АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Лапшина Д.Е. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема школьной неуспеваемости подростков является актуальной темой в наше время. Неуспеваемость прежде всего, это несоответствующая подготовка учащихся к обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитию умений и навыков, формированию опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.Трудности, возникающие в учебном процессе, существенно мешают подростку овладевать новыми знаниями школьной программы и полностью усваивать материал.Подростковый возраст традиционно относят к самым сложным периодам развития. Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в плане учебных достижений. Всё это значительно влияет на успеваемость школьников. Именно поэтому данная проблема является актуальной в современном обществе.

При освещении данного вопроса стоит учитывать, что подростковый возраст является переходным этапом развития ребёнка от детства к взрослой жизни. Главной потребностью этого периода является то, что подросток пытается найти своё место в обществе и старается реализоваться в обществе своих сверстников. Но кроме трудностей в самореализации, у многих подростков появляются трудности и в отношении достижений в учёбе. У них начинает снижаться успеваемость, пропадает интерес к учебе, а неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. [1] И неуспеваемость подростков может выражаться по-разному. Например, в том, что учащиеся слабо владеют навыками анализа, обобщения, систематизации, имеют слабые навыки чтения, счёта и т.д. Кроме того, было выявлено, что подростковая неуспеваемость может быть следствием как личного характера ( такие причины как педагогическая запущенность, половые и возрастные особенности, семейные конфликты, бытовые условия и др.) так и психологического характера (к этому можно отнести нарушения психики, слабое физическое здоровье, недостатки в мотивационной и познавательной сферах, индивидуально-психологические особенности учащегося и т.д.). Многие психологи и педагоги рассматривали причины трудностей подростков в учебной деятельности и выявили, что существуют разные блоки причин снижения успеваемости в подростковом возрасте: психологические, физиологические, социально-бытовые и педагогические [2]. И чтобы выявить реальную причину неуспеваемости подростков, следует анализировать сразу несколько причин, учитывая, что многие из них зависят друг от друга.

Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной проблемой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным, число неуспевающих подростков составляет от 20% до 30% от общего числа учащихся. Более 50 % учащихся подросткового возраста не успевают из-за неумения правильно организовать свой труд («Неумение работать»). У чуть меньшего процента неуспевающих подростков (около 40%) отсутствует интерес к учёбе, желание учиться. Как подчеркивает Н.Ф. Круглова, примерно 20 % детей отстают из-за слаборазвитых умственных способностей [3].

В какой-то момент стремление подростка добиться успехов в учёбе и получать положительные отметки пропадает, что отрицательно сказывается на его успеваемости, поэтому чтобы положительно повлиять на неуспеваемость необходимо распознать причину её возникновения. И в зависимости от причины возникновения неуспеваемости применяются разные методы, способы её преодоления, разрабатываются тактики и стратегии деятельности педагога, и учитываются способы организации учебного процесса. Неуспевающие подростки не успевают по разным причинам, и, следовательно, они нуждаются в индивидуальных формах и методах коррекционной работы.

В работе по преодолению неуспеваемости учащихся подросткового возраста важно не только восполнять те знания, которые он не смог приобрести в процессе учебной подготовки, но и развить его познавательную активность.Это значит, что учитель должен прежде всего заинтересовать ученика, а уже потом развивать у ученика навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Ведь это важно для дальнейшего процесса обучения. Современная дидактика включает в себя несколько основных путей преодоления неуспеваемости подростков, такие как, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. И эта комплексная система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков у ученика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на неуспеваемость подростков могут влиять как индивидуально-типологические особенности школьника, недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, так и различные внешние и внутренние факторы и причины, которые требуют незамедлительной коррекционной работы как со стороны преподавателя, так и со стороны подростка.

Список литературы

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – 2-е издание. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 1998.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.

Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. – М.: Вербум, 2004.

Просмотров работы: 582