней Руси самого понятия как воинская служба просто не существовало. При возникновении угрозы или при необходимости нападения на врага все население рода или племени становилось воинами, не взирая на социальное положение отдельных личностей. Армия состояла из вооруженного народа. В Древней Руси племенной вождь был военным руководителем славянского племени. Именно на вождя возлагалось руководство племенем. Вокруг него объединялся отряд воинов. Со временем руководство племенем перешло князьям. Они составляли в древней Руси привилегированную часть общества. Ремесленники и смерды платили дань уже не боярам, а князю. Внутри племени развивалось неравенство. Все богатство было в руках знати племени, а это привело и к политической власти.

Государство представляло политическую организацию знати племени. Главою государства был князь. Вече вправе было ограничить власть князя, только князь не всегда с ним считался. Количество городов росло очень быстро. Политическая власть и многие виды ремесел городов Древней Руси нуждались в вооруженной защите. При нападении врага на государство все жители брали в руки оружие, собираясь в отряды, выбирали наиболее опытных военачальников и сражались с врагами, после военных действий все снова возвращались к своим мирным занятиям. Но с течением времени государство начинает расширяться, присоединяются новые территории. Некоторые народы добровольно вливаются в Российское государство, другие завоевываются. И для защиты интересов господствующего класса, возникает необходимость в регулярной армии. Особенности охраны государственной границы в Киевской Руси: историко-правовой аспект.

Перед растущим Киевским государством стояли две совершенно определенные задачи – объединение восточного славянства и защита государства от угрожавших ему соседних народов. В процессе разрешения этих задач Киевскому государству пришлось вести ряд войн. Поэтому большое значение приобретал вопрос организации вооруженных сил.

Защитой государства была древнерусская армия. Основное место в армии занимало княжеское войско. Княжеское войско в древней Руси называлось дружиной. Дружина – это вооруженный отряд при князе в древней Руси. Войско, во главе которого стоял великий князь, окруженный знатью, состояло из дружины и ополчения. Основным и постоянным ядром войска киевских князей была дружина. Дружинники являлись профессиональными воинами. B руках князей дружина являлась также орудием подавления народных масс, оказывавших сопротивление устанавливавшимся феодальным порядкам. До десятого века психологическое и идейное единство русского войска укреплялось язычеством, которое господствовало в то время на русских землях. Князь Владимир понимал силу язычества и хотел создать единую языческую религию. В Киеве планировалось шесть общеславянских богов.

Дружина была неотделима от князя, который ее вооружал и кормил. Доходы дружинников состояли из дани, собираемой князем на подвластных ему землях, и из военной добычи. Дружина делилась на старшую и младшую. Крупная знать – бояре, княжие мужи составляли старшую дружину. Младшая дружина была беднее и больше зависела от князя. Младшие являлись рядовыми воинами; старшие были более опытными, и из них обычно выделялись командиры ополчения.

Государственной религией князь Владимир признавал христианскую религию. В скором времени эта религия приобрела доминирующий характер у психологии общественности и идеологии государства. Князь и войско после принятия христианства на Руси стали обязаны защищать не только государство, но и веру христиан. Государство поставило перед собой новую цель. Русь была признана другими народами, как государство. С этим государством должны считаться. А для этого военное дело должно было быть на должном уровне.

Древнерусская армия представляла собой формирование славянского государства. Основная задача войска - борьба с внешними врагами земли русской. Существовала такая армия с девятого века по тринадцатый. Как было сказано выше, основу войска представляла княжеская дружина. В дружину входили самые опытные и подготовленные воины. Руководили дружиной воеводы. Воевода в древней Руси был начальником войска. Только с ними в сложных ситуациях советовался князь. Княжеская дружина насчитывала несколько сотен воинов. Естественно, это незначительное число. К вопросу о методах ведения боя в Древней Руси.

