Организация транспортного обслуживания международного аэропорта (на примере терминального комплекса в п. Сабуровка Саратовской области) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Организация транспортного обслуживания международного аэропорта (на примере терминального комплекса в п. Сабуровка Саратовской области)

Рогожина Ю.П. 1, Красникова Д.А. 1
1СГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Строительство нового международного аэропорта Саратова – крупнейший инфраструктурный проект, реализуемый на территории региона. Возведение аэропортового комплекса осуществляется в районе села Сабуровка Саратовской области, в 20 км севернее г. Саратова. Новый аэропорт после завершения строительства заменит существующий, который будет выведен из эксплуатации и в перспективе интегрирован в городскую застройку.

Проект строительства нового аэропортового комплекса в Саратове реализуется на основе государственно-частного партнерства и осуществляется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». Ввод в эксплуатацию планируется в 2019 году.

Министерство транспорта РФ в лице Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) обеспечивает проектирование и строительство объектов аэродромного комплекса нового аэропорта:

искусственной взлетно-посадочной полосы,

двух соединительных рулежных дорожек,

перрона с местами стоянок воздушных судов,

свето-сигнального оборудования,

периметрового ограждения аэродрома с КПП,

водосточно-дренажной сети,

очистных сооружений ливневых стоков,

здания аварийно-спасательной станции с тренировочным полигоном,

объектов метеорологического и радионавигационного обеспечения полетов: командно-диспетчерский пункт, метеооборудование, объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки.

Заказчик-застройщик работ: ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», генеральный подрядчик: АО "Мостоотряд-99».

Объем средств федерального бюджета, выделяемых в рамках Государственной программы РФ "Развитие транспортной системы" составляет 7,22 млрд руб.

Правительство Саратовской области обеспечивает проектирование и строительство линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры:

подъездной автомобильной дороги от федеральной трассы Р-228 "Сызрань-Саратов-Волгоград" (12,3 км) - Северный автодорожный подход,

системы хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения,

системы газоснабжения,

системы электроснабжения,

сетей связи.

Объем средств областного бюджета составляет около 2,4 млрд рублей.

Управляющая компания «Аэропорты Регионов» в лице АО «СарАэро-Инвест» обеспечивает проектирование и строительство объектов служебно-технической территории нового аэропорта:

аэровокзального комплекса (пассажирского терминала) внутренних и международных воздушных линий,

административных, технологических и производственных зданий и сооружений, в том числе административного комплекса, здания государственных контрольных органов, гаража средств наземного обслуживания, технологического здания с КПП, кинологического комплекса, котельной, внутренних инженерных сетей,

благоустройство привокзальной площади, включая устройство парковочных зон, сети внутренних автодорог и пешеходных дорожек.

Генеральный подрядчик: ООО «Эста Констракшен».

Объем привлекаемых инвестиций 7,7 млрд руб.

Основные характеристики:

Общая площадь пассажирского терминала – 23 тыс. кв.м.

Пропускная способность – 1 млн. пассажиров в год, 570 пассажиров в час.

Количество телескопических трапов – 3

Искусственная взлетно-посадочная полоса – 3000*45 метров

Количество мест стоянок воздушных судов – 25, в т.ч. 2 для обработки ПОЖ.

Расчетный тип ВС – Boeing 767-300 ER

Категория метеоминимума ИВПП по ИКАО - I категория с обоих курсов посадки.

Рисунок 1. Генеральный план аэропорта Гагарин

Преимущества данного аэропорта:

Длина взлетно-посадочной полосы и её несущая способность (PCN) позволят принимать большинство типов современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов;

Современное здание аэровокзала, обеспечивающее качество обслуживания пассажиров уровня "С" по классификации ИАТА;

Повышение уровня безопасности полетов за счет выполнения взлетно-посадочных операций над малозаселенной местностью;

Возможность расширения географии полетов за счет привлечения авиакомпаний, эксплуатирующих различные типы воздушных судов;

Возможность построения эффективной логистики ввиду близости к основным наземным транспортным магистралям;

Возможность построения эффективного интермодального сообщения (железнодорожный и речной транспорт);

Возможность реконструкции инфраструктуры (расширение площади аэровокзала) с целью обеспечения пропускной способности до 2,5 млн пассажиров ежегодно. [1]

