ТВОРИ ДОБРО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТВОРИ ДОБРО

Белецкая А.А. 1, Тюмейко Н.А. 1, Пушкарь Е.М. 2
1МБОУ "Гимназия №3 г. Белгорода"
2ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит,

что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок,

тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений,

в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе»

Ш.А. Амонашвили

Деятельность по разработке и реализации проекта

Анализ ситуации

Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще обращаемся к этим словам. В современной ситуации начали осознавать, что самым острым дефицитом стало у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.

Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – «земля», Л – «люди», М – «мысль», Д – «добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

2018 год в Российской Федерации объявлен годом добровольца (волонтера) – указ Президента РФ от 06.12.2017 г. № 583. В настоящее время пожилые люди обделены достойным вниманием и заботой, к тому же большая часть из них являются одинокими.

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей – это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование, которое предполагает удовлетворение социальных и духовных потребностей.

Социально-культурная деятельность является одним из способов адаптации пожилых людей, в процессе которой удовлетворяются духовные потребности и реализуются творческие способности. Такая деятельность положительно влияет на социально-психологическое состояние людей пожилого возраста. В современном мире возникает острая необходимость организации досуга и отдыха лиц пожилого возраста.

Проект «Твори добро» предполагает социокультурную деятельность учеников МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода с пожилыми людьми и инвалидами в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.

Основы вежливого, заботливого отношения к пожилым людям закладываются в раннем возрасте, поэтому очень важно обращать внимание детей на заботы и проблемы пожилых людей.

Анализ литературы в данной области показал, что в зрелом возрасте творческая, коммуникабельная продуктивность не снижается. Более того, у пожилых людей она повышается. Именно поэтому создание благоприятных условий для творческого общения пожилых людей и учеников будут являться фактором формирования у подрастающего поколения чувства ответственности, уважения, сострадания, желания помочь, поддержать.

Идея проекта

Целесообразность разработки проекта обоснована тем, что пожилые люди составляют большую социально-демографическую группу. Известно, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью – они инициативны, хотят самостоятельно действовать и принимать решения, делиться своим жизненным опытом. Поэтому в ходе реализации проекта будет максимально использоваться творческие возможности и способности пожилых человека.

Проект «Твори добро» направлен на решение проблемы психологического благополучия на основе проведения культурно-досуговых и социокультурных мероприятий, а также налаживание связи между поколениями через досуговые мероприятия, воспитание у подрастающего поколения духовных качеств: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказание взаимопомощи и поддержки путём развития взаимных интересов и совместных дел.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для социокультурного диалога между представителями разных поколений (пожилые люди и учащиеся МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода 5 классов) в рамках проведения социокультурных мероприятий и культурно-досугового общения.

Задачи:

Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

Развитие детской инициативы по оказанию социокультурной помощи и поддержке нуждающихся в заботе и внимании престарелым и одиноким людям, инвалидам.

Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Сроки реализации проекта:

02.10.2018 - 01.06.2019

Содержание проекта

В ходе реализации проекта планируется:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: пожилыми людьми, инвалидами и учащимися.

2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим поколению.

Проект предполагает работу с пожилыми людьми и инвалидами в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.

Анализ ресурсов проекта

Ресурсы, необходимые для проекта

Содержание

Временной

2018-2019 учебный год

Организационный

МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода

Кадровый

Учащиеся МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода, педагоги, родительская общественность

Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода: http://www.beluszn.ru/

Управление молодежной политики

г. Белгорода: http://bel-molodezh.ru/

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»: http://bgiik.ru/

Материально-технический

Сценические костюмы, музыкальные инструменты, компьютер, реквизиты сценические и др.

Интеллектуальный

Социокультурные, культурно-досуговые мероприятия

Риски в реализации проекта

Основные риски при подготовке и реализации проекта могут быть связаны с отсутствием инициативы у участников проекта (активность включения и т.д.).

Для минимизации указанных рисков разработан ряд предложений, связанный с моральным поощрением участников проекта.

План действий

по реализации проекта «Твори добро»

Этап

Мероприятие

Сроки

Участники

1.

1. Определение проблемы исследования

2. Разработка проекта

апрель 2018

апрель 2018

автор, руководитель проекта

2.

1. Презентация проекта

май 2018

автор, руководитель проекта

2. Разработка буклета, плана мероприятий, формирование инициативной группы по культурно-досуговому взаимодействию с пожилыми людьми, инвалидами

май 2018 г.

автор, руководитель проекта

3. Привлечения внимания потенциальных участников проекта

май 2018 г.

автор, руководитель проекта

3.

1. Посещение и проведение мероприятий в рамках реализации проекта

сентябрь 2018 г. – июнь 2019

автор, руководитель проекта, инициативная группа

4.

1. Подведение итогов проекта, награждение наиболее активных участников проекта

июнь 2019 г.

автор, руководитель проекта, инициативная группа, социальные партнеры, администрация школы

Размещение фотоотчета об итогах проекте на школьном сайте.

июнь 2019 г.

автор, руководитель проекта

Календарный план мероприятий по реализации проекта

с 02 апреля 2018 по – 01 июня 2019 г.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки (дата) проведения

1

Размещение агитационных плакатов

В течение проведения мероприятий

 

Проведение классного часа «Одиночество пожилых людей»

сентябрь 2018 г.

2

Развлекательно-театрализованная программа «Затейник» (на дому для пожилых и инвалидов)

сентябрь 2018 г.

3

Концерт-беседа «От чистого сердца –простыми словами», посвящённая Дню пожилого человека (на дому для пожилых и инвалидов)

октябрь 2018 г.

 

Встреча у самовара

«Ах, эта осень – чаровница...»

ноябрь 2018 г.

4

Литературно-музыкальная встреча «Поэзия – чудесная страна»

декабрь 2019 г.

 

«С Новым 2019 годом!» - развлекательный вечер для пожилых людей

январь 2019 г.

5

«Гуляй на святки без оглядки» Рождественские посиделки

январь 2019 г

9

«Столовая для моих пернатых друзей»

мастер-класс

февраль 2019 г.

 

Литературные встречи

март 2019

 

Виртуальные экскурсии по Белгородской области «Люблю тебя, мой край родной!»

апрель 2019 г.

 

Районный праздник, посвященный 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (совместное посещение АУК «Майский ДК»)

8 мая 2019 г.

6

Литературная гостиная «Они сражались за Родину»

май 2019

12

Награждение самых активных участников проекта

29 мая 2018 г.

13

Подготовка фотоотчета, а также размещение материалов на сайте школы

4 июня 2018 г.

Полученные результаты

В результате реализации данного проекта планируется наладить социокультурный контакт с 7 пожилыми людьми и посещать с определённой периодичность и в соответствии с графиком мероприятий.

Проведение тематических праздников ко Дню пожилого человека

(1 октября), Международного дня семьи (15 мая), Дня Отца (второе воскресенье июня), Международного дня Матери (последнее воскресенье ноября).

Реализация проектных мероприятий позволит привлечь более

15 учеников неравнодушных к проблемам других; получить навыки выстраивания продуктивного диалога, подготовка к творческим встречам с пожилыми людьми.

Оценка эффективности проекта

Основным показателем эффективности проекта «Твори добро» является активное взаимодействие учащихся и пожилых людей, что будет способствовать расширение социально-культурных контактов.

Организация культурно-досугового общения способствует целесообразному и содержательному досугу пожилых людей, удовлетворение и развитие культурных потребностей.

Совместная культурно-досуговой деятельности в рамках проекта.

Перспективы проекта

В перспективе планируются совместные детско-родительские проекты «Пожилым везде у нас почёт», «Полезные прогулки», а также создание клуба «Наследие», в рамках которого пожилые люди будут делиться с учениками своим жизненным опытом, увлечениями, коллекциями, хобби и др. Увеличение количества участников проекта. Участие в областных, всероссийских конкурсах.

Ключевые понятия проекта

Возраст – этап развития человека, со своими физиологическими и психологическими особенностями, социальным статусом. Возраст меняется с количеством прожитых лет и событий в жизни человека. Возраст бывает биологическим, календарным (хронологическим), психологическим и социальным.

Возрастные стереотипы – общие представления о людях того или иного возраста (Например: «все старые люди много болеют», «все подростки ругаются с родителями») Возрастные стереотипы не всегда соответствуют отдельному человеку.

Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Геронтология (от греч. gerontos – старец, старик, logos – учение) наука, изучающая процесс старения человека, а также факторы, влияющие на характер и темпы старения.

Культурно-досуговые мероприятия – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха.

Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Межпоколенные отношения – это совокупность разных ситуаций общения и совместной деятельности представителей разных поколений (например, подростков и пожилых людей)

Социально-культурная деятельность – это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга.

Старость – заключительный период жизни человека, сопровождающийся ослаблением жизненных функций вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергается в процессе своей жизнедеятельности. Старость может быть закономерной или преждевременной.

Библиографический список

Правила флэшмоба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brest-mob.narod.ru/

Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - С-Петербург: Издательство Детство-Пресс, 2010

Просмотров работы: 36