При необходимости князья собирали ополчение. Ополченцев называли воями. Ополчение состояло обычно из крестьян или горожан, но можно было встретить и иностранцев, представителей племен Скандинавии или кочевых народов, где 30% составляют профессионалы. Чаще всего это были наемники: печенеги, немцы, венгры и варяги. Остальную часть составляли вои. Ополчение, или «вой», состояло как из сельского населения, так и из горожан. В отличие от дружины, ополчение не существовало как постоянная армия и собиралось по мере надобности и в количестве, определяемом князем. В ополчении могло быть больше десяти тысяч воинов. Все они были без оружия. Вооружение получали от князя. Решение князя выполнялось беспрекословно всем войском. Безусловно, качество боеспособности, как и организованность таких солдат было крайне низким.

Князь первоначально избирался на вече. Только спустя некоторое время произошли изменения. Князь уже не избирался на вече. Его власть передавалась по наследству. Князю всегда полагалась большая часть добычи. Это позволяло ему содержать дружину. Так создавалась основа войска. Так формировалась древнерусская армия. В конце восьмого века княжеские дружины и ополчение представляли силу древних славян. Ополчение делилось на рода, племена, союз племени. Можно сказать иначе, оно делилось на сотни, полки, войско. Род мог насчитывать от пятидесяти до ста воинов.

Войско достигало численности до нескольких десятков тысяч. Так при походе Святослава на Болгарию в его войске было шестьдесят тысяч человек, а в войске князя Олега на Византию насчитывалось восемьдесят восемь тысяч воинов. Такое многочисленное войско в древней Руси называлось ратью. Ядром русской рати являлись княжеские дружины. Комплектовались дружины смердами и ремесленниками. Каждый город должен был выставить «тысячу, та потом делилась на «сотни» и «десятки». Соответственно с этим осуществлялось командование. Тысячники командовали тысячей, сотники – сотней, а десятники – десятками Валенкова.

В организационном отношении киевское войско продолжало делиться по десятичной системе. Наряду с пехотой, являвшейся главным родом войск, в Киевской Руси имелась и конница, становившаяся по мере развития феодальных отношений все более многочисленной. Дружина и отдельные, обычно богатые, воины из ополчения вооружались тяжелыми длинными мечами, копьями и луками со стрелами. В X в. у русских появляется сабля, которая в Западной Европе окончательно внедряется только в XVI в. Защитным оружием русских являлись остроконечный шлем, кольчуга и щит. Кольчуга в качестве предохранительных доспехов становится известной на Руси уже в X в., в то время как в армиях Западной Европы она появляется только в XII в. Основная же масса воинов вооружалась луками, копьями, топорами и ножами.

Пехота и конница были основными родами войск. Ни одно военное действие древней Руси не обходилось без пехоты. Но, тем не менее, русская пехота, состоявшая в основном из сельского и городского ополчения, не была, как в странах Западной Европы, второстепенным родом войск. Она не раз решала исход сражений. Речной и морской флоты еще не являлись самостоятельным родом войск, хотя и принимали участие во всех дальних походах. Конница принимала участие при взятии городов, проводила транспортные и инженерные работы, прикрывала тыл. Лошади использовались для военных целей и хозяйственных работ. Их разводили в селах и хозяйствах князя. Кони в этот период использовались лишь для доставки воинов к месту сражения. До одиннадцатого века пехоте отводилось основное место. Однако позже она занимала равное место с конницей, а спустя какое-то время конница начинает превосходить пехоту. Они вместе принимали участие в битвах.

После поражения при схватке со степняками, а те были превосходными наездниками, начинает формироваться кавалерия. Своих коней во время войны князь выдавал ополченцам. Примером в бою всегда выступали князья. Русская рать выделялась всегда своей дисциплиной, организованностью, сплоченностью и храбростью. И это приносило ей победы над противником, который значительно превосходил ее по силам.

Необходимо уделить внимание и морально-психологической подготовке войск в Киевской Руси. Здесь основную роль играли служители культа – волхвы, колдуны, кудесники, входившие в дружинную верхушку и обеспечивавшие милость языческих богов-идолов. Они обеспечивали обряды жертвоприношений, молитв, ритуальных действий, обращались к языческим богам за содействием военным успехам войска. Служители культа также обеспечивали обряд погребения дружинников. Волхвы, колдуны, кудесники обладали даром психологического воздействия на воинов, что было особенно важным в канун военных действий. Несомненно, что князь и дружина были заинтересованы в служителях культа, одаривали их долей военных трофеев, дани, других доходов. После принятия христианства, повсеместно проводился обряд крещения среди солдат. Священник с крестом стал сопутствовать дружине в ее походах и ратных делах. Духовники проповедовали не только новую религию, но и подчинение во имя этой религии княжеской власти.

Специального военного флота в Киевском государстве не было, однако русские с успехом умели применять для военных целей свои обычные транспортные суда. В качестве экипажей на судах использовались те же дружинники и воины из ополчения с их оружием. Из судов киевского периода следует назвать челн, струг и ладью. Челны вследствие малых размеров военного значения не имели и применялись для плавания лишь на малых реках. Струги по размерам были больше челнов, однако вряд ли и они применялись для военных целей. На них перевозились люди и товары по рекам и озерам. Самыми крупными судами являлись ладьи. Их использовали для дальних перевозок по рекам и морям и для военных походов.

Ладьи были двух типов. Один тип, имевший название «набойной ладьи», представлял собой судно-однодеревку, или как оно называется в греческих источниках, – моноксил. Это были стволы крупных деревьев, обычно липы или дуба, выдолбленные внутри. Для большей грузоподъемности к бортам такой колоды нашивались одна на другую доски («набои»). Второй тип ладьи, вероятно со временем больше применявшейся для плавания в море и получившей оттого название «ладьи морской», целиком делался из досок. Ладьи могли ходить на веслах и под парусами. Грузоподъемность их была достаточно велика. Они вмещали 40–60 человек, не считая оружия, пищи, пресной воды. Русские суда, будучи сравнительно небольших размеров, отличались легкостью и в то же время достаточной грузоподъемностью. Эти особенности русских судов объяснялись тем, что каждое судно, в силу удаленности политических центров Киевского государства от моря, должно было быть пригодным к плаванию как на реках, так и на морях.

Славяне всегда относились к миролюбивому народу. Древнерусские воины почти не отличались от крестьян. Рубаха, порты и лапти – основная одежда в V–VI вв. Противник удивлялся русскому народу, который сражался без защитных доспехов. Прикрывались они щитами, одновременно использовали и их в качестве оружия. Свой дом защищали дубинами, ножами, топорами рогатинами. Некоторое время спустя появился «куяк». Это рубаха без рукавов, которую обшивали кусками кожи или пластинами из конских копыт. Позже пластины из копыт коней заменили металлическими. Такой доспех защищал воина от стрел врага и рубящих ударов.

Воины древнерусской армии не имели единой формы. Даже в дружине князя снаряжение было разное и подбиралось в соответствии со вкусами дружинников. Защитное снаряжение постоянно совершенствовалось. Снаряжение без шлема называлось доспехами. Кольчуга – основной элемент русских доспехов. Этот оборонительный доспех древнерусского воина играл важную роль. Кольчуга состояла из металлических пластин или колец сваренных или склеенных между собой. Доспех одевался на толстую кожаную или стеганую куртку. Позже пластины крепились ремешками к матерчатой или кожаной основе. С десятого по двенадцатый век кольчуга представляла собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В двенадцатом веке у кольчуги появился длинный рукав. Весила кольчуга от шести до двенадцати килограмм. Начиная с одиннадцатого века, у русских воинов появилось чешуйчатое снаряжение.

Следует обратить внимание, что кольчугой доспех стал называться уже в Московской Руси. В древнерусском государстве этот доспех называли броня. До девятого века на головах у древнерусских воинов были обыкновенные шапки. Первые шлемы норманнского типа на Руси не прижились. Широкое распространение получил на Руси шлем конической формы. Состоял шлем из четырех клепаных между собой металлических пластин. Воеводы и знатные воины украшали их перьями и драгоценными камнями. Меч скользил по такому шлему и не мог причинить большого вреда воину. Удар смягчался благодаря кожаным и войлочным подшлемникам. Со временем шлемы стали иметь ряд дополнительных защитных приспособлений. Это были кольчужная сетка и металлическая пластина на нос. Редко использовались маски. Древнерусские воины не прятали лицо, их грозный взгляд поражал преступника. Полумасками пользовались богатые и знатные воины.

Главным оружием воинов были луки и копья, булавы, рогатины. Особое место отводилось конным лучникам. Они кроме лука и стрел использовали топоры, копья, шлемы и щиты. История древней Руси важное место отводит мечу. Прежде всего, меч – основной вид рубящего оружия. А главное, он является символом княжеской власти. Его длина была 80–90 см, клинок был шириной 5–6 см и толщиной 4 мм. Каждый древнерусский меч имел долы, что делало меч легче. У меча, который не предназначался для колющего удара, острие было тупым, иногда оно даже закруглялось. Рукоять меча и перекрестье, как правило, украшалась бронзой, серебром или золотом. Носили меч в ножнах.

В Х в. на смену мечу приходит сабля. Форму сабли русские переняли у кочевников. Однако более популярным остался меч. Знатные люди их украшали серебром и золотом. Длина первых сабель доходила до одного метра с кривизной 3–4,5 см, а иногда и 7. Сабли имели ширину 3–38/10 см, в отдельных случаях ширина доходила до 44/10 см. Сабля имела несколько типов рукоятей. Топоры в руки брали не только крестьяне и ополченцы. Топоры применяла и княжеская дружина. У пехотинцев топоры были с длинной рукоятью, а у конных воинов рукоять была короткой.

Для охоты и военных целей широко использовались луки. Они могли быть до двух метров длины. Для их изготовления использовались рога животных, береза и можжевельник. Хранились луки в наплечном колчане, сделанном из кожи и украшенном парчой или драгоценными камнями. Для изготовления стрел использовались камыш, яблоня, тростник, береза. Железный наконечник прикреплялся к лучине. Самострелы являлись лучшим видом метального оружия.

Древнерусские воины в качестве защиты использовали деревянные щиты. Большие, в рост человека щиты были легкими, ими хорошо было маневрировать, но защита снижалась. В верхней части щита было отверстие для глаз. Начиная с десятого века, щиты имеют круглую форму, их начинают обивать железом и обтягивать кожей. На щитах появляется родовая символика и украшения. Воины создавали из щитов сплошную стену, через которую не могли пробиться вражеские войска. Спустя некоторое время, с появлением конных войск, щиты начали изменяться. Форма их напоминала форму миндаля. Они имели два крепления, которые удерживали щит на маршах и в бою.

С XI в. в Киевской Руси наступает новый этап в развитии общественных отношений. Он характеризуется ростом числа феодалов-землевладельцев, захватом общинных крестьянских земель и закрепощением свободных крестьян. Период складывания феодальных отношений кончился, и Русь стала феодальным государством. Развитие феодальных отношений на Руси, в связи с дальнейшим ростом производительных сил, привело к усилению политической самостоятельности отдельных областей государства, а в конечном счете к феодальной раздробленности Руси. Каждое из княжеств, имея свои собственные вооруженные силы, было самостоятельным и в военном отношении Комков.

Эти изменения в общественном и политическом строе Киевского государства непосредственно отразились на его вооруженных силах. Возникшая еще в период складывания феодальных отношений десятичная военная организация теряет свое значение. Прежняя «тысяча» заменяется территориальной военной единицей, во главе которой стоял воевода. Феодальные ополчения, приводимые князьями, состояли из отдельных войсковых отрядов, которые обычно назывались полками.

Изменяется и соотношение родов войск. Если в IX–X вв. главным родом войск была пехота, то с конца XI в. все большее и большее значение начинает приобретать конница. Но русская пехота при этом не утратила своей роли, как это было в странах Западной Европы, где она превратилась в придаток конницы. Даже в условиях феодальной раздробленности русская пехота сохранила свою самостоятельность и продолжала играть важную роль в бою. По мере дальнейшего развития производительных сил совершенствовалось и вооружение русских воинов. Меч, являвшийся основным оружием воина, стал легче. Им теперь можно было не только рубить, но и колоть. Более широкое распространение получает сабля. Совершенствуется и метательное оружие. Рядом с давно применявшимся луком появляется самострел. Удешевление кольчуг, шлемов и другого защитного снаряжения позволило снабдить им значительно большее число воинов.

Непрерывно совершенствовалось также и судостроительное дело на Руси. В середине XII в. киевский князь Изяслав построил палубные ладьи. Гребцы находились под палубой, а воины – на палубе. Ладьи эти имели по два весла-руля – одно в корме, другое в носу, что позволяло им три необходимости двигаться кормой вперед. Военное и военно-морское искусство Киевского государства, унаследованное им у восточных славян, совершенствовалось в многочисленных войнах и походах.

Вооруженные силы Киевской Руси включали в себя княжеские и дружины, и народное ополчение. Дружины князей не отличались большой численностью, но так как они состояли из профессиональных воинов, которые имели отличную подготовку, большое боевой опыт и первоклассное оружие и доспехи, то эти формирования были главной ударной силой во все войнах. Кроме этого, все воины, которые входили в состав дружин имели как минимум одного, а зачастую и несколько верховых коней, в отличии от народного ополчения, которые преимущественно были пешими.

Ополчение чаще всего собиралось в том случае если предстояла большая война или для защиты русских земель от набегов кочевников или иных врагов. Ополчение снабжалось оружием и защитным вооружением, в случае его созыва, из княжеского арсенала. Так же из княжеских конюшен на время войны могли выдаваться и лошади. Иногда приходилось забирать лошадей для нужд ополчения и у простого населения. В ополчение мог войт любой свободный и крепкий человек, который желал защитить свою землю от опасности или же просто поучаствовать в военном походе. Численность ополчения зависела от того какая ожидалась война. К примеру, любой большой город в случае необходимости, мог выставить ополчение численностью до двадцати тысяч воинов. Основной ударной силой в сражении являлась княжеская дружина, от которой зачастую и зависел результат как одной битвы, так и всей войны. Ополчение же использовалось из-за слабой воинской выучки в основном для численности, хотя известно не мало случаем, когда как раз ополчение играло решающую роль в битве.

Чаще всего основными врагами Киевской Руси были различные племена кочевников, которые были замечательными всадниками и войны русским воинам приходилось вести в степи, где главная роль отводилась коннице, которая стала главным родом войск в древнеславянском войске. Но так как дружина была немногочисленной, а ополченцы были чаще всего плохими всадниками, то часто в качестве кавалерии использовались воины различных, дружественный Киевской Руси, кочевых племен. Войско киевской Руси в качестве основного защитного вооружения использовало различные виды шлемов и доспехов, а также щит. Из наступательного оружия наибольшей популярностью пользовались боевые секиры, копья, мечи, различные виды ударного оружия, к примеру, булава или шестопер, Основным метательным оружием являлись лук.

Принципиально новый взгляд на формирование вооруженных сил встал в XVIII в., который стал реализовывать Петр I. Начиная с правления Петра I и по сей день, армия и военная служба отличается особым положением. Это выражается не только в социальной защищенности, но и финансовой. Издавна самой уважаемой и значимой профессией в России (Российской Империи) являлась профессия офицера. Время правления Петра I – это безусловно одна из интереснейших эпох России. Ведь именно в этот момент наблюдается как происходит становление новой России, а именно Российской империи, готовой благодаря своей регулярной армии и флоту не только к защите своих рубежей, но и к завоеванию новых. В период XVIII–XIX вв. военную службу отличает высокий статус, благодаря ранее подготовленным на Руси отношением к этому виду службы.

Относиться к числу военных, носить оружие и выполнять долг считалось благородным делом, поэтому дети военных старались идти по стопам отцов, что давало основание считать род исключительным. В Российской Империи офицерский корпус относили к высшему сословию. «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян» – писал Петр I в 1722 г. Петр опубликовал законодательный акт «Табель о рангах», который превратил дворянство в открытое служилое сословие.

В данном акте точно определенно место офицера в иерархии как военной, так и гражданской службы: военные чины объявлялись выше гражданских и придворных чинов. Лицам, достигшим первого офицерского чина (XIV класс – прапорщик) присваивалось потомственное дворянство, когда гражданским служащим лишь по достижению чина VIII класса (коллежский асессор). В XVIII в. офицер являлся представителем как военной, так и государственной власти. Высокий статус военных обусловлен историческими фактами: в то время происходило расширение российских границ, благодаря чему Россия стала сильнейшей мировой державой. XVIII–XIX вв. стали «золотыми» для российской государственности. Процесс расширения границ продолжился и во времена СССР. Для военных целей необходима была сильная и могущественная армия.

Главной целью власти стало привлечение молодежи и квалифицированных профессионалов, в связи с чем ХХ в. отличается пропагандистскими настроениями в военной службе. С.К. Коньков отмечает следующее: «Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизне, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита Отечества, служба в Советских Вооруженных силах - высокая и почетная обязанность советского гражданина».

В это время особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию с целью подготовки кадров для военной службы. В школах проводилось формирование патриотического мировоззрения: проводилась начальная военная подготовка, положение которой утверждено Министром обороны СССР 17 июня 1968 г. В 1970-х гг. принимаются меры по повышению образовательного уровня военных посредством обнародования новых нормативных актов, регламентирующих этот процесс.

В соответствии с «Положением об экстернате при военных училищах Министерства Обороны СССР» (приказ Министра Обороны от 25 сентября 1974 г. № 218) давало возможность военнослужащим получать образование без отрыва от службы. Также военные имели право пользоваться иными льготами в области образования. В период ХХ в. эффективным средством государственного регулирования общественных отношений являлось законодательство в сфере устройства, жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В перечисленных нормативно-правовых актах регламентировался порядок приёма на военную службу и увольнения с военной службы, права и обязанности военнослужащих, правовые, социальные и иные гарантии защиты. Обязанности военнослужащих регламентировались в Уставах Вооруженных Сил СССР. В период ХХ в. нормативно-правовая база в сфере военного дела была достаточно полно сформулирована и охватывала все аспекты жизнедеятельности военнослужащих. Однако с изменениями, произошедшими в России в период 90-х, возникла необходимость изменить положения в военной сфере. 12 декабря 1993 г. с принятием Конституции Российской Федерации потребовалось изменить многие законы и подзаконные акты в области Вооруженных Сил.

Начиная с 90-х гг., численность военнослужащих уменьшается в связи со спадом производства, нехваткой бюджетных средств и кризисом, обрушившимся на Россию. Однако военная служба имеет высокую значимость для государства, потому что военная служба – это особый вид государственной службы, который заключается в почетной обязанности – защищать государство. Сотрудники государственных структур занимаются выполнение самых различных функций, которые требуются для нормального функционирования государства. Услугами государственных служащих пользуются все современные органы независимо от:

- государственного устройства,

- формы правления,

- политической системы или правящего режима.

Именно они в современном обществе осуществляют контрольную, правоисполнительскую и все другие виды деятельности, подготавливают и принимают общеобязательные законодательные акты, а также занимаются реализацией государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушения и т.д. Государственная служба является сложным комплексным правовым институтом, занимающим особое место в функционировании государства.

Реформирование военной службы является фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет взаимоотношения как внутри самой системы, так и ее взаимодействие с другими системами. Открытое и гласное обсуждение военного законодательства является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества. В Российской империи использовалось понятие «государственная служба» и наряду с ним термин «общественная служба». В современном российском законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» обозначается институт права (или подотрасль права) как определенная совокупность правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения.

Заключение.

Из всего вышесказанного, следует вывод – на протяжении всей человеческой истории большую роль играла военная служба. Имея ярко выраженную специфику, она удовлетворяет одну из фундаментальных человеческих потребностей, а именно – потребность в личной, общественной и государственной безопасности.

Список использованной литературы.

1. Философия войны / под ред. А.Б. Григорьева. – М.: «АНКИЛ-ВОИН» РВС, 1995.

2. Философия учебник / под ред. Б.И. Каверина. – М.: Воен. ун-т, 2011.

3. Философия учебник для вузов / под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. – М.: Гардарики, 2010.

4. Ангаров А.С. Военная служба: история создания и развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 16–18.

5. Гундарев А.М. Возникновение и развитие военной службы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – № 6. – С. 32–33.

6. Алимов С.М. История становления военной службы // История и право. – 2017. – № 1. – С. 17–20.

Просмотров работы: 36