ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире мы часто встречаемся с понятием информационные технологии. Информационные технологии в образовании сегодня получают развитие на наших глазах. Мы наблюдаем, что современные технологии активно стали применяться во всех сферах человеческой деятельности. Они сильно упрощают многие процессы, выводят их на новый уровень. Сегодня стоит задача осмысления изменившихся способов восприятия действительности, новых инструментов для общения, изменениях в получении и обработке информации. Новые технологии расширяют возможности образовательного процесса, а человеку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут помочь адаптировать его с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.. В работе мы рассмотрим какую роль играют информационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

В нашей стране, согласно конституции РФ и закону об образовании [1], каждый имеет право на образование. Следовательно, информационные технологии можно рассматривать как одно из средств обучения, которые обеспечивают специальные условия для получения детей с ОВЗ качественного образования.

Использование информационных технологий являются новшеством в образовании детей с ОВЗ, так и всего образования в целом. Но уже не раз на практике доказано, что ИТ имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения [3]:

  • позволяют предоставить большую информационную ёмкость о каком-либо предмете или событии;
  • способствуют увеличению самостоятельной работы обучающегося – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
  • создают коммуникативные ситуации, личностно значимые для обучающегося;
  • создают благоприятный психологический климат, что способствует к адекватному принятию ошибки;
  • учитывают возрастные особенности учащихся при овладении ими различными языковых моделей и структур;
  • обеспечивают качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
  • обеспечивают возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;

Происходит изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–компьютер-ученик», что влечет смену акцентов взаимодействия.

Главная задача введения информационных технологий в область образования детей с ОВЗ – это максимальное развитие возможностей ребенка, а также коррекция имеющихся отклонений в его развитии. Благодаря ИТ, обучающиеся с ОВЗ изучают компьютер, получают индивидуальное и дифференцированное обучение, в связи с этим повышается эффективность обучения и происходит интеграция этих детей в современное общество.

Кроме того информационные технологии решают следующие дидактические задачи:

  • осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности;
  • происходит визуализация учебной информации;
  • осуществляется моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;
  • происходит контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
  • формируются умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях.

Поставленные задачи реализуются через аппаратно-программные средства информационных технологий - совокупность программ, используемых при реализации современных информационных технологий на персональных компьютерах (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

И.А. Никольская [3] указывает, что внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий требует учета ряда принципов:

  • Принцип активизации самостоятельной деятельности учащихся. Данный принцип реализуется посредством применения инновационных методов обучения, более гибких и подходящих по возможностям детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Принцип интерактивности компьютерного обучения. Благодаря работе с информацией у учащихся развиваются навыки самоконтроля, обогащается опыт социального взаимодействия, что положительно влияет на социальную адаптацию детей с ОВЗ.
  • Принцип мультимедийности компьютерных систем обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает активизировать компенсаторные механизмы обучающихся посредством реализации полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Применение в обучении детей с ОВЗ новых информационных технологий способствует:

  • формированию специальных навыков у детей с различными познавательными способностями,
  • проведению более наглядных и динамичных уроков;
  • формированию ключевых компетенций учащихся.

Учителю информационные технологии позволяют повысить эффективность обучения детей с ОВЗ, преподнести необходимый материал в полном объеме. Любая информационная технология как средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия – лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.

 

Cписок литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Васильева, И. А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева, Е. М. Осипова, Н. Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.
  3. Никольская, И. А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол.: Н. Е. Разенкова, Л. Д. Балакай. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – С. 66−74.
Просмотров работы: 591