Для эффективного ведения бизнеса в сфере производства и услуг необходимо разрабатывать и использовать методы инвестиционного планирования и анализа. При этом основным документом является бизнес-план, от правильности составления которого зависит получение проектом финансирования и его жизнеспособность.
Существует ряд программных продуктов, позволяющих построить модель финансовых потоков инвестиционного проекта и провести его анализ. Наиболее широкое применение в бизнес-планировании получила система Project Expert [1], которая была использована нами для подготовки данного бизнес-плана.
Цель данного проекта - создание интернет-витрины для компании, торгующей медицинским оборудованием.
Общий размер инвестиций в проект составит 136 тыс. рублей., из которых: на проектирование и создание интернет-витрины – 90 тыс. руб., на дополнительные организационно-технические расходы – 3,5 тыс. руб. и на продвижение сайте – 40 тыс. руб. Затраты на создание интернет-витрины будут возмещены за счет собственных средств компании. Объем финансирования реализации данного бизнес-плана рассчитан, исходя из того, что в ближайшие 2-3 месяца после размещения в интернете интернет-витрина станет популярной среди аналогичных сайтов.
В результате создания интернет-витрины планируется прирост реализации медицинского оборудования в среднем на 25-50 %. Ожидаемое количество сделок за месяц – 16.
Календарный план-график реализации проекта представлен в табл. 1.
Таблица 1 – Календарный план реализации проекта
Наименование этапа |
Длительность, дней |
Дата начала |
Дата окончания |
Стоимость, руб. |
Проектирование интернет-витрины |
14 |
01.07.2019 |
14.07.2019 |
25000 |
Регистрация доменного имени |
2 |
15.07.2019 |
16.07.2019 |
2500 |
Создание интернет-витрины |
31 |
17.07.2019 |
16.08.2019 |
65000 |
Размещение на хостинге |
2 |
17.08.2019 |
18.08.2019 |
0 |
Индексация |
2 |
19.08.2019 |
20.08.2019 |
1000 |
Продвижение сайта |
133 |
21.08.2019 |
31.12.2019 |
40000 |
Предполагаемые средние цены реализации медицинского оборудования представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Расчет цены реализации
Наименование |
Розничная цена, руб. |
Магнитный резонатор |
75000 |
Спиральный компьютерный томограф |
700000 |
Кардиоангиограф |
1150000 |
Палатный рентген |
1350000 |
Операционный рентген |
2400000 |
Операционный стол |
750000 |
Ультразвуковой сканер |
2900000 |
Биохимический анализатор |
340000 |
Аппарат низкочастотной физиотерапии |
30000 |
Увеличить поступления от продаж предполагается за счет продажи оборудования через интернет-витрину.
Суммарные издержки обращения ООО «ВМТ-ТехСервис» составляют около 500 тыс. руб. в месяц, в том числе – 300 тыс. руб. на оплату труда. Компания арендует здание, в котором имеется офис, торговый зал и склад. Расходы на содержание помещений, оборудования и инвентаря включаютрасходы на коммунальные услуги (освещение, отопление и др.), расходы на содержание и ремонт сигнализации, расходы на уход за помещениями и т.д. Прочие расходы включают амортизацию нематериальных активов, оплату услуг связи и Интернета, расходы на технику безопасности, канцелярские принадлежности, представительские расходы, оплату банковских услуг и другие расходы, связанные с деятельностью компании.
Системный администратор будет получать надбавку к заработной плате в размере 5000 руб. за поддержку интернет-витрины.
Для анализа эффективности инвестиций рассчитываются следующие показатели:
- чистая приведенная величина дохода (NPV – Net Present Value – разность между всеми доходами и всеми расходами по проекту);
- срок окупаемости (PBP – Payback Period – некоторый момент времени с начала проекта, в который сумма расходов по проекту сравняется с суммой доходов);
- индекс прибыльности (PI – Profitability Index – отношение дисконтированных доходов к дисконтированным расходам);
- внутренняя норма рентабельности (IRR – Internal Rate Of Return – ставка дисконтирования, при которой NVP становится равным нулю) отражает чувствительность проекта к изменению ставки дисконтирования банка [2,3].
Показатели эффективности инвестиционного проекта определяли из расчета, что объем реализации товара равен ожидаемому приросту объема продаж в результате создания интернет-витрины.
В таблице 4 представлены показатели эффективности проекта.
Таблица 4 - Показатели эффективности проекта
Наименование показателя |
Значение |
Ставка дисконтирования, % |
7,5 |
Период окупаемости – PB, мес. |
6 |
Дисконтированный период окупаемости – DPB, мес. |
6 |
Средняя норма рентабельности – ARR, % |
317,7 |
Чистый приведенный доход – NPV, руб. |
66565 |
Индекс прибыльности - PI |
1,55 |
Внутренняя норма рентабельности – IRR, % |
290,2 |
Модифицированная внутренняя норма рентабельности – MIRR, % |
155,36 |
Период окупаемости проекта составляет 6 месяцев. Чистый дисконтированный доход составил 66565 руб., что свидетельствует о целесообразности реализации проекта. На каждый инвестированный рубль проект приносит 0,55 рублей прибыли. Внутренняя норма рентабельности проекта составляет 290%, что говорит о привлекательности проекта в плане возврата инвестиций.
Библиографический список:
1. Алиев, В. С. Практикум по бизнес планированию с использованием программы Project Expert: учебное пособие / В.С. Алиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.
2. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес планирование: учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 176 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Баринов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 272 с.