ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В МОНАСТЫРСКИХ ТЮРЬМАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В МОНАСТЫРСКИХ ТЮРЬМАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Посохова Я.В. 1
1МГУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, одной их главнейших задач нашего общества является борьба с преступностью. Установить и найти преступников, расследовать уголовные дела, определить преступникам наиболее эффективную меру наказания - важнейшие направления уголовно-правового профиля. Актуальность данного направления является бесспорной и сегодня и несколько веков назад.

Рассмотреть систему уголовно-правового профиля под призмой системы исполнения наказания в монастырских тюрьмах является новизной в данной научной работе.

Сегодня о русских монастырях написано много литературы. Но чаще всего в них монастыри упоминаются как центр духовного развития, как памятники архитектуры, как религиозные общины монахов, как комплекс богослужебных построек и так далее. Но сегодня я рассмотрю монастыри, как место исполнения наказания.

В Российской империи в начале 20 века была поставлена точка в деятельности монастырских тюрем, но накопленный опыт используется и по сей день. Известно упоминание о монастырях и монастырских тюрьмах еще со времен Киевской Руси. К примеру, когда-то давно монастыри являлись родоначальниками первооткрывателями такого явления как условно-досрочное освобождение в праве уголовно-исполнительной системы [1]. И мне стало интересно узнать почему?

Много противоречивых фактов истории известно о тюрьмах, но на мой взгляд основной особенностью можно назвать персонализированный подход к наказанию. Попасть в монастырскую тюрьму мог любой осужденный. Это могло ли быть церковное покаяние за уклонение от исповеди и причащения, или к примеру мог и быть направлен специальный контингент уголовной сферы, в случае отсутствие других учреждений со специальными условиями для заключения.

Отношение к узникам монастырских тюрем было «антимилосердным», что на первый взгляд звучит дико. Чаще всего там были каменные маленькие клетушки без окон, где не было даже возможности стоять или лежать в полный рост. Иногда узников монастырских тюрем запрещено было называть даже по имени. В монастырских тюрьмах было немало психически больных людей. Большая часть из них таковыми становились именно там. Нечеловеческие условия содержания, моральный гнёт приводили к таким последствиям. Заборы в некоторых тюрьмах достигали размеров более двадцати метров в высоту и двух метров в толщину, что делало невозможным сбежать оттуда. Старейшие, и обладающие отражающими жесткими нравами считаются Спасо-Евфимиевский и Соловецкий монастырь. Монастырские тюрьмы — это, по словам А. Пругавина, «печальные и мрачные аномалии, уцелевшие от далеких, давно прошедших веков религиозных гонений и нетерпимости». Такие тюрьмы с давних пор существовали при некоторых российских монастырях. Особенно широкой известностью пользовалась тюрьма Соловецкого монастыря, куда ссылались не только религиозные, но и государственные преступники, которые по терминологии той эпохи назывались «ворами и бунтовщиками». Ссылка в Соловецкий монастырь широко практиковалась уже при Иване Грозном, а в течение XVII, XVIII и первой половины XIX столетия Соловецкая тюрьма нередко была переполнена заключенными [3]. 

Таким образом, проанализировать деятельность монастырских тюрем, я пришла к следующим выводам. Изначально в монастырях находились люди, которые нуждались в «индивидуальном спасении от грехов и для покаяния». Скоро в них потянулись люди, не желающие полностью рвать с мирской жизнью. По мере завоевания церковью Европы христианское понимание правосудия распространялось и на светские преступления; церковь брала в свои руки суд и наказание [2]. И это, на мой взгляд, был один из жестоких моментов в истории исполнения наказания. Приносилось много мук заключенным. Но так же именно в монастырях возникло явление условно-досрочного освобождения в уголовно-исполнительном праве. Сегодня конечно все изменилось. Исполнение наказания едет в дружеском тандеме с Русской Православной церковью. Но это уже совсем другая история…

Список литературы.

Евсеев Т.И., Финогенова О.Е. Некоторые теоретико-правовые аспекты формирования исполнения уголовного наказания в монастырских тюрьмах //Евразийский юридический журнал. 2015. № 12(91) С. 124-127

Кокорева Т.В. Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке. Автореф. дисс. канд. истор. Наук. Москва, 2001. С. 203.

Пругавин А. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством.//URL: https://www.twirpx.com/file/1236897/

Просмотров работы: 60