В современном мире мы часто встречаемся с понятием информационные технологии. Информационные технологии в образовании сегодня получают развитие на наших глазах. Мы наблюдаем, что современные технологии активно стали применяться во всех сферах человеческой деятельности. Они сильно упрощают многие процессы, выводят их на новый уровень. Сегодня стоит задача осмысления изменившихся способов восприятия действительности, новых инструментов для общения, изменениях в получении и обработке информации. Новые технологии расширяют возможности образовательного процесса, а человеку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут помочь адаптировать его с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.. В работе мы рассмотрим какую роль играют информационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].
В нашей стране, согласно конституции РФ и закону об образовании [1], каждый имеет право на образование. Следовательно, информационные технологии можно рассматривать как одно из средств обучения, которые обеспечивают специальные условия для получения детей с ОВЗ качественного образования.
Использование информационных технологий являются новшеством в образовании детей с ОВЗ, так и всего образования в целом. Но уже не раз на практике доказано, что ИТ имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения [3]:
Происходит изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–компьютер-ученик», что влечет смену акцентов взаимодействия.
Главная задача введения информационных технологий в область образования детей с ОВЗ – это максимальное развитие возможностей ребенка, а также коррекция имеющихся отклонений в его развитии. Благодаря ИТ, обучающиеся с ОВЗ изучают компьютер, получают индивидуальное и дифференцированное обучение, в связи с этим повышается эффективность обучения и происходит интеграция этих детей в современное общество.
Кроме того информационные технологии решают следующие дидактические задачи:
Поставленные задачи реализуются через аппаратно-программные средства информационных технологий - совокупность программ, используемых при реализации современных информационных технологий на персональных компьютерах (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
И.А. Никольская [3] указывает, что внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий требует учета ряда принципов:
Применение в обучении детей с ОВЗ новых информационных технологий способствует:
Учителю информационные технологии позволяют повысить эффективность обучения детей с ОВЗ, преподнести необходимый материал в полном объеме. Любая информационная технология как средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия – лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.
Cписок литературы: