МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА

Семенов В.С. 1, Сидоркин В.О. 2
1Волгоградский государственный аграрный университет, эколого-мелиоративный факультет
2Волгоградский государственный аграрный университет, экономический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы (ресурсы) и выходы (продукты, услуги), представляющие ценность для клиента. Основные процессы компании– это процессы производства, сбыта и снабжения. Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются затратными. Процессы управления компанией направлены на организацию деятельности всех сотрудников компании [1,2].

Основные бизнес-процессы компании:

закупка товаров (закупка для основной деятельности, а именно закупка товаров, для удовлетворения потребностей потребителей, проведение расчетов с поставщиками);

реализация товаров (обслуживание клиентов в ходе продажи отопительного оборудования, проведение расчетов с покупателями);

К вспомогательным процессам компании относится ведение складского учета, а к управляющим - управление персоналом и ведение бухгалтерского учета.

Рассмотрим подробнее бизнес-процесс реализации товара.

Процесс реализации товара начинается с обращения клиента в магазин. Чтобы клиент смог совершить покупку, менеджер по продажам выясняет потребность покупателя. Если клиент не определился в выборе товара, то менеджер по продажам консультирует покупателя с помощью каталога. После того, как товар выбран, менеджер по продажам оформляет покупку и подготавливает соответствующие документы.

В процессе детального рассмотрения товара клиент может отказаться от выбранного товара, после чего он либо покинет магазин, либо рассмотрит другие варианты, повторно обратившись к менеджеру по продажам с просьбой проконсультировать его в выборе товара. Когда заказ оформлен и заключен договор, покупатель оплачивает товар. После проведения расчета менеджер по продажам выдает клиенту чек на покупку и гарантийный талон, с чеком покупатель идет на склад. Работник склада формирует заказ по накладной и выдает покупателю заказ.

В конце рабочего дня продавец (менеджер по продажам) закрывает кассу, после чего информация о продажах передается в общую базу данных.

Произведем декомпозицию процесса реализации товара в нотации eEPC (рис. 1).

Анализ бизнес-процессов следует понимать в широком смысле: в него включается не только работа с графическими схемами, но и анализ всей доступной информации по процессам, измерения их показателей, сравнительный анализ и т. д. [3].

Для оценки уровня конкурентоспособности предприятия необходимо оценить эффективность имеющейся системы бизнес-процессов. Такой анализ проводят с использованием качественных и количественных методов.

Рисунок 1 – еEPC диаграмма процесса реализации товара

Результаты SWOT-анализа (табл. 1) показывают, что процесс реализации товара имеет слабые стороны, которые можно исключить путем реорганизации процесса, используя имеющиеся возможности.

Таблица 1 - SWOT-анализ процесса реализации товара

Сильные стороны

Слабые стороны

- высокое качество товара

- гарантия на товар

- низкая конкурентоспособность

- отсутствие рекламы и эффективных методов по продвижению

- недостаточное владение информацией для консультирования покупателя менеджером по продаже

- отсутствие доставки на дом

- неудобное расположение магазина

Возможности улучшения

Угрозы ухудшения

- возможность предоставления скидок

- возможность увеличения продаж через интернет-магазин

- возможность пополнения ассортиментного ряда, добавления брендов

- расширение территории сбыта за счет добавления услуги доставки на дом курьером

- реклама через сайт

- ухудшение конкурентной среды, появление новых конкурентов

- повышение расходов на мероприятия по реализации продукции

При анализе eEPC-диаграммы (рис. 1) была выявлена проблемная зона «Консультация покупателя» - для нее характерны следующие проблемы: некорректное определение потребностей покупателя, недостаточная осведомленность менеджера по продажам о характеристиках товара.

Проведем количественный анализ бизнес-процесса реализации товара. Данный анализ будет включать в себя стоимостной анализ бизнес-процесса. Фактическая стоимость бизнес-процесса «Реализация товара» составила 284,38 руб. (табл. 2). Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса составила: Ст.г.ф.б.=20*284,38*2*12=136,5 тыс. руб.

Таблица 2 – Стоимостной анализ бизнес-процесса реализации товара

Этап бизнес-процесса

Ответственный за исполнение

Почасовой размер оплаты труда, руб.

Длительность бизнес-процесса (факт), час.

Стоимость

этапов бизнес-процесса (факт), руб.

Консультация покупателя

Менеджер по продажам

137,5

0,66

90,75

Выбор товара

Менеджер по продажам

137,5

0,5

68,75

Оформление заказа

Менеджер по продажам

137,5

0,17

23,38

Заключение договора

купли-продажи

Менеджер по продажам

137,5

0,25

34,38

Оплата заказа

Менеджер по продажам

137,5

0,17

23,38

Формирование заказа по накладной

Работник склада

100

0,25

25

Погрузка товара

Грузчик

75

0,25

18,75

Итого, стоимость процесса, руб.

   

2,25

284,38

Годовая стоимость
бизнес-процесса, руб.

     

136500

Анализ длительности и стоимости бизнес-процессов показал, что наблюдаются значительные временные (2,25 час.) и стоимостные затраты (284,38 руб.) на процесс реализации товара. При этом наибольшую долю в стоимости бизнес-процесса (84,6%) занимает оплата труда менеджера по продажам. В данном случае можно сократить время выполнения некоторых операций бизнес-процесса, и, в первую очередь, наиболее затратной – «Консультация покупателя».

Таким образом, по итогам проведенного количественного анализа процесса реализации товара были выявлено, что процесс имеет высокую стоимость и на его выполнение затрачивается достаточно много времени. Следовательно, необходимо проведение реорганизации данного бизнес-процесса.

Процесс реализации товара после реорганизации.

Если клиент обратился в офлайн-магазин, процесс реализации товара начинается с выбора товара. Если покупатель не определился в выборе товара, менеджер по продажам его консультирует. После того, как товар выбран, менеджер оформляет покупку и подготавливает соответствующие документы (договор купли-продажи, счет-фактура, гарантийный талон). Когда заказ оформлен и заключен договор, покупатель оплачивает товар. После проведения расчета менеджер по продажам выдает клиенту чек на покупку и гарантийный талон.

Если покупатель в онлайн-магазине, после изучения ассортимента, он решает: готов он сделать заказ или нет. При принятии решения оформить заказ, он должен заполнить все необходимые для этого поля в форме заказа через интернет-магазин и выбрать, каким образом он получит заказ.

Покупатель может выбрать форму доставки. Если клиент выбирает доставку курьером, то при оформлении заказа, менеджер по продажам, принимающий заказ, передает данные для заказа курьеру и тот, предварительно созваниваясь с клиентом, получает заказ на складе и доставляет заказ по указанному адресу. Также менеджер подготавливает соответствующие документы (договор купли-продажи, гарантийный талон, чек), которые передаются клиенту при доставке заказа. Если клиент выбрал самовывоз, менеджер по продажам передает накладную работнику склада, который формирует заказ и выдает приехавшему клиенту.

Клиент может оплатить заказ через сайт, а может выбрать оплату в магазине. Если клиент оплачивает в магазине, то после проведения расчета менеджер по продажам выдает клиенту чек на покупку и гарантийный талон.

Итоговая длительность и стоимость процесса реализации товара после реорганизации рассчитывалась из предположения, что 50 % товара реализуется через интернет-магазин.

Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса после реорганизации:

Ст.г.ф.б.=20*217,13*2*12=104222 руб.

После реорганизации бизнес-процесса реализации товара стоимость бизнес-процесса реализации товара снизилась на 67,3 руб. (23,6 %). Годовая стоимость процесса уменьшилась на 32278 рублей, а фактическая длительность процесса – на 0,33 часа. Это связано с заменой интернет-магазином некоторых операций, которые увеличивали длительность и стоимость процесса реализации товара (в частности «Консультация покупателя)».

Библиографический список:

Бизнес-процессы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/8668-biznes-process

Описание и анализ бизнес-процессов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.plansys.ru/process/description-process

Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.

Просмотров работы: 7