Разработка маршрута

Маршрут «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» является смешанным, т.к. охватывает и городское, и пригородное сообщение. Общая длина маршрута – 59 км, количество остановок: 2 конечных и 11 промежуточных. Т.к. маршрут следует до аэропорта в пригород, предлагается полу-экспресс маршрут, содержащий 13 остановочных пунктов (при добавлении остановок автобуса на имеющихся на маршруте остановочных пунктах, их количество превысит 50). Это позволяет повысить скорость движения автобуса и уменьшить время рейса. Все промежуточные остановочные пункты на данном маршруте оборудованы площадкой и павильонами для размещения ожидающих пассажиров и знаками «Место остановки автобуса».

Схема маршрута «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» представлена на рисунке 2.

Покрытие дорог, по которым проходит маршрут, асфальтобетонное, ширина проезжей части 9-22 метров (т.е. на маршруте есть как двух-, так и шестиполосные дороги).

Рисунок 2. Схема маршрута «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин»

В таблице 1 представлены основные технико-эксплуатационные показатели маршрута, такие как расстояние между остановочными пунктами, скорость автобуса и время движения от одного остановочного пункта до другого.

Время движения 1 ч 15 мин (без учета остановок), время простоя на промежуточных остановках: по 10 мин на конечных остановках, по 1 мин на промежуточных. Таким образом, время рейса составляет 1 ч 46 мин.

Таблица 1 – Технико-эксплуатационные показатели маршрута «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин»

№ п/п

Остановочный пункт

Расстояние между остановочными пунктами, км

Скорость движения, км/ч

Время движения, мин

1

Стадион Волга

0

0

0

2

Саратов-3

4,3

40

7

3

Городской парк культуры и отдыха

2,4

40

4

4

Предмостовая площадь

4,8

40

8

5

Ул. Горького

2,8

40

5

6

Аэропорт

4,6

40

8

7

Строительный рынок

2,8

40

5

8

Поселок Юбилейный

2,2

40

4

9

Гипермаркет Лента

2,4

60

3

10

Поворот на дачи СГУ

5,1

60

6

11

Дубки (Центральная ул.)

12

50

15

12

Расловка 1-я

9

50

12

13

Аэропорт Гагарин

6,3

60

8

Выбор типа подвижного состава существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и на эффективность его использования.

Рациональное использование автобусов обеспечивает обслуживание населения с наименьшими транспортными затратами в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.

Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и повышает загрузку улиц.

Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения, к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.

Предложенный автобус для разработанного маршрута

Citaro — семейство городских и пригородных автобусов Mercedes-Benz. Городские модели низкопольные, с высотой пола над дорогой 320—340 мм, одинаковой по всему салону, за счёт смещения моторного отсека с вертикальным двигателем в левый угол задней площадки, а также применения портального заднего моста.

Семейство Citaro (O530) включает двухосные модели соло (C-городской, U и MU-пригородные), трёхосный 15-метровый Citaro L и сочленённую модель G, а также новый 13,1-метровый пригородный Citaro MU.

Автобусы Citaro производятся на самом современном в мире оборудовании из компонентов исключительной надежности. Все детали Citaro до поступления в производство проходят серьезные испытания. А после каждого производственного этапа результат подвергается жесткому контролю, обеспечивающему безукоризненное качество.

Постоянная проверка и оптимизация производственных процессов, множество мер для обеспечения и повышения качества изготовления гарантируют, что автобусы Citaro еще много лет будут успешно выполнять свои задачи.

Низко расположенные ступени и низкий пол по всей длине автобуса обеспечивают удобную посадку и высадку, а также свободное перемещение пассажиров по салону. Ширина 2,55 м и увеличение колесной базы придают салону ощущение легкости и простора. Этому способствуют также большие панорамные окна. Большая высота потолка во всех отсеках автобуса создаст ощущение комфорта даже людей высокого роста. [2]

Рисунок 3. Автобус Mercedes-Benz Citaro

Характеристика пассажиропотока

Т.к. пассажиропоток определяется фактически, т.е. необходим уже действующий автобусный маршрут с реальными пассажирами, для данного проекта определить точное число невозможно. Учитывать пассажиропоток, следующий до существующего аэропорта так же нельзя, так как он находится в черте города, следовательно, значение будет сильно отличаться. По этой причине можно задать примерный пассажиропоток, исходя из вместимости выбранного автобуса и необходимого количества автобусов, определяемого из интервала их движения:

