ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Молькова Т.Е. 1, Елохина А.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «консультация» имеет не одно значение. Например, данное слово мы можем применить, описывая передачу опыта профессиональной деятельности между специалистами одного дела. С другой стороны, вышеописанное понятие интерпретируется как обсуждение одной проблемы несколькими людьми. В целом, по мнению Натальи Георгиевны Осуховой, слово «консультация» понимается как получение совета от квалифицированного специалиста по волнующей проблеме.

В психологии термин «консультирование» подразумевает контакт между консультантом с профессиональным образованием и пришедшим к нему клиентом. В свою очередь, «психологическое консультирование семьи» понимается как работа специалиста, цель которой - восстановить и улучшить взаимодействие между членами семьи и социумом в целом [1].

Проанализировав труды Карабановой О.А., нами были сформулированы общие выводы и мнения по выделению ею основных этапов психологического консультирования семьи.

Ольга Алексеевна выделяет шесть этапов психологического консультирования семьи [2].

1 этап – предварительный этап записи. Данный этап в целом подразумевает принятие проблемы клиента, сбор данных об исследуемой семье и решение организационных вопросов.

Мы считаем, что на этом этапе целесообразно проводить вышеописанную работу специалисту. Происходит предварительное знакомство с семьей, а также первая встреча обследуемых с психологом. Педагогу важно собрать основную информацию о семье и решить ряд вопросов организационного характера для предотвращения дальнейших проблем при работе.

2 этап – первичный приём. На этом этапе осуществляется непосредственное знакомство консультанта с клиентом, установление контакта. Также специалист производит сбор данных о членах семьи, спрашивает мнение каждого по проблеме и заключает договор на проведение психологического консультирования.

Изучив описанное Ольгой Алексеевной знакомство с клиентом при помощи техник присоединения, мы сделали следующие выводы. Все виды техник играют важную роль при организации знакомства психолога с членами семьи. Например, активное эмпатическое слушание и поддержка при этом добавляют пришедшим уверенность, что специалист им поможет, а отслеживании глазодвигательных реакций дает психологу представление об эмоциональном состоянии и возможно о наличие боязни общения с чужими людьми. Также важно установить доверительное отношение и провести первичный анализ проблемы. По мнению О.А. Карабановой, при сборе информации о членах семьи целесообразно составить генограмму для трёх поколений. Мы считаем, что внедрение этой идеи положительно повлияет на результативность работы психолога по консультированию. Это может помочь при определении того, откуда зародились трудности. Возможно, они исходят не только от пришедших клиентов. Помимо этого, заключение договора, где прописываются цели и форма психологической помощи, даёт клиенту представление о работе и к каким результатам должны прийти обе стороны.

3 этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, глубокий анализ семьи (роли членов семьи, ресурсы, становление данной ячейки общества, проблемные моменты). Формулировка тезисов по проблемам и проведение диагностики.

Мы считаем, что данный этап является самым важным в проведении психологического консультирования семьи. Психологу следует серьёзно отнестись к проведению диагностики. Прежде чем подобрать диагностический инструментарий, важно подробно изучить проблему в семье, положение в ней клиентов для точной постановки результатов психологического заключения. Также необходимо ответственно подойти к выбору методик для проведения диагностики, учитывая особенности конкретной семьи. Помимо этого важно соблюдать все инструкции по проведению каждой подобранной методики.

4 этап – этап составления психологического заключения. На этом этапе специалист формулирует психологический диагноз и прогноз, а также разрабатывает план рекомендаций, с помощью которого семья преодолевает свои проблемы.

По нашему мнению, этот этап не менее важен, чем предыдущий. Психолог проводит большую работу для составления психологического заключения, и ему необходимо безошибочно сформулировать психологический диагноз и составить дальнейший прогноз и план работы, так как если в этот процесс проникнет какая-либо ошибка, то вся работа психолога будет направлена в другую сторону. А это, в свою очередь, не только не решит проблему, с которой пришла семья, но и может привести к дальнейшим трудностям.

5 этап – этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Данный этап может совмещаться с предыдущим. На этом этапе осуществляется направленный анализ проблемы, выделение «сильных» и «слабых» семейных функций (выделение причин последних). Данный этап также подразумевает обсуждение психологического диагноза, рассмотрение возможных решений и принятие одного (или нескольких из них), распределение ответственности и функций между каждым членом семьи.

Проанализировав этот этап, мы пришли к выводу, что большая часть работы на этапе приходится на семью. Семья должна помочь психологу в процессе работы, не скрывая своих прошлых трудностей или особенностей, которые могут помочь в проведении анализа проблемы, в выделении «сильных» и «слабых» функций семьи. Она также должна участвовать в выделении «плюсов» и «минусов» различных решений проблемы и принять одно из этих решений на свою ответственность.

6 этап – заключительный. Данный этап подразумевает подведение итогов, контроль и оценку реализации принятого этапом ранее решения. С консультантом завершается совместная работа, и обсуждаются формы и сроки дальнейших контактов.

На этом этапе завершается совместная работа с консультантом, но резко не прекращается. Идет обсуждение формы и сроков дальнейших контактов, а также специалист помогает выработать план мероприятий, чтобы предупредить дальнейшее возникновение проблем и трудностей в этой семье.

Изучив и проанализировав литературу на данную тематику, мы пришли к выводу, что психологическое консультирование для семьи очень важно. Оно не только помогает в решении конкретных проблем и преодолении сегодняшних трудностей, возникающих в семье, но также помогает предотвратить дальнейшие трудности и проблемы. Взаимодействуя со специалистом, семья в то же время помогает каждому члену взаимодействовать друг с другом, понимая и принимая их особенности, распределяет функции семьи в соответствии с возможностями каждого ее членов, так как именно она знает их особенности и потребности.

Список литературы

1.Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. -192 с.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.- М.: Гардарики, 2005.- 320 с.

Просмотров работы: 2228