Для эффективного ведения бизнеса в сфере производства и услуг необходимо разрабатывать и использовать методы инвестиционного планирования и анализа. При этом основным документом является бизнес-план, от правильности составления которого зависит получение проектом финансирования и его жизнеспособность.
Существует ряд программных продуктов, позволяющих построить модель финансовых потоков инвестиционного проекта и провести его анализ. Наиболее широкое применение в бизнес-планировании получила система Project Expert [1], которая была использована нами для подготовки данного бизнес-плана.
Цель данного проекта - создание интернет-витрины для компании, торгующей медицинским оборудованием.
Общий размер инвестиций в проект составит 136 тыс. рублей., из которых: на проектирование и создание интернет-витрины – 90 тыс. руб., на дополнительные организационно-технические расходы – 3,5 тыс. руб. и на продвижение сайте – 40 тыс. руб. Затраты на создание интернет-витрины будут возмещены за счет собственных средств компании. Объем финансирования реализации данного бизнес-плана рассчитан, исходя из того, что в ближайшие 2-3 месяца после размещения в интернете интернет-витрина станет популярной среди аналогичных сайтов.
В результате создания интернет-витрины планируется прирост реализации медицинского оборудования в среднем на 25-50 %. Ожидаемое количество сделок за месяц – 16.
Календарный план-график реализации проекта представлен в табл. 1.
Таблица 1 – Календарный план реализации проекта
| 
			 Наименование этапа  | 
			
			 Длительность, дней  | 
			
			 Дата начала  | 
			
			 Дата окончания  | 
			
			 Стоимость, руб.  | 
		
| 
			 Проектирование интернет-витрины  | 
			
			 14  | 
			
			 01.07.2019  | 
			
			 14.07.2019  | 
			
			 25000  | 
		
| 
			 Регистрация доменного имени  | 
			
			 2  | 
			
			 15.07.2019  | 
			
			 16.07.2019  | 
			
			 2500  | 
		
| 
			 Создание интернет-витрины  | 
			
			 31  | 
			
			 17.07.2019  | 
			
			 16.08.2019  | 
			
			 65000  | 
		
| 
			 Размещение на хостинге  | 
			
			 2  | 
			
			 17.08.2019  | 
			
			 18.08.2019  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Индексация  | 
			
			 2  | 
			
			 19.08.2019  | 
			
			 20.08.2019  | 
			
			 1000  | 
		
| 
			 Продвижение сайта  | 
			
			 133  | 
			
			 21.08.2019  | 
			
			 31.12.2019  | 
			
			 40000  | 
		
Предполагаемые средние цены реализации медицинского оборудования представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Расчет цены реализации
| 
			 Наименование  | 
			
			 Розничная цена, руб.  | 
		
| 
			 Магнитный резонатор  | 
			
			 75000  | 
		
| 
			 Спиральный компьютерный томограф  | 
			
			 700000  | 
		
| 
			 Кардиоангиограф  | 
			
			 1150000  | 
		
| 
			 Палатный рентген  | 
			
			 1350000  | 
		
| 
			 Операционный рентген  | 
			
			 2400000  | 
		
| 
			 Операционный стол  | 
			
			 750000  | 
		
| 
			 Ультразвуковой сканер  | 
			
			 2900000  | 
		
| 
			 Биохимический анализатор  | 
			
			 340000  | 
		
| 
			 Аппарат низкочастотной физиотерапии  | 
			
			 30000  | 
		
Увеличить поступления от продаж предполагается за счет продажи оборудования через интернет-витрину.
Суммарные издержки обращения ООО «ВМТ-ТехСервис» составляют около 500 тыс. руб. в месяц, в том числе – 300 тыс. руб. на оплату труда. Компания арендует здание, в котором имеется офис, торговый зал и склад. Расходы на содержание помещений, оборудования и инвентаря включаютрасходы на коммунальные услуги (освещение, отопление и др.), расходы на содержание и ремонт сигнализации, расходы на уход за помещениями и т.д. Прочие расходы включают амортизацию нематериальных активов, оплату услуг связи и Интернета, расходы на технику безопасности, канцелярские принадлежности, представительские расходы, оплату банковских услуг и другие расходы, связанные с деятельностью компании.
Системный администратор будет получать надбавку к заработной плате в размере 5000 руб. за поддержку интернет-витрины.
Для анализа эффективности инвестиций рассчитываются следующие показатели:
- чистая приведенная величина дохода (NPV – Net Present Value – разность между всеми доходами и всеми расходами по проекту);
- срок окупаемости (PBP – Payback Period – некоторый момент времени с начала проекта, в который сумма расходов по проекту сравняется с суммой доходов);
- индекс прибыльности (PI – Profitability Index – отношение дисконтированных доходов к дисконтированным расходам);
- внутренняя норма рентабельности (IRR – Internal Rate Of Return – ставка дисконтирования, при которой NVP становится равным нулю) отражает чувствительность проекта к изменению ставки дисконтирования банка [2,3].
Показатели эффективности инвестиционного проекта определяли из расчета, что объем реализации товара равен ожидаемому приросту объема продаж в результате создания интернет-витрины.
В таблице 4 представлены показатели эффективности проекта.
Таблица 4 - Показатели эффективности проекта
| 
			 Наименование показателя  | 
			
			 Значение  | 
		
| 
			 Ставка дисконтирования, %  | 
			
			 7,5  | 
		
| 
			 Период окупаемости – PB, мес.  | 
			
			 6  | 
		
| 
			 Дисконтированный период окупаемости – DPB, мес.  | 
			
			 6  | 
		
| 
			 Средняя норма рентабельности – ARR, %  | 
			
			 317,7  | 
		
| 
			 Чистый приведенный доход – NPV, руб.  | 
			
			 66565  | 
		
| 
			 Индекс прибыльности - PI  | 
			
			 1,55  | 
		
| 
			 Внутренняя норма рентабельности – IRR, %  | 
			
			 290,2  | 
		
| 
			 Модифицированная внутренняя норма рентабельности – MIRR, %  | 
			
			 155,36  | 
		
Период окупаемости проекта составляет 6 месяцев. Чистый дисконтированный доход составил 66565 руб., что свидетельствует о целесообразности реализации проекта. На каждый инвестированный рубль проект приносит 0,55 рублей прибыли. Внутренняя норма рентабельности проекта составляет 290%, что говорит о привлекательности проекта в плане возврата инвестиций.
Библиографический список:
1. Алиев, В. С. Практикум по бизнес планированию с использованием программы Project Expert: учебное пособие / В.С. Алиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.
2. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес планирование: учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 176 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Баринов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 272 с.