ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА

Мазурок М.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обращаясь к педагогической практике, можно не раз услышать о таком понятии, как «благоприятный климат в коллективе класса». Опираясь на исследования последних лет, можно смело утверждать, что проблема формирования благоприятного климата в классе очевидна и удостоена большего внимания среди исследователей и преподавателей.

Актуальность темы обусловлена тем, что климат в коллективе оказывает большое влияние на развитие личности школьника. Создание благоприятного климата в классе является важным компонентом педагогической деятельности, поскольку психологически уверенные в себе люди представляют особую ценность для современного общества.

Данная статья посвящена исследованию психологического климата в коллективе класса и анализу методов его формирования.

Объектом исследования выступает психологический климат в классе школы. Предметом исследования является процесс формирования благоприятного психологического климата в коллективе класса.

Такое понятие как благоприятный психологический климат коллектива появилось в научных исследованиях, сравнительно недавно. Выдающийся специалист в области социологии и психологии В.Б. Ольшанский утверждал: «Психологический климат или микроклимат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захилеть в другом».

Благоприятный психологический климат в коллективе зависит от ряда факторов. Например, таких как физическая среда, психологическая совместимость, степень сплоченности коллектива, стили педагогического руководства, взаимное влияние учащихся на деятельность друг друга и т.д. В зависимости от их состояния, формируются условия, для развития той или иной атмосферы в коллективе.

Рассматривая характеристики психологического климата, можно выделить благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе. К благоприятному типу относится коллектив, в котором преобладает бодрый оптимистичный характер взаимоотношений между учениками. Отношения строятся на постоянном сотрудничестве, взаимопомощи. Присутствует постоянная поддержка как со стороны учащихся друг к другу, так и со стороны преподавателя. Ученикам нравится работать в коллективе, работа проходит спокойно и продуктивно. К неблагоприятному типу относится коллектив класса, в котором преобладают подавленное настроение и излишняя агрессивность. Члены коллектива испытывают друг к другу неприязнь, присутствует постоянное соперничество и конфликты. Учащиеся способны критически относиться друг к другу и всячески принижать личность другого.

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе школы №1 г. Переславля-Залесского, в 7 классе. Всего в исследовании приняло участие 20 респондентов: учеников в возрасте от 12 до 13 лет.

Для проведения исследования социально-психологического климата в коллективе класса была использована диагностическая методика «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю.Шалыто.

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом.

Проведенная нами диагностика социально-психологического климата в коллективе по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто помогла нам определить уровень социально-психологического климата в коллективе класса.

Итак, во время исследования были получены следующие результаты:

1. Средняя оценка для эмоционального компонента, составляет – 0,55

2. Средняя оценка для когнитивного компонента, составляет – 0,4

3. Средняя оценка для поведенческого компонента, составляет - 0,5

Три средние оценки компонентов входят в 3 промежуток (от +0,33 – до +1,00). Это означает, что полученные результаты по всем трем компонентам являются полностью положительными. Отсюда следует, что атмосфера в коллективе данного класса – благоприятная.

Благодаря данной методике, беседе с учащимися класса и классным руководителем, можно смело утверждать, что для создания благоприятного психологического климата были соблюдены все правила и способы для его формирования.

С классным руководителем у учеников складываются доверительные отношения. На занятиях складывается доброжелательная обстановка, беседа проходит в спокойной форме. В коллективе класса преобладает оптимистичный характер взаимоотношений между учениками. Учащиеся относятся уважительно не только к преподавателям, но и к друг другу, что не мало важно для благоприятного психологического климата в коллективе. Присутствуют и ученики, относящиеся к классу в целом, как к одному коллективу, нейтрально. Не выражая особо свою позицию. Но стоит заметить, что, несмотря на это, в коллективе между группировками присутствует взаимное расположение. А успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искренне участие всех членов данного коллектива. Учащиеся активны во всех сферах школьной жизни. Добиваются высоких результатов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Это не единственная методика, которую можно применить в профессиональной педагогической деятельности для полного изучения социально-психологического климата в коллективе. Например, нами была также рассмотрена методическая разработка общей оценки психологического климата по А.И. Лутошкину (карта-схема).

Благоприятный психологический климат является неотъемлемой частью школьного коллектива. Он способствует и лучшему усвоению материала учащегося и полноценному развитию его личности.

Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата на уроках являются следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства; использование игры; формирование общих традиций; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу; привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Всё это мы смогли исследовать на примере школьного коллектива. Благодаря «Экспресс-методике» О.С. Михалюка и А.Ю.Шалыто, мы смогли изучить социально-психологический климат в школьном коллективе, определить его уровень и способы его организации. И изучить на живом примере состояние благоприятного психологического климата в коллективе класса.

Полученные нами результаты в ходе исследования данной работы в первую очередь будут полезны для студентов педагогических вузов как для будущих педагогов, заинтересованных в формировании и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе класса, для высокой продуктивности среди учащихся и положительного взаимодействия между друг другом и преподавателем. А также раскрытие соответствующих психологических механизмов в формировании благоприятной атмосферы в коллективе класса, позволит существенно повысить эффективность воспитания детей, изменение их поведения и отношения к учебе.

Таким образом, благоприятный психологический климат является неотъемлемой частью школьного коллектива. Он способствует и лучшему усвоению материала учащегося и полноценному развитию его личности. А создание благоприятного психологического климата на занятиях является важным компонентом педагогического процесса, поскольку психологически здоровые, уверенные в своих силах ученики, представляют особую ценность для общества в целом.

Просмотров работы: 247