Бизнес-процесс - это регулярно повторяющаяся последовательностьвзаимосвязанных мероприятий, при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.
В упрощенном варианте бизнес-процессы подразделяют на основные, вспомогательные и управляющие процессы. Такая классификация бизнес-процессов помогает определить, как именно можно выделить конкретный процесс. Так, основные процессы выделяют исходя из результата, ценного для потребителя; вспомогательные процессы – по ресурсу, которым они снабжают компанию; управляющие – по объекту, над которым осуществляется управляющее воздействие [1].
Основные бизнес-процессы компании ООО «ВМТ-ТехСервис»:
- продажа оборудования (обслуживание клиентов в ходе продажи медицинского оборудования, проведение расчетов с покупателями);
- участие в электронных торгах для госзаказчиков;
- сервисное обслуживание, ремонт оборудования.
Посредством этих процессов реализуется основная функция компании - обеспечение медицинским оборудованием потребителя.
Рассмотрим подробнее бизнес-процесс продажи оборудования. Клиент обращается в компанию для приобретения медицинского оборудования, предоставляет менеджеру его название, тип и характеристики. Менеджер после сверки всех данных проверяет наличие имеющегося оборудования через систему SAP, в случае если интересующее клиента оборудование отсутствует, происходит проверка возможности заказать его у поставщиков. Также менеджер может предложить аналоги, подходящие по техническим характеристикам.
Если оборудование есть на складе, то менеджер запрашивает наименование и ИНН организации для проверки была ли она ранее занесена в базу клиентов. В случае отсутствия, менеджер просит выслать реквизиты организации для последующего внесения в базу и выставления счета клиенту. Менеджер так же обговаривает с клиентом возможную дату отгрузки товара.
После оплаты счета клиентом, менеджер создает заявку на отгрузку/доставку оборудования клиенту. Кладовщик и экспедитор подготавливают оборудование и в установленную ранее дату доставляют его клиенту.
Основным инструментом управления бизнес-процессами является моделирование - описание бизнес-процесса в заранее оговоренных терминах, по правилам, называемыми нотациями. Модель бизнес-процесса может быть текстовой, графической или информационной. Для моделирования бизнес-процессов применяются различное программное обеспечение и нотации:
- программные продукты бизнес-моделирования: ARIS, Business Studio, AllFusion Process Modeler (BPWIN), Бизнес-инженер, Microsoft Visio;
- нотации бизнес-моделирования и описания бизнес-процессов: IDEF0, IDEF3, extended Event Driven Process Chain (eEPC), Value Added chain Diagram (VAD), Data Flow Diagram (DFD), Cross Functional Flowchart и др.
В каждом программном продукте бизнес-моделирования имеется свой набор нотаций, которые подробно описаны в Руководстве пользователя к программному продукту [2,3].
Произведем декомпозицию процесса продажи оборудования в нотации eEPC (рис. 1).
Все виды анализа бизнес-процессов можно условно разделить на два вида:
- качественные - методы, применяемые для анализа процесса с точки зрения его составных частей, элементов и способа реализации;
- количественные - методы, используемые для оценки процесса в цифровом выражении (скорость выполнения, количество выпускаемой продукции, стоимость реализации и т.д.) при измерении каких-либо показателей эффективности его выполнения [4].
Рисунок 1 - eEPC диаграмма процесса продажи оборудования
Методика SWOT-анализа направлена на предварительное выявление сильных и слабых сторон бизнес-процесса. С ее помощью прогнозируют возможности улучшения или угрозы ухудшения [5].
Результаты SWOT-анализа (табл. 1) показывают, что процесс продажи оборудования имеет слабые стороны, которые можно устранить путем реорганизации процесса, используя имеющиеся возможности.
Таблица 1 - SWOT-анализ процесса продажи оборудования
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- сотрудничество с ведущими производителями медицинского оборудования; - самостоятельная доставка оборудования клиенту; - гарантия на товар. |
- отсутствие у клиента возможности самостоятельно посмотреть, выбрать товар, сверить характеристики оборудования; - отсутствие возможности проверить наличие товара и заказать его по интернету; - длительная обработка запроса клиента; - слабая реклама и отсутствие эффективных методов по продвижению товаров. |
Возможности улучшения |
Угрозы ухудшения |
- увеличение продаж посредством внедрения интернет-витрины; - упрощение предоставления информации по товару клиенту; - автоматизация процесса проверки наличия оборудования; - реализация подписки клиента на рассылку без участия менеджера; - реклама через сайт. |
- ухудшение конкурентной среды, появление новых конкурентов. |
При анализе eEPC-диаграммы (рис. 1) была выявлены проблемные зоны: «Обработка запроса клиента» (отсутствие возможности просмотра внешнего вида товара и характеристик оборудования), «Проверка наличия оборудования на складе», «Проверка наличия оборудования у поставщиков».
Для решения указанных проблем необходима реорганизация процесса продажи оборудования.
Стоимостные показатели относятся к наиболее важным и подразделяются на три группы:
- стоимость бизнес-процесса в целом;
- отдельные показатели (затраты на оплату труда, амортизацию оборудования, связь, энергоносители, получение информации и др.);
- показатели стоимости итогового продукта [6].
Фактическая стоимость бизнес-процесса «Продажа оборудования» составила 731,25 руб. (табл. 2). Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса составила: Ст.г.ф.б.=20*731,25*0,5*12= 87750 руб.
Таблица 2 – Стоимостной анализ бизнес-процесса реализации товара
Этап бизнес-процесса |
Ответственный за исполнение |
Почасовой размер оплаты труда, руб. |
Длительность бизнес-процесса (факт), час. |
Стоимость этапов бизнес-процесса (факт), руб. |
Обработка запроса клиента |
Менеджер по продажам |
250 |
0,5 |
125,0 |
Проверка наличия оборудования |
Менеджер по продажам |
250 |
0,3 |
75,0 |
Подписка клиента на рассылку / Заказ оборудования у поставщика |
Менеджер по продажам |
250 |
0,25 |
42,5 |
Внесение клиента в базу |
Менеджер по продажам |
250 |
0,08 |
20,0 |
Оформление сделки |
Менеджер по продажам |
250 |
0,17 |
42,5 |
Заключение договора поставки |
Менеджер по продажам |
250 |
0,5 |
82,5 |
Согласование даты и времени доставки товара |
Менеджер по продажам |
250 |
0,17 |
42,5 |
Выставление счета клиенту |
Менеджер по продажам |
250 |
0,08 |
20,0 |
Подготовка/упаковка товара на складе |
Экспедитор |
187,5 |
0,5 |
93,75 |
Доставка оборудования |
Экспедитор |
187,5 |
1 |
187,5 |
Итого, стоимость процесса, руб. |
3,55 |
731,25 |
Анализ стоимости и длительности бизнес-процессов показал, что наблюдаются значительные временные (3,55 час.) и стоимостные затраты (731,25 руб.) на процесс продажи оборудования. В данном случае можно сократить время выполнения следующих операций бизнес-процесса продажи оборудования: «Обработка запроса клиента», «Проверка наличия оборудования», «Подписка клиента на рассылку» и «Внесение клиента в базу».
Таким образом, по итогам проведенного количественного анализа процесса продажи оборудования были выявлено, что процесс имеет достаточно высокую стоимость и на его выполнение необходимо много времени. Следовательно, необходимо проведение реорганизации данного бизнес-процесса.
На рис. 2 представлена eEPC-диаграмма процесса продажи оборудования «Как будет». Если возникла потребность в приобретении медицинского оборудования, клиент заходит на интернет-витрину. После изучения ассортимента и сравнения характеристик оборудования, он решает: готов он сделать заказ или нет. При принятии решения клиенту необходимо оформить заказ, он должен заполнить контактные данные и зарезервировать оборудование через интернет-витрину. Менеджер при получении запроса связывается с клиентом, согласовывает дату и время доставки оборудования, заключает договор поставки, выставляет счет клиенту и ожидает оплаты товара. После получения оплаты, менеджер передает информацию экспедитору для подготовки оборудования и последующей его доставке клиенту. Если интересующего оборудования не будет в наличии на складе, произойдет проверка наличия такового у поставщиков через базу данных. И будет произведен запрос оборудования через поставщика. В случае, если оборудования также не окажется в наличии, клиент может подписаться на рассылку для получения уведомления о поступлении оборудования.
Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса после реорганизации:
Ст.г.ф.б.=20*551,25*0,5*12=66150 руб.
После реорганизации бизнес-процесса продажи оборудования стоимость процесса снизилась на 180 руб. (25 %). Годовая стоимость уменьшилась на 21,6 тыс. рублей, а длительность процесса – на 1,75 часа (если исключить операции выполняемые клиентом), что связано с тем, что некоторые операции, увеличивающие длительность и стоимость процесса продажи оборудования, теперь выполнятся самостоятельно клиентом на сайте.
Р
исунок 2 – eEPC-диаграмма процесса продажи оборудования «Как будет»
Библиографический список:
Что такое бизнес-процессы: основные понятия и определения – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/biznes-process-organizacija-menedzher-upravlenie-resursy-predprijatie/
Моделирование бизнес процессов – Режим доступа: http://www.kpms.ru/Automatization/BPM.htm
Моделирование бизнес-процессов – Режим доступа: https://www.bpsimulator.com/ru/bpm/modeling.html
Кубакова Ю.А. Методы анализа бизнес процессов – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metody-analiza-biznes-protsessov
Котов Д. Как анализировать бизнес-процессы – Режим доступа: https://bpmn2.ru/blog/kak-analizirovat-biznes-protsessyi
Денисов К. А. Эффективность работы предприятия – Режим доступа: https://bpmn2.ru/blog/kak-analizirovat-biznes-protsessyi