Вместимость автобуса – 32 сидячих места, 74 стоячих места. Т.к. предлагается организация экспресс маршрута до аэропорта, который располагается за городом, то можно предположить, что до аэропорта пассажиры будут добираться, используя только сидячие места. Тем не менее, стоячие места также могут быть использованы, например, пассажирами, едущими из города до дачного поселка (маршрут предполагает остановки в следующих пунктах: Поворот на дачи СГУ, Дубки, Новая Липовка, Расловка 1-я) и обратно. Таким образом, можно предположить, что каждый автобус будет наполняться с 6:00 до 21:00 32 сидящими и 20 стоящими пассажирами, с 21:00 до 6:00 20 сидящими пассажирами, т.е. суточный пассажиропоток составит 2450 пасс./сут., годовой – 894 250 пасс./год.

Интервал движения автобусов – учитывая расположение аэропорта в пригороде и время рейса, примем расчетный интервал движения автобусов 53 мин.

Количество автобусов – 4 автобуса.

Расписание движения автобусов на маршруте «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин»

Движение автобусов по маршрутам осуществляется в строгом соответствии с утвержденным расписанием. Расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта.

Маршрутное расписание движения автобусов представляет собой основной документ отдела эксплуатации, регламентирующий режим движения автобусов, их использование во времени, организацию труда автобусных бригад и основные эксплуатационные и экономические показатели работы всего автотранспортного предприятия.

Основной принцип, которым необходимо руководствоваться при составлении расписания состоит в соблюдении равномерных интервалов движения по периодам суток.

Расписание движения автобусов представлено в таблице 2. Данное расписание не включает время нулевого пробега (от АТП до начальной остановки), время перерывов для водителей и прочее.

Так как рейсы совершаются и в дневное, и в ночное время, предлагается организовать круглосуточное движение автобусов по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин». Это позволит привлечь большее количество пассажиров, т.к. людям не придется прибегать к услугам такси или помощи своих знакомых, пользующихся личным автомобилем для того, чтобы добраться до аэропорта в ночное время суток.

Таблица 2 – Расписание движения автобусов по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин»

№ автобуса

№ маршрута

Время (часы, минуты)

Расстояние, км

Время рейса, мин

Отправление из Саратова (Стадион Волга)

Прибытие в аэропорт (Аэропорт Гагарин)

Отправление из аэропорта (Аэропорт Гагарин)

Прибытие в Саратов (Стадион Волга)

1

А1

6:00

7:36

7:46

9:22

59

106 (1 час 46 мин)

2

А1

6:53

8:29

8:39

10:15

3

А1

7:46

9:22

9:32

11:08

   

4

А1

8:39

10:15

10:25

12:01

   

1

А1

9:32

11:08

11:18

12:54

   

2

А1

10:25

12:01

12:11

13:47

   

3

А1

11:18

12:54

13:04

14:40

   

4

А1

12:11

13:47

13:57

15:33

   

1

А1

13:04

14:40

14:50

16:26

   

2

А1

13:57

15:33

15:43

17:19

   

3

А1

14:50

16:26

16:36

18:12

   

4

А1

15:43

17:19

17:29

19:05

   

1

А1

16:36

18:12

18:22

19:58

   

2

А1

17:29

19:05

19:15

20:51

   

3

А1

18:22

19:58

20:08

21:44

   

4

А1

19:15

20:51

21:01

22:37

   

1

А1

20:08

21:44

21:54

23:30

   

2

А1

21:01

22:37

22:47

0:23

   

3

А1

21:54

23:30

23:40

1:16

   

4

А1

22:47

0:23

0:33

2:09

   

1

А1

23:40

1:16

1:26

3:02

   

2

А1

0:33

2:09

2:19

3:55

   

3

А1

1:26

3:02

3:12

4:48

   

4

А1

2:19

3:55

4:05

5:41

   

1

А1

3:12

4:48

4:58

6:34

   

2

А1

4:05

5:41

5:51

7:27

   

3

А1

4:58

6:34

6:44

8:20

   

4

А1

5:51

7:27

7:37

9:13

   

Применение интеллектуальных транспортных систем при организации доставки пассажиров в терминальный комплекс аэропорта

Интеллектуальная транспортная система (ИТС, англ. Intelligent transportation system) — это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами.

Несмотря на то, что фактически ИТС может включать все виды транспорта, европейское определение ИТС согласно директиве 2010/40/EU of 7 July 2010 трактует ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта (включая инфраструктуру, транспортные средства, участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование), и имеющую наряду с этим возможность взаимодействия с другими видами транспорта. [3]

Т.к. интеллектуальные транспортные системы предоставляют потребителям информацию, то они являются информационными (телематическими).

Под телематической транспортной системой понимают информационную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности. [4]

Телематические транспортные системы выполняют следующие функции:

получение информации о местоположении, движении и состоянии отдельных ТС;

получение информации о транспортных потоках, которая может поступать от датчиков транспорта, средств видеонаблюдения и т. п.;

передача полученной информации для дальнейшей обработки;

обработка информации;

передача результатов обработки информации на бортовые, индивидуальные (например, персональные компьютеры и переносные коммуникационные устройства) и групповые (например, светофоры, изменяемые дорожные знаки и информационные табло) средства представления информации;

представление информации бортовыми средствами, размещенными на ТС;

представление информации групповыми средствами для участников дорожного движения и пользователей ТС;

представление информации иным пользователям, в том числе на средства отображения индивидуального пользования, включая переносные устройства.

Очевидно, что интеллектуальные транспортные системы имеют большое значение не только для транспортных компаний, но и для населения, пользующегося транспортом. Получая информацию об имеющихся маршрутах, движении городских транспортных средств (в частности, автобусов, троллейбусов, трамваев), времени прибытия и отбытия транспортных средств на/от остановочного пункта и т.д. позволяет пассажирам пользоваться общественным транспортом в полной мере.

Несмотря на развитие современного мира, большинство городов страдает от отсутствия обустроенных остановочных пунктов. Не все остановочные пункты обеспечены открытым или закрытым павильоном, лавочками, урнами, табличками с проходящими маршрутами, а зона бесплатного wi-fi, система видеонаблюдения, информационные табло с указанием движения транспортных средств и временем прибытия нужного автобуса кажутся пассажирам недостижимым будущим.

Тем не менее, некоторые города России уже обеспечены «умными остановками» и довольны их использованием. Наиболее популярными компаниями, обеспечивающими российские города «умными остановками» являются Дизфор и Сити Стайл. Такие остановки уже стоят во многих городах: Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Новосибирск, Киров, Уфа и т.д. Так, например, Сити Стайл установила в марте 2018 года на одной из самых загруженных остановок Уфы свой павильон. «На такой остановке информация о маршрутах и времени прибытии автобусов указывается на цифровом табло. Также здесь действует зона Wi-Fi, есть и разъемы для зарядки телефонов. Удобная карта позволит приезжим сориентироваться на местности и найти ближайшие достопримечательности. Для безопасности граждан павильон оснащен системой «Гражданин – полиция». Нажав на кнопку экстренной связи, человек сможет связаться с диспетчерской экстренной службы», сообщает источник PROUFU. [5]Остановка имеет освещение с энергосберегающими светодиодными светильниками, оборудована системой видеонаблюдения с он-лайн наблюдением и записью на HDD, имеет знаки "остановки", отбойники и поручни, обогрев, рекламные конструкции. Также некоторые конструкции позволяют разместить на остановке небольшой магазин или закрытую зону с банкоматом.

Рисунок 4. «Умная остановка» компании Сити Стайл

Учитывая тематику организации доставки пассажиров в аэропорт, «умная остановка» могла бы быть спасением для города: зная время прибытия нужного автобуса, пассажир мог бы быть уверен, что не опоздает на свой рейс, впервые прибывший человек сможет увидеть на удобной карте достопримечательности г. Саратова (строящийся аэропорт в Сабуровке претендует на статус «международный», что не исключает приток туристов). Таким образом, было бы большим плюсом обеспечить наш город несколькими обустроенными современными остановками. Так было бы целесообразно обеспечить «умными» павильонами конечные остановки маршрута «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин».

На остановочном пункте «Стадион Волга» целесообразность установки «умной остановки» объясняется тем, что он является крупным пунктом тяготения пассажиропотока, через который проходит множество различных маршрутов во все районы г. Саратова. Таким образом, пассажиры, находясь на данном остановочном пункте, при помощи «умной остановки» будут проинформированы о времени прибытия автобусов, времени движения, о местном времени, о проходящих маршрутах, в том числе и о маршруте до аэропорта в Сабуровке. Учитывая достаточно низкие температуры и проблемы с движением общественного транспорта в зимнее время, наличие обогрева на остановке будет огромным плюсом, как и наличие зоны бесплатного wi-fi и разъемов для зарядки гаджетов в связи с большой численностью молодежи в городе.

Так же наличие «умной остановки» на остановочном пункте «Аэропорт Гагарин» будет полезно для впервые прибывших в г. Саратов пассажиров, т.к. они смогут получить информацию о возможности добраться из аэропорта до города (т.е. наличии маршрута), посмотреть на карте, имеющейся на остановке, достопримечательности и т.д.

Таким образом, «умная остановка» позволяет повысить качество организации доставки пассажиров в терминальные комплексы аэропортов на разрабатываемых маршрутах, а также комфортабельность пассажиров.

Предложенные тарифы

Маршрут «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» предлагается полу-экспресс, поэтому, не смотря на то, что он будет использоваться пассажирами и для поездок по городу, будем учитывать поездки только до дач и аэропорта. Следовательно, введем следующие условные тарифы: «Аэропорт» - 55 руб., «Дачи» - 40 руб., «Багаж» - 11 руб. (принимается 20% от тарифа «Аэропорт»). Данные отражены в табл. 3.

Таблица 3 – Тарифы на перевозку автобусом пассажиров по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин»

Тариф

Стоимость, руб.

«Аэропорт»

55

«Дачи»

40

«Багаж»

11

Для обоснования предложенных тарифов в табл. 4 приведены стоимости поездок 2-х пассажиров с багажом по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» различными видами транспорта

Таблица 4 – Сравнение стоимости поездки 2-х пассажиров с багажом по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» различными видами транспорта

Вид транспорта

Стоимость поездки, руб.

Такси «ВЕЗЕТ» (мобильное приложение RuTAXI)

525

Яндекс.Такси

1082

Такси «METRO»

1348

Электричка «Ст. Примыкание – 266 км»

152

Личный автомобиль, дизельный ДВС, средний расход 8 л/100 км

190

Личный автомобиль, бензиновый ДВС, средний расход 12 л/100 км

300

Автобус

132

В сравнении с такими видами транспорта как личный автомобиль, такси и электричка, поездка на автобусе по маршруту «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин» с заданными тарифами обойдется дешевле.

Таким образом, на основе характеристик аэропорта Гагарин и имеющихся маршрутов г. Саратов была предложена схема маршрута «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин». Предложен новый подвижной состав. Составлено расписание движения автобусов по предложенному маршруту. Рассмотрена возможность применения интеллектуальной транспортной системы «умная остановка».

На основе ознакомления с другими вариантами совершения поездки по маршруту предложены тарифы на доставку пассажиров и их багажа в терминальный комплекс международного аэропорта в п. Сабуровка Саратовской области. В результате проведенной работы был разработан маршрут «Стадион Волга – Аэропорт Гагарин».

Список использованной литературы

Международный аэропорт Саратова Гагарин, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://saratov.aero/

Технические характеристики автобуса Mercedes-Benz Citaro [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mercedes-benz.ru/content/russia/mpc/mpc_russia_website/ru/home_mpc/bus/home/new_buses/models/regular_service_busses/_Citaro_c2.html

Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/40/ЕС от 7 июля 2010 г. об общих рамках для размещения ITS (Intelligent Transport Systems) в сфере дорожного транспорта и взаимодействия с другими видами транспорта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/2571110/

В. В. Комаров, С. А. Гараган. Архитектура и стандартизация телематических и интеллектуальных транспортных систем. Зарубежный опыт и отечественная практика. М.: НТБ «Энергия», 2012.

В Уфе появилась первая «умная» остановка с Wi-Fi и зарядкой для телефонов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://proufu.ru/news/society/v_ufe_poyavilas_pervaya_umnaya_ostanovka_s_wi_fi_i_zaryadkoy_dlya_telefonov/

Просмотров работы: 10