ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Васильев В.А. 1, Угренев С.Е. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития Вооруженных сил Российской Федерации вышел на новый уровень и предъявляет повышенные требования к личному составу, их профессиональным, деловым, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам. Следовательно, одним из путей достижения данной цели является совершенствование воспитания командного и рядового составов, изучение сущности и природы отклоняющегося (девиантного) поведения военнослужащих.

Особенности девиантного поведения, причины его возникновения и проявления рассматривались в работах Е.С. Татариновой, Н.А. Мельниковой, Т.И. Акатовой, Н.В. Воробьевой, О.Ю. Краева и др.

Девиантным или отклоняющимся поведением называют систему поступков или отдельные поступки, противоречащие общепринятым правилам поведения и социальным нормам (правовым либо нравственным), т.е. такое поведение, которое не соответствует общественным ожиданиям [1]. Часто девиантное поведение ассоциируется с аморальными поступками и в общественном сознании воспринимается с негативной стороны и отрицательной оценкой, что является заблуждением.

Психологи выделяют два типа девиантного поведения: 1) отрицательное проявление девиантного поведения, несущее за собой негативные последствия и разрушения; 2) положительное, например, выдающийся военный-новатор или талантливый великий полководец. Вместе девиантным психологи рассматривают в качестве отклоняющегося поведения и делинквентное. Разница между ними есть, и довольно существенная. Если первый вид поведения, т.е девиантный, отклоняется от общепринятого и ожидаемого поведения и влечет за собой поступки незначительной тяжести, например, алкоголизм, наркомания, тунеядство и прочее, то делинквентное поведение рассматривается как преступное, несущее опасность всему обществу, например, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д.

Обобщив исследования по проблеме девиантного поведения, мы выделили следующие причины его формирования:

ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания;

отрицательное влияние стихийно-группового общения (плохая компания, в которую попал ребенок);

аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации;

акцентуации характера;

психосоматические расстройства;

аномалии психофизического развития;

стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Безусловно, проявлению девиантного поведения способствуют многочисленные факторы, среди которых следует назвать такие, как:

растущую коммерцию;

культивирование физической силы и успеха; обилие рекламы;

доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;

неопределенность в жизненных ориентирах;

постоянно развивающуюся индустрию развлечений;

недостатки в системе профилактики девиаций;

рост социально опасных заболеваний;

информационный прогресс России, использование виртуальных технологий.

О.Ю Ефремов выделяет четыре варианта отклоняющегося поведения:

отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм;

нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями;

правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. По мнению ученого, наибольшее внимание, безусловно, должно уделяться профилактической работе с людьми, имеющими такие формы отклоняющегося поведения, которым присущи осознанность и асоциальность, т.е. все формы агрессивного, аморального, делинквентного поведения [2].

В данной работе будет уделено внимание особенностям проявления девиантного поведения в воинском коллективе, несущим за собой негативные последствия.

Психически здоровым можно считать такого военнослужащего, который является нравственно зрелым, умственно развитым, психологически уравновешенным. Он должен быть способен освоить воинскую специальность, адаптироваться к военной службе и преодолеть специфические для нее психофизические нагрузки, не получив при этом расстройства здоровья, нарушения регламентированных форм поведения [3].

К основным видам девиантно-делинквентного поведения военнослужащих следует отнести самовольное оставление части, антиобщественные насильственные и корыстные действия (драки, кражи, порча и уничтожение имущества, вымогательство, спекуляция, уклонение от выполнения воинского долга учебной и трудовой деятельности, неуставные взаимоотношения, различные сексуальные девиации и др.). Все перечисленные формы объединяет выраженная социально-негативная направленность поведения. При этом, как правило, имеет место сочетанное проявление различных видов девиантно-делинквентного поведения, которое может носить не только индивидуальный, но и групповой характер [4].

Следует отметить такую особенность отклоняющегося поведения, как пограничность, проявляющаяся в том, что признаки данного поведения с одинаковым основанием можно отнести как к социальным нарушениям, так и к нарушениям психического здоровья. Поэтому особое внимание военными психологами уделяется своевременному выявлению психических расстройств и изменений, занимающих промежуточное положение между психической нормой и пограничной психической патологией.

В современных условиях развития общества проблема психического здоровья военнослужащих относится к разряду наиболее актуальных и значимых. Негативные процессы, происходящие в последние годы в обществе (нестабильность социально-экономической обстановки, рост промышленных катастроф, учащение военных конфликтов, ухудшение демографической ситуации, загрязненность экологической среды и т.д.), приводят к снижению качества психического здоровья населения, прежде всего, молодого поколения.

Знание офицерами подразделений основных форм отклоняющегося поведения, особенностей их проявления в условиях военной службы позволяет своевременно выявить военнослужащих, нуждающихся в повышенном контроле со стороны командиров. Проведенный анализ научной литературы, результаты собственных наблюдений позволяют сделать вывод о том, что если отклонения в сознании и поведении военнослужащих не носят устойчивого характера, то в результате педагогической деятельности командного состава они устраняются посредством инициирования процессов воспитания и самовоспитания. В таком случае профилактика и перевоспитание являются основными функциями воспитания военнослужащих.

В воспитании и самовоспитании динамические стереотипы, формирующиеся в ходе прохождения военной службы, далеко не обязательно заменяют старые, которые сформировались до нее, образовались на базе как прямое продолжение сложившихся привычек и норм поведения. А вот педагогическая профилактика и перевоспитание обязывает заменить негативные стереотипы на новые, имеющие положительную характеристику и дающие хорошие результаты.

Таким образом, педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих – это целостная педагогическая система предупреждения и преодоления причин и условий девиантного поведения, искоренение различных отклонений в поведении, перевоспитание личностных качеств, провоцирующих риск возникновения и укрепления девиаций у военнослужащих. Высокая эффективность работы по профилактике девиантного поведения у военнослужащих достигается благодаря совместной целенаправленной деятельности психологов, педагогов, врачей, командиров частей и подразделений, ответственных за сохранение и укрепление физического и психического здоровья военнослужащих.

Литература

Военная педагогика /под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. – СПб., Филиал Института социологии РАН, 1993. –167 с. 

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издатель­ский центр «Академия», 2003. 288 с.

Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б., Терехов В.Ф. Основы военной педагогики и психологии. – Омск: ОмГТУ, 2011. – 180 с.

Просмотров работы: 10