ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сбольникова Е.В. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей [7]. В связи с этим, одной из целей Национальной программы поддержки и развития чтения на 2007 – 2020 годы является повышение роста читательской активности.

Глубину проблемы формирования читательской активности демонстрирует работа К. Галлахер, название которой составлено из слов reading (чтение) и suicide (самоубийство) – "Readicide". Среди причин, снижающих читательскую активность обучающихся, автор отмечает следующие: 1) увеличение значения тестирования (итоговых экзаменов) в ущерб читательской компетенции; 2) ограничение читательского опыта рамками школьной программы; 3) overteaching учителей («переусердствование», т.е. чрезмерное увлечение учителей методическими разборами, «детализирование каждого параметра для каждой главы») [16].

Чтение представляет собой созидательный процесс создания человеком в себе новых культурных качеств, в связи с этим важнейшей категорией социологии чтения является читательская активность [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки понятия "читательская активность", что отражает сложность феномена. До сих пор нет точного определения понятия "читательская активность", существуют различные точки зрения по поводу самого термина. Рассмотрим их содержание.

А.А. Гречихин отмечает, что понятие «читательская активность» является наиболее общим, комплексным понятием, определяемым целым рядом показателей, которые характеризуют поведение читателя [2].

По мнению Н.Н. Сметанниковой, читательская активность в педагогическом смысле восходит к соотношению воспитания и обучения в процессе образования. Если «могу читать» превращается в «хочу читать», это свидетельствует о том, что возможность читать превращается в побуждение, а удовлетворение желания стимулирует рост возможностей активизации чтения [15].

Исходя из вышесказанного, можно сформировать рабочее определение читательской активности. Для конструирования определения рассмотрим понятие активность в научной литературе.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «активный» - деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному. С.И. Ожегов толкует слово «деятельность» как «занятие», «труд». Второе значение слова: «действующий, развивающийся» [11].

Российская педагогическая энциклопедия определяет понятие «активность» личности как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно -исторического опыта человечества; «активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [12].

Таким образом, во многих источниках понятие «активность» тождественно понятию «деятельность».

Феномен человеческой активности М. С. Каган трактует в двух аспектах:

1. В первом случае, по мнению автора, «активность субъекта», направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, либо сохраняет объект в целостности.

2. Во втором, «активность субъекта» может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, об его объективных связях, отношениях и информации о значении этого объекта для субъекта [3].

В.А. Грибанова обращает внимание на то, что в педагогической литературе понятие «активность» встречается в основном в таких значениях:

1) активность, как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия;

2) активность, как свойство личности, формирование которого входит в цели воспитательного процесса [3].

Оба значения имеют нечто общее: формирование активности как свойство личности возможно лишь через пробуждение активности как состояния и через удовлетворение тех потребностей в осуществлении общения и деятельности, которые уже возникли у обучающихся.

«Активность личности» рассматривается в педагогике в том или ином виде деятельности как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, напряжения умственных сил, проявление усилия, стремление к энергичной деятельности, преобразование окружающих предметов, явлений, процессов [3].

В. Т. Лисовской определяет активность личности как добровольную, сознательную, инициативно - творческую деятельность, направленную на прогрессивное формирование не только окружающей среды, но и самой личности. В. Т. Лисовский считает, что активность лежит в основе всех качеств личности, которая проявляется не только через идейность, ответственность, гражданственность, но и через деловые качества, формирует внутреннюю потребность в постоянном совершенствовании [6].

С.В. Абрамова отмечает, что внешним проявлением активности является деятельность, а внутренним – осознание целей данной деятельности [1].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что активность – это свойство личности, которое характеризуется способностью изменять окружающую действительность и саму личность.

Определив содержание понятия активность, рассмотрим показатели, характеризующие поведение читателя, выделенные А.А. Гречихиным. К ним относятся: 1) время, отводимое на чтение; 2) структура чтения по видам издания; 3) особенности доступа к литературе; 4) условия и способы чтения [2]. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях продолжительность таких видов деятельности, как чтение, во внеурочной деятельности должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов [13].

Из вышесказанного следует, что читательская активность проявляется в ежедневном обращении к книге и продолжительности чтения.

Следует отметить, что читательская деятельность имеет структуру, аналогичную структуре любой деятельности: в начале лежит мотив, затем возникает цель, которая реализуется в системе действий, в конце — контроль, оценка и анализ результатов [9].

Выделив основные элементы, входящие в читательскую деятельность, охарактеризуем подробнее мотив чтения.

Г.М. Первова выделяет внутренний тип мотивации чтения, внешний тип мотивации чтения и безмотивное чтение. Внутренний тип мотивации присутствует, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе (нравится процедура чтения) [8, с. 37]. Если же в основе мотивации читательской деятельности лежит удовлетворение иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (престиж, похвала, стремление избежать критики и т.п.), то в данном случае говорят о внешнем типе мотивации [8, с. 37]. Безмотивное чтение — это чтение по заданию, по требованию, принуждению извне [8, с. 38].

Читательские мотивы выступают основой формирования целевых установок чтения [2]. Цель чтения определяется желательными для индивида его результатом. Гречихин А.А. выделяет следующие основные цели чтения: 1) получение информации 2) самосовершенствование и самообучение; 3) релаксация, отдых, развлечение [2].

Из вышесказанного следует, что необходимо формировать у обучающихся умение ставить цели чтения и одновременно развивать мотивы чтения, т.е. побудительные причины, внутренние, осознанные поводы обращения к книге, к действиям читателя, а затем и к читательской деятельности.

Работа над тексом в процессе читательской формирует у обучающихся навык осознанного чтения. В своей статье «Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения» Е.П. Климова отмечает, что осознанность чтения предполагает формирование следующих умений:

– выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– пользоваться сносками и школьным толковым словарѐм;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

– определять мотивы поведения героев путѐм выбора правильного ответа из ряда предложенных;

– уметь прогнозировать содержание читаемого;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– формулировать тему небольшого текста;

– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– находить главную мысль, сформулированную в тексте;

– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам [4, с. 118-119].

А.В. Курганская отмечает, что систему читательских умений составляют следующие частные аналитические умения:

- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении;

- умение воссоздавать в воображении словесные образы, созданные писателем;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;

- умение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идеи произведения;

- умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста;

- умение осваивать авторскую идею произведения [5, с. 122].

В примерной программе начального общего образования указано, что выпускник начальной школы должен овладеть следующими читательскими умениями:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

–устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов) [10, с. 35 - 37].

На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в результате работы над текстом произведения необходимо, чтобы дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили свое отношение к прочитанному.

Овладение навыком осознанного чтения и способность самостоