Анализ информационных систем для управления деятельностью автотранспортного предприятия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ информационных систем для управления деятельностью автотранспортного предприятия

Пантин А.Г. 1, Назарова Ю.Н. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения: от программ, способных выполнять только простейшие логические и арифметические операции до сложных систем управления предприятиями.

Хотя первоначально компьютеры предназначались главным образом для выполнения сложных математических расчетов, в настоящее время доминирующими являются накопление и обработка информации.

Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в управлении предприятием. Жизнеспособность и развитие информационных технологий объясняется тем, что современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опыта руководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым. Для принятия любого грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то: торговля, производство или предоставление каких-либо услуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств в информационные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны быть подобные вложения. Они являются жизненной необходимостью - в жесткой конкурентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен и наиболее эффективно организован.

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения.

Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Три основные принципа новой информационной технологии:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

- гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для ПК: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных (СУБД), электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Для ИТ является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. При внедрении новой ИТ в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями.

Процессы управления на автотранспортном предприятии (АТП) осуществляются циклически. Цикл управления начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта (АТП, цех, участок и т.п.), затем полученная информация анализируется и используется для принятия решений. Таким образом, основой управления является информация о состоянии управляемого объекта. Это информация может быть получена:

- из действующей на предприятии системы учета;

- из нормативно-справочной документации;

- в результате специально организованных выборочных наблюдений и опросов персонала;

- при обобщении и анализе имеющегося опыта.

Производственный учет отражает деятельность предприятия путем фиксации технических, экономических и других показателей (например, конкретные значения расхода топлива, плановых и фактических периодичностей ТО, наработок на отказ и пр.). Сведения о выполненных производственно-хозяйственных операциях фиксируются на первичных бумажных или электронных носителях информации в виде натуральных, стоимостных или иных показателей. АТП представляет собой совокупность производственных подразделений (автоколонны, зоны ТО и ремонта, склады, участки) и служб (бухгалтерия, плановый отдел, технический отдел и т.д.), в каждом из которых решается определенный круг задач. Все подразделения АТП можно разделить на две части - выполняющие свои функции на территории и за пределами территории предприятия. Деятельность подразделений и персонала фиксируется в различных документах - табели работы служащих, наряды выходов на линию, путевые и ремонтные листы, требования на получение запасных частей и пр. Результаты деятельности предприятия оформляются в виде различных отчетов и сводок. То есть, источниками информации являются подразделения АТП, в которых персонал выполняет определенные виды работ.

Результаты работы подразделений и персонала фиксируются в различных документах (путевые листы, ремонтные листы, ведомость выдачи топлива, требование на получение запасных частей и пр.). В настоящее время нет единых требований к составу и формам документов, однако их можно разделить (по типу хранимой в них информации) на три вида: нормативные, первичные и вторичные. Нормативными являются те документы, сведения в которых в течение некоторого периода остаются неизменными (периодичности ТО, нормы расхода топлива, складские номера деталей и т.п.). К первичным относятся те документы, в которых фиксируется информация о ходе текущей производственной деятельности (путевые листы, требования на ремонт и на получение запасных частей и т.д.). В них могут содержаться данные из нормативно-справочной документации. Ко вторичным относятся документы, содержащие результаты выборки и группировки данных из первичных документов (сведения о расходе запасных частей, ведомость премирования за экономию топлива, сводки о простоях автомобилей в ремонте и т.д.), нормативно-справочную и другую информацию.

Документы, являясь носителями информации, в процессе формирования проходят через ряд подразделений предприятия, каждое из которых вносит в него (или извлекает из него) определенные данные. Набор документов (в совокупности со схемой их движения) представляет собой документооборот, или информационные потоки предприятия. Нет смысла приводить полную схему документооборота, поскольку она специфична для конкретного предприятия. Однако степень рациональности документооборота предприятия может быть оценена при прочих равных условиях рядом показателей:

- объемом обрабатываемой информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

- соотношением объемов нормативно-справочной, первичной и вторичной информации;

- степенью дублирования информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

- трудоемкостью обработки данных и т.п.

При отсутствии в АТП вычислительных средств документы обрабатываются персоналом вручную. Применение информационных технологий несколько изменяет документооборот, так как используется компьютерная база данных (БД), которая обеспечивает хранение нормативно-справочной информации (НСИ), первичных документов и автоматическое формирование вторичных документов.

Изменения в документообороте, а также степень совершенства применяемых информационных технологий можно количественно оценить с помощью следующих показателей:

- объемы информации, обрабатываемые персоналом вручную;

- объем НСИ, хранимой в БД информационной системы;

- объем текущей информации, заносимой в БД с клавиатуры за определенный интервал времени;

- объем информации, передаваемой по каналам связи информационной системы.

Документооборот только технической службы АТП включает более 120 документов. Из общего количества документов доля первичных составляет 21% (технические паспорта, путевые листы, ремонтные листы, требования на запасные части и т.д.). Доля документов с НСИ составляет 6% (маршруты и режимы работы, нормы расхода топлива, ресурс шин, периодичности и трудоемкости ТО и пр.). Больше всего - вторичных документов (73%): это различные отчетные формы (справки, сводки, ведомости, картотеки, журналы и т.д.).

Объем информации на один автомобиль, обрабатываемой в АТП в течение месяца, составляет порядка 50 кб. Доля НСИ в этом объеме составляет 3%, больше половины объема обрабатываемой информации (55%) содержится в первичных документах, вторичные формы содержат примерно 42% данных.

С большинством первичных документов работает несколько подразделений предприятия. Например, требования на запасные части «двигаются по маршруту»: автоколонна -> ЦУП -> склад -> бухгалтерия, при этом каждое подразделение вносит в них свою информацию, которая не повторяет уже имеющуюся.

Содержание вторичных документов частично или полностью дублирует информацию первичных. Например, при выдаче запасных частей в картотеку складского учета переносятся сведения из требования, при получении запасных частей - из накладной. При обработке путевых листов формируется множество сводок, справок и отчетов, при этом выполняется сортировка и разноска содержащихся в них сведений (по маркам, автомобилям, автоколоннам, водителям и т.д.). Анализ документооборота показал, что содержание 77% вторичных документов состоит только из дублированной информации, а в 23% выходных форм частично повторяются сведения первичных документов, что является одной из предпосылок автоматизации систем управления. Каждая служба предприятия стремится сформировать свой перечень необходимых ей документов, что неизбежно приводит к дублированию информации, к дополнительным затратам времени на ее перенос из одних документов в другие и сопровождается частичным искажением данных (появлением ошибок).

При реализации на АТП информационных систем необходимо в первую очередь совершенствовать и упрощать документооборот. Требуется сохранить минимальный набор нормативно-справочных и первичных документов, подлежащих вводу в ЭВМ; процессы хранения, поиска, передачи и формирования вторичных документов необходимо полностью автоматизировать, что избавит персонал от рутинной работы.

На автомобильном транспорте, включая подсистему технической эксплуатации, происходят существенные количественные и качественные изменения информационного обеспечения производственных процессов, которые через 5-10 лет приведут к следующему.

Завершится компьютеризация на уровне решения традиционных учетно-аналитических, плановых и управленческих задач, автоматизации документооборота, ведения бухгалтерского учета и пр.

Новые информационные технологии распространятся не только на крупные, но и на малые транспортные, ремонтные и сервисные предприятия. Подобные предприятия не могут позволить больших накладных расходов, а их выживаемость определяется оперативностью реакции на изменяющиеся условия работы. В таких условиях в небольших компаниях будут рационально эксплуатировать «легкие», быстро модифицируемые программные комплексы, созданные на основе общедоступных офисных приложений (Excel, Access).

Важнейшей тенденцией станет переход от применения компьютеров для решения важных, но часто изолированных задач к созданию комплексных информационных систем предприятия. Это позволит:

- сократить затраты на программное обеспечение и эксплуатацию информационного комплекса на 25-35%;

- унифицировать и в 3-4 раза сократить количество вторичных документов;

- полностью исключить дублирование информации в первичных документах;

- обеспечить контроль исполнения принятых решений и получение оперативных данных об отклонениях системы от принятых показателей эффективности ее функционирования.

Расширится традиционный круг задач, решаемых с использованием информационных технологий. Применительно к ИТС речь пойдет о разработке и применении на практике системы целевых нормативов, используемых при управлении эффективностью работы подразделений ИТС:

- индивидуализация нормативов до уровня конкретных объектов и исполнителей;

- создание надежной информационной базы, позволяющей реально управлять производственными процессами на уровне предприятия, цеха, участка, поста.

Произойдет совершенствование и изменение методов и механизмов принятия управленческих решений. Наличие оперативно действующих информационных систем позволит реально использовать экономико-математические методы на уровне предприятий, в том числе при:

- использовании современных методов управления производством и принятия решений;

- разработке и корректировании нормативов технической эксплуатации;

- оценке и управлении возрастной структурой парка;

- определении рационального момента замены автомобилей, целесообразности использования лизинга;

- подборе автомобилей с учетом особенностей условий эксплуатации;

- распределении ограниченных ресурсов по различным подсистемам ИТС и др.

Появится реальная возможность применения экспертных систем (ЭС) при принятии управленческих решений.

Экспертная система - это программный комплекс, включающий базу знаний (набор взаимосвязанных правил, формализующий опыт специалистов в некоторой области) и механизм вывода, позволяющий на основе правил и представляемых пользователем факторов распознать ситуацию и дать рекомендации для выбора дальнейших действий.

В отличие от традиционного программного обеспечения, выдающего пользователям информацию о состоянии объекта, ЭС обеспечивают выработку оптимального решения по управлению объектом на основе данных о его состоянии (например, ставят диагноз и формируют набор технических воздействий на основе данных о состоянии элементов двигателя). Экспертная система включает в себя два элемента: базу данных - набор факторов, характеризующих текущее состояние объекта управления, и базу знаний - набор правил, определяющих алгоритмы поиска оптимального решения. С использованием экспертных систем будут решать задачи: диагностирования и поиска неисправностей в сложных системах двигателей, расстановки автомобилей на посты текущего ремонта, формирования оптимальной последовательности выполнения технологических операций технического обслуживания, оперативного управления затратами и др. Работа экспертной системы базируется на двух главных классификаторах:

- причин ухудшения показателей работы подвижного состава (неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, низкое качество ТО, недостаточная квалификация водителей, тяжелые условия эксплуатации, некачественные эксплуатационные материалы и т.д.);

- мероприятий (технических, организационных, административных), направленных на устранение названных причин.

Эти сведения формируются квалифицированным экспертом и заносятся в базу знаний экспертной системы. Кроме того, обязательно должны присутствовать три подсистемы:

- учета фактических показателей работы подвижного состава (учет расхода топлива, запасных частей, шин, выполненных ТО, ремонтов, пробега и пр.);

- расчета нормативных показателей работы подвижного состава;

- анализа работы автомобилей, водителей и подразделений АТП. В результате работы этих элементов экспертной системы персонал АТП получает следующую информацию;

- перечень объектов, имеющих отклонения от нормативных показателей работы (автомобили с повышенным расходом топлива, подразделения с высокими показателями по простоям и т.д.);

- перечень виновников сверхнормативных расходов (водители, подразделения, бригады, автомобили и т.п.);

- перечень мероприятий, направленных на устранение причин отклонения показателей работы персонала и автомобилей от нормативов.

С использованием данного подхода можно управлять, например, расходом топлива, ресурсом шин, простоями на ТО и в ремонте и т.п.

Начнется переход к сетевым компьютерным технологиям, территориально-распределенным сетям, обеспечивающим предприятиям и их филиалам оперативный обмен информацией, доступ к центральной базе данных, к ресурсам отраслевой, национальной и глобальной сетей. Все эти возможности предоставляют Intranet- и Internet-технологии.

Начнется переход предприятий на принципиально новые программно-технические комплексы. Это связано с появлением более мощных вычислительных машин, быстрым распространением прогрессивных Windows-технологий, полупромышленных и промышленных СУБД. Применение таких комплексов обеспечивает существенное повышение надежности и производительности информационных систем при значительном снижении трудозатрат на их разработку и эксплуатацию.

Произойдет переход при создании информационных систем от «самодеятельности» к услугам специализированных предприятий и консалтинговых фирм, осуществляющих проектирование, монтаж, наладку сетей, сопровождение системного и прикладного программного обеспечения. Это объясняется тем, что создание комплексных информационных систем требует значительных затрат времени и интеллектуального труда. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что достаточно полная компьютеризация предприятий может занимать от 5 до 10 лет.

Распространится использование бортовых компьютеров автомобилей для сбора информации о состоянии наиболее важных систем и агрегатов, с последующей передачей этих данных в информационную систему предприятия для формирования рекомендаций по тактике обслуживания и ремонта автомобилей. Хорошим примером использования микропроцессоров является электрическая система новейшего автомобиля Volvo S 80. Всего в систему установлено 18 мини-компьютеров. Главным звеном системы является центральный электронный модуль, в нем собирается информация, а затем отдаются необходимые команды. Найти вышедший из строя узел в таком автомобиле очень сложно, поэтому для автомобилей Volvo создана единая электронная система диагностики VADIS, действующая во всем мире. Когда автомобиль с неисправностью приезжает на сервисную станцию, его центральный компьютер подключают к единой глобальной компьютерной сети Volvo. В нее входят несколько мощных серверов в разных точках планеты (центральный находится в Гетеборге), на которых хранятся сведения об устройстве узлов, возможных поломках и путях их устранения. Информация с датчиков в автомобиле поступает на сервер. Там она обрабатывается, анализируется и, затем, на станцию отправляются рекомендации по ремонту. На всю процедуру уходит всего несколько минут. Причем система хранит сведения о каждом конкретном автомобиле и учитывает предыдущие поломки этого автомобиля.

Программное обеспечение бизнеса обеспечивает автоматизацию выполнения общих функций бизнеса. Эта группа ПО наиболее стандартизирована и знакома пользователям. Для транспортно-экспедиционного предприятия с его высоким документооборотом особую роль играют системы автоматизации документооборота. Основные функции системы автоматизации документооборота представлены ниже.

Во-первых, это регистрация входящих, исходящих и внутренних документов. Для каждого учетного документа в системе — регистрационно-контрольная карточка (РКК), в которую вносятся сведения о документе (корреспондент, краткое содержание, дата создания, регистрационный номер документа, подпись, резолюция, тематика, гриф доступа и др.). Регистрационно-контрольные карточки объединяются в картотеки, находящиеся в ведении структурных подразделений организации. Сведения об одном и том же документе могут одновременно находиться в различных картотеках.

Во-вторых, обработка и хранение документов. К карточке может быть «прикреплено» любое количество файлов, содержащих документ в электронной форме (например, факсимильное изображение бумажного документа, текст, аудио- или видеоматериал и т.д.).

В-третьих, движение документов. Система маршрутизации поддерживает определенные правила обработки и передачи документов между пользователями системы. При этом основанием для автоматической передачи документа от одного должностного лица к другому служат два события: появление резолюции с указанием исполнителей документа и оформление отчета о его выполнении.

В-четвертых, оправка документов. Система позволяет формировать реестры или отправлять документы по электронной почте.

В-пятых, справочно-аналитическая работа. Система обеспечивает автоматический вывод на печать стандартных журналов, справок и сводок. При этом в информационной базе документов учреждения возможен поиск по сочетанию любых реквизитов РКК, в том числе и контекстный. Предусматривается просмотр и редактирование найденных карточек и документов, а также формирование произвольных отчетов с использованием стандартных офисных пакетов программ.

В-шестых, работа со взаимосвязанными документами. Поддерживается возможность установления ссылок между РКК документов, связанных тематически, отменяющих или дополняющих один другой и т.д.

В-седьмых, регламентация прав доступа. Для доступа к ресурсам системы используется парольная защита соответствующей СУБД. Права пользователя в системе определяются администратором при регистрации пользователя и регламентируют как права доступа к картотекам и документам в соответствии с их грифами, так и набор функций, доступных данному пользователю (регистрация, редактирование, снятие с контроля и т.д.).

В-восьмых, контроль за выполнением. В системе реализован, с одной стороны, контроль за выполнением документов на уровне автора резолюции, с другой — централизованный контроль с возможностью формирования сводок об их выполнении. В регистрационно-контрольную карточку вносятся реквизиты архивного хранения документов.

Программное обеспечение управления проектами. Основная задача при выполнении перевозок — обеспечить их выполнение в установленные сроки, в рамках запланированных расходов и с соответствующим качеством. Если учесть, что транспортно-экспедиционное обслуживание связано, как правило, со смешанными перевозками, то для успешной реализации этой задачи недостаточно выполнить технико-экономические расчеты — требуется еще составить подробный план, учитывающий требования по использованию доступных ресурсов (время работы и емкости складов, мощность перегрузочных устройств и т.п.), оперативному контролю процесса перевозки, отслеживать сроки и соблюдать ограничения по расходам. Практика свидетельствует о том, что даже хорошо рассчитанная перевозка может не дать ожидаемого эффекта из-за ошибок планирования. Чаще всего это связано с ошибочно установленными сроками, недостатком ресурсов, недостаточно детальным планированием. Другая причина — человеческий фактор: разобщенность специалистов, планировавших перевозку, неэффективное взаимодействие участников перевозочного процесса и противоречия между их интересами.

Решать данные проблемы по детальному планированию сложных процессов и согласованию работы различных участников призваны программы управления проектами.

При выборе программы управления проектами в первую очередь должны учитываться следующие критерии:

качество составляемых графиков работ, которое выражается в оптимальности распределения ресурсов по различным работам;

допускаемый размер проекта (количество работ, ресурсов, связей, календарей);

возможность использования в проектах нормативных баз, специфических для конкретной области применения;

полнота функций проведения стоимостного анализа и формирования отчетных документов;

наличие возможности групповой работы и средств обмена данными через Internet;

возможность использования в расчетах формул, задаваемых пользователем;

возможность экспорта и импорта данных других приложений и БД.

Можно выделить четыре основных вида программных продуктов для управления проектами.

1. Специализированные компоненты в составе систем планирования ресурсов предприятия (ERP).

В качестве примера такой программы можно привести систему SAP R/3 со специализированным модулем Project System или комплекс программных продуктов Oracle Applications, в состав которого входит соответствующий пакет Oracle Project. Это очень дорогостоящие продукты, тесно привязанные к соответствующей системе ERP, предназначены для крупных предприятий.

2. Профессиональные пакеты управления проектами.

Эта группа программ ориентирована на управление сложными многоуровневыми проектами и включает в себя несколько модулей для разного уровня пользователей и дополнительные приложения для анализа, презентации данных, генерации отчетов и т.п. Программы этого класса - Primavera Project Planner и Open Plan — две из наиболее популярных в мире.

3. Относительно простые программы календарного планирования и контроля.

Программы этого класса поддерживают расписания из практически неограниченного количества операций с учетом их приоритета, расчета критического пути, вычисления резервов времени и могут обеспечивать визуальное представление в виде диаграммы Ганта, RERT-диаграммы, таблиц работ или ресурсов, таблиц связей и гистограмм ресурсов. Наиболее популярные программы — Microsoft Project и Time Line.

4. Специализированные программы, предназначенные для решения конкретных задач.

Просмотров работы: 754