В настоящее время информационная экономика активно развивается благодаря коммуникационным и информационным технологиям, которые также активно влияют на изменение организационных устройств систем управления компанией. Предприятие становится более капиталоемким, наукоемкая продукция используется чаще, в большей степени определяется состояние как экономики, так и общества в целом.
Основная тенденция трансформации экономики в информационную – это признание преобладающего положения индустрии технологий и информационных услуг. Основное значение в сравнении с его индустриальным потенциалом присваивается способности компании, бизнеса, государства органично вступать в информационное пространство. Информация становится одним из основных производственных ресурсов. Развитие ИКТ-технологий во всех сферах экономической деятельности является основным фактором перехода экономики к информационной.
Воздействие информационной экономики на систему менеджмента предприятий выражается, в первую очередь, в резко возросшем информационном потоке и потребности принимать управленческие решения в ускоренном режиме в условиях конкурентной среды. Совершенствование управленческих технологий тесно связано с формированием, внедрением и применением средств управления, представляющих собой комплекс инструментальных, организационных и методических мероприятий. В роли средств такого рода выступают информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают управление показательно увеличивающимися информационными ресурсами в главных видах управленческой деятельности предприятия, такими как: стратегическое планирование, маркетинг, качество продукции и услуг, управление, антикризисное управление, финансовый учет и т.д.
Основная задача управления – это увеличение эффективности систем управления посредством компетенции менеджеров компании, увеличения скорости принятия стратегических решений, уверенности в осуществлении нестандартных процессов управления. В условиях информационной экономики роль информационно-коммуникационных технологий существенно возрастает. Называясь элементом инфраструктуры, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся основным средством ведения электронного бизнеса. В традиционных моделях ведения информационной деятельности ИКТ являются инфраструктурой, совместно с административным обеспечением (юридические услуги, кадры), финансовым учетом и т.д. [1].
Известно, что использование информационных технологий необходимо при решении глобальных задач и вопросов. Особенно важной сферой использования информационных технологий становится экономическая сфера, в частности, предпринимательство.
Предпринимательство представляет собой человеческую деятельность, направленную на получение дохода. Соответственно этой деятельности, человек должен обладать определенными знаниями и умениями, а так же некоторыми личностными качествами, которые определяют его характер и способность осуществлять предпринимательскую деятельность.
Однако предпринимательские способности далеко не гарантируют успех в бизнесе. Необходимым помощником в упрощении деятельности человека, экономии времени и хранении важной информации является использование информационных технологий.
Информатизация бизнеса приводит к его продуктивному и динамичному развитию благодаря возможности хранения и переноса данных в электронном виде [2].
Анализируемая компания использует программу «1С: Управление торговлей 8». Данная информационная система автоматизирует оформление практически всех первичных документов торгового и складского учета, а также документов движения денежных средств. Подсистемы «1С: Управление торговлей 8», их назначение и функциональные возможности приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Функциональные блоки ИС «1С: Управление торговлей 8»
Наименование блока |
Назначение |
Возможности |
Планирование |
Прогнозирование хозяйственной деятельности |
- планирование объемов продаж в количественном и суммовом выражении с детализацией по товарным категориям; - планирование закупок. |
Управление отношениями с клиентами (CRM) и маркетинг |
хранение информации о всех взаимодействиях с партнерами от начального знакомства до момента продаж |
- фиксация сделок с клиентами, каналов рекламных воздействий, претензий клиентов, рассылок клиентам, проведения опросов, анкетирования; - формирование прайс-листа, начисление и списание бонусных баллов, фиксация скидок/наценок; - фиксация конкурентов и их цен, маркетинговых мероприятий, ABC|XYZ - классификация клиентов и номенклатуры. |
Продажи |
оптимизация системы продаж |
- создание и установка ценовой политики компании в области продаж; - формирование условий продаж; - формирование взаимоотношений с клиентами; - автоматизация оптовой, розничной и комиссионной продажи; -поддержка формата фискальных документов 1.05 в механизмах пробития чеков на ККТ; - поддержка работы с торговым залом ЕГАИС. |
Закупки |
выполнение задач по соблюдению сроков поставки товаров, расходованию денежных средств и своевременности оплаты поставщикам |
- анализ и выбор поставщиков; - взаимодействие с поставщиками; - регистрация и контроль сроков оплаты; - контроль сроков оплаты и расхода денежных средств; - регистрация и анализ причин отмены поставки товаров; - оформление поставок товаров от поставщика; - контроль расхождений при оформлении поставок товаров; - корректировка поступлений товаров; - регистрация таможенных пошлин и сборов; - учет дополнительных расходов при поступлении товаров. |
Склад и доставка |
оперативный учет товаров на складах, учет и контроль запасов товаров в компании |
- управление остатками номенклатуры в разных единицах измерения; - ведение учета собственных товаров, товаров, переданных и принятых на реализацию; - конкретизация расположения товара на складе по ячейкам и стеллажам хранения, что позволяет ускорить сборку товаров; - учет серии товаров (сроки годности, серийные номера и т. д.); - задание собственных характеристик товаров (цвет, размер и т. д.); - учет товара по ГТД и странам происхождения; - проведение операции сборки/разборки товаров; - резервирование товара; - автоматизация действий по доставке товаров клиентам. |
Казначейство |
планирование, проведение и контроль денежных операций |
- планирование поступлений и расходов денежных средств; - отражение операций с наличными и безналичными денежными средствами; - контроль наличия денежных средств; - контроль целевого использования денежных средств; - ведение денежных расчетов в иностранных валютах; - работа с подотчетными лицами; - контроль взаиморасчетов; - учет кредитов, депозитов и займов. |
Финансовый результат и контроллинг |
расчет финансового результата и контроллинг |
- финансовый учет товаров; - регламентированный учет и НДС; - анализ финансовых результатов; - управленческий баланс; - мониторинг целевых показателей. |
Таким образом, в программе «1С: Управление торговлей» реализованы все необходимые для магазина функции учета: от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных аналитических отчетов [3].
Библиографический список:
Информационно-коммуникационные технологии и их роль в управлении корпоративными отношениями [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/40896/1/
Роль информационных технологий в управлении бизнес-процессами [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/176/
1С: Управление торговлей 8 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://volgograd.1cbit.ru/1csoft/1s-upravlenie-torgovley-8-61/