Вопрос о саморегуляции учебной деятельности в современных школах заметно обостряется в старших класс. Как известно из возрастной психологии, юность является промежуточным периодом между подростковым возрастом и зрелостью (взрослостью). Одним из основных особенностей юношеского возраста является самоопределение, так как этот период на прямую связан с поиском своего места в жизни, в том числе и с профессиональной ориентацией. Именно в это время у старших школьников происходит формирование представлений о будущем, строятся планы на дальнейшие достижения, а также анализируются и осознаются возможности их реализации в обществе. Для упорядочивания учебной деятельности необходимо активизировать и распределять силы и возможности учащихся таким образом, чтобы и обучение, и другие виды деятельности занимали равное количество времени и не препятствовали друг другу. Постепенно данное упорядочивание должно переходить в саморегуляцию учебной деятельности, в которой старшеклассник сам разделяет свою деятельность и способствует равнозначному существованию её видов.
Данная статья посвящена анализу проблемы выявления особенностей саморегуляции учебной деятельности в юношеском возрасте и определению уровня саморегуляции.
Для более полного и достоверного понимания темы, нам необходимо было выяснить определение ключевых понятий темы.
Учебная деятельность – овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитием в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем [2].
Саморегуляция учебной деятельности – специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности [1].
В процессе работы над научной литературой мы выяснили, что на период старшего школьного возраста приходится большое количество событий, самыми важными были определены: окончание школы и поступление в высшее учебное заведение. Именно на этом возрастном этапе школьникам необходимо достаточное количество времени для упорядочивания и регуляции своей деятельности, чтобы успешно совмещать и учебную и внеурочную занятость. Ведь только так можно добиться эффективного усвоения знаний, наработки умений и развития навыков.
Для успешного регулирования учебной деятельностью необходимо обозначить её цель, которую предполагается достигнуть. В этом возрасте старшеклассникам уже свойственно планировать свою деятельность самостоятельно и адекватно оценивать свои возможности. Важным аспектом при этом является своевременность и адекватность.
Но нередко встречаются случаи, когда старшеклассники не могут правильно и благоприятно для себя организовывать деятельность, являются зависимыми от чужого мнения и болезненно реагируют на возникающие неудачи. В данной ситуации необходимо вмешательство педагога, оно, как правило, направлено на коррекцию и стимулирование деятельности.
На основе проанализированного материала было выяснено, что юношеский возраст является одним из решающих в становлении личности ребенка, реализации своих способностей в окружающей действительности. На этом этапе также не маловажна степень заинтересованности и включенности педагога.
После изучения научной литературы мы перешли непосредственно к практической части изучения данной темы. В рамках его было проведено исследование на базе общеобразовательной Лухской средней школы п. Лух Ивановской области. В качестве испытуемых выступили учащиеся 10 класса в составе 20 человек. Возраст учащихся составил от 15 до 16 лет.
С целью изучения саморегуляции учебной деятельности старшеклассников было проведено исследование, которое состояло из 3 этапов:
Первый – диагностический. Задача: организация и проведение эмпирического исследования.
Второй – анализ диагностических данных. Задача аналитического этапа исследования заключается в обработке и анализе результатов проведенного исследования.
Третий – разработка рекомендаций для педагогов и родителей с учетом полученных в исследовании результатов.
Для изучения и определения уровня саморегуляции учебной деятельности в юношеском возрасте были использованы две методики:
1. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения».
Методика В.И. Моросановой предназначена для диагностики развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств – гибкости и самостоятельности [3]. (Полученные данные представлены в таблице №1).
Таблица №1
Результаты исследования уровня саморегуляции учебной деятельности у старшеклассников
Регуляторная шкала |
Уровни саморегуляции (чел.) |
Процентное соотношение (%) |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Планирование |
13 |
6 |
1 |
65 |
30 |
5 |
Моделирование |
8 |
7 |
5 |
40 |
35 |
25 |
Программирование |
3 |
15 |
2 |
15 |
75 |
10 |
Оценивание результатов |
10 |
9 |
1 |
50 |
45 |
5 |
Гибкость |
8 |
12 |
0 |
40 |
60 |
0 |
Самостоятельность |
8 |
11 |
1 |
40 |
55 |
5 |
Общий уровень |
10 |
9 |
1 |
50 |
45 |
5 |
Из данных таблицы видно, что для 10 человек характерен высокий уровень общей саморегуляции. Это свидетельствует о самостоятельности, гибкости и адекватности деятельности в изменчивых условиях работы, а также это говорит о способности осознанной постановки цели и её достижения. Для 9-ти опрошенных характерно стремление к достижению и усовершенствованию своих способностей в различных видах деятельности, но на данный момент оно выражено достаточно слабо или только начинает выражаться, так для этих испытуемых характерен средний показатель. Так же можно говорить о несформированности потребности в осознанном планировании и программировании своих действий у одного учащегося, так как ему характерен низкий показатель по шкале.
На основе этого можно сделать выводы о том, что половина учащихся в классе уже способны и имеют навыки к регуляции своей деятельности. Но всё же у другой половины класса в этом пока ещё возникают затруднения.
2. Методика Г.С. Прыгина по определению уровня автономности.
Данная методика позволяет выявить уровень зависимости учащихся от разных составляющих окружающей действительности. Методика диагностирует два основных типа учащихся: «автономных» и «зависимых», а также выделяет третью группу – «неопределенных» [4].
Полученные данные были представлены в таблице и отражены на диаграмме. Исходя из этих данных, мы выяснили, что в классе преобладают учащиеся с неопределенным уровнем автономности. Испытуемых с таким уровнем нельзя отнести с достаточной степенью определенности ни к «автономным», ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, которые свойственны обоим уровням. В классе четыре человека проявляют в учебной деятельности такие качества, как развитый самоконтроль, уверенность в себе и склонность к самостоятельному выполнению работы, так как находятся на уровне автономности. Ещё 4 испытуемых оказались на уровне зависимых, в основным, учащиеся опираются на советы, подсказки со стороны одноклассников и учителя, не обладая своим собственным мнением.
С помощью методик мы выяснили, что у обучающихся преобладает уровень неопределенности при организации своей учебной деятельности. Это позволяет нам сделать вывод о том, что старшеклассники ещё не до конца способны регулировать свою деятельность и в основном склонны полагаться а подсказки и советы одноклассников, что приводит к ухудшению успеваемости и снижению интереса к учению.
В связи с этим нами был разработан ряд рекомендаций, которые будут способствовать развитию таких важных качеств у старшеклассников, как уверенность в себе, самостоятельность.
Развивать самостоятельность у ребенка в учебной деятельности можно с помощью различных памяток по выполнению тех или иных видов заданий. Они способствуют улучшению запоминания информации, а также позволяют оптимизировать деятельность. Памятки могут включать такие составляющие, как способ, методы, последовательность и вариантность решения тех или иных заданий.
Так же для домашней работы рекомендуется предлагать учащимся несколько вариантов заданий на выбор. Такое предложение способствует развитию самостоятельности и учит делать выбор в пользу наиболее приоритетного. Но эта приоритетность будет определяться не со стороны учителя, а со стороны учащихся, что также будет нужно для оптимизации их работы.
Рекомендуется назначать старшеклассникам определенные домашние обязанности. Это способствует повышению уровня самостоятельности и ответственности, а также позволяет развивать способность совмещать и учебную и внеучебную деятельность. Это способствует развитию у детей дисциплинированности, приучение их к своевременному выполнению своей работы.
Так же рекомендуется проводить со старшеклассниками различные тренинги, круглые столы и другие внеклассные мероприятия, на которых, с помощью наглядных методов, будет показано, как правильно распределить свою деятельность.
В заключении отметим, что данная тема играет достаточно значимую роль в становлении и развитии качеств личности и способностей старшеклассников, а также их дальнейшей их личностной самореализация.
Литература
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с.
Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: монография / Г. С. Прыгин. – Ижевск: Изд-во Института управления, 2009. – 408с.