ВОЗМОЖНОСТИ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Четвертных М.И. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С принятием гуманистической парадигмы образования начали активно разрабатываться и внедряться в школьную практику инновационные технологии образования. Федеральные государственные образовательные стандарты изменяют содержание отдавая предпочтение интерактивной и деятельностной основе. Актуальность применения инновационных технологий в педагогической практике обусловлена повышением уровня образования в Российской Федерации. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных и интерактивных технологий личностно-ориентированного, персонифицированного обучения школьников.

В школьном образовании всё более отчётливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей. Учителя стали искать нетрадиционные способы взаимодействия с учениками, новые методы ведения урока с позиции интерактивного диалога. Одним из способов достижения может стать коучинг. Это одна из новейших технологий, которая ставит своей главной задачей развитие личности ученика через систему взаимодействия между учеником и учителем в ходе работы на уроке.

В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.

Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Термин «коуч» ввёл в 20 веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей [2; 144-147].

Определим основные принципы коучинга: 1) Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни; 2) Обучение на успехе, а не на ошибках; 3) Ориентир не на проблему, а на решение; 4) Направленность: из настоящего в будущее; 5) Все ответы находятся внутри человека –  человек себя оценивает сам, внешние советы и оценки не нужны. Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу. Следовательно, коучинг способствует простаиванию продуктивных отношений между учителем и учеником [5].

Также основоположник гуманистической педагогики К.Рождерс считал, что именно наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание учителем проблемный ситуаций учения, в которых ученики могли бы взаимодействовать с важными для них проблемами и принятие каждого в диалоге каждого ученика таким каков он есть это и есть продуктивное взаимодействие, которое приведет к результату. Тем сама К.Рождерс заложил идеи современного коучингового подхода в образовании.

Аналогичные взгляды на роль учителя в образовательном процессе можно определить в педагогике у И.В.Абакумовой, А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, А.Б.Орловой, А.В.Петровского, В.В.Сериковой, И.С.Якиманской и других.

По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов [4; 46-49]. 

Коучинг уже широко применяется при обучении взрослых и студентов высших учебных заведений.

Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников. Отношения между учителем и учеником представляют собой партнерство, а главным инструментом являются открытые стимулирующие вопросы. Основная сложность заключается в «перестройке» самого учителя. С позиции коучинга учитель не даёт указаний и не решает чужие проблемы, он сопровождает ученика в его индивидуально-личностном развитии, он подводит ребенка к тому, чтобы обучающийся сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, стимулирует его на поиск решений.

Технология коучинга соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [3; 32].

Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

Постановка цели и осознание её реальности.

Анализ необходимых составляющих успеха.

Анализ имеющихся возможностей.

Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Но опыт использования данной технологии для развития коммуникативных умений в начальной школе носит описательный и малоинформативный характер. Для того, чтобы проверить эффективность коучинг-технологий на практике и выявить действительную потребность в ней учеников начальной школы было проведено анкетирование, которые выявляло уровень коммуникативных умений, а именно умения вести диалог у первоклассников.

Констатирующий этап эксперимента был проведен среди первоклассников на базе МБОУ СОШ № 31 города Сургута. В опросе приняли участи два первых класса в количестве 48 человек. Для определения уровня диалогического общения была использована методика Г.А.Цукерман «Рукавички» [Таблица 1].

Таблица 1

Название методики

Краткая характеристика

Рукавички

Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. 

В результате было выявлено, что у большинства первоклассников навыки диалогического общения находятся на низком уровне и среднем уровне.Это указывает, что многие дети испытывают психологические трудности в общении, у них нет умения общаться и взаимодействовать с учителем и со сверстниками. Основные трудности большинство учащихся испытывают в построении диалога между учителем и учеником, реагировании на вопросы и комментарии, поддержке темы разговора во время урока [Таблица 2].

Таблица 2

В результате было выявлено, что у большинства первоклассников навыки диалогического общения находятся на низком уровне. Основные трудности большинство учащихся испытывают в построении диалога между учителем и учеником, реагировании на вопросы и комментарии, поддержке темы разговора во время урока. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо организовать целенаправленную работу по формированию диалогических умений у первоклассников через использование коуч-технологий.

Так в ходе урока, учитель должен использовать на уроке основной инструмент коуч-технологии – это вопросы. «Сильные или открытые вопросы». Они приглашают к самоанализу (приглашают человека посмотреть внутрь себя), открывают дополнительные решения и ведут к инсайту (приглашают посмотреть в будущее) [1].

Приведём примеры открытых (сильных) вопросов. На первых минутах урока учитель-коуч должен настроить учащихся на работу, вдохновить на видение будущего результата их совместной деятельности в конце урока:

-Каким ты видишь себя в конце нашего урока?

-Как ты считаешь, каким должен быть идеальный ученик? Похож ли ты на него?

Далее для формирования у ученика конкретной, измеримой цели учитель задает вопросы на осознание и восприятие:

-Какие шаги нужно совершить, чтобы достичь цели?

-Какой ты видишь цель в конце нашего урока? Сможешь ли ты ее достичь?

На этапе планирования продуктивных действий для достижения цели:

-Какой шаг будет рациональнее сделать первым?

-Какие шаги по достижению цели, ты можешь совершить уже сейчас?

Для этапа реализации плана в действие соответствуют следующие вопросы:

-На каком этапе ты находишься сейчас? Отметь от по шкале от 1 до 5

-В чем будет отличаться разница между баллами, если ты вернешься на шаг назад?

На этапе завершения(рефлексии) учителю предлагается начать диалог с вопросов:

-Как ты понял, что достиг цели?

-Что было самым трудным по достижению цели? Отметь от 1 до 10 сложность исполнения плана

Данные вопросы в коуч-технологии способствуют у учащихся развитию умения общаться, как со сверствниками, так и с учителем, умения аргументировать свою позицию и вести анализ и самоанализ своей длительности на протяжении всего урока, также формирует умение ставить задачи, сопоставимые с собственным потенциалом и возможностями и определять адекватную способностям меру ответственности.В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна в начальном образовании, т.к. именно дети младшего школьного возраста учатся ставить перед собой цели, оценивать их значимость для себя и своей дальнейшей учебной деятельности. Но на данный момент коуч-технология мало использовалась в начальной школе с целью развития у учеников навыков коммуникации и целеполагания. Но необходимо заметить, что правильное и постоянное использовании технологии коучинга способствует становлению диалогической речи младшего школьника.

Список литературы

Гульчевская В.Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально- личностного развития обучающихся. //Электронное периодическое издание «Наукоград». 2014. URL: http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf

Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов. [Текст] / Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3(4). С. 144-147.

Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология [Текст] О.Б. Епишева// Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.

Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков [Текст] Н.М.Зырянова // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.

Пырков В.Е., Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования. //Южный федеральный университет. 2013. URL: https://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/

Просмотров работы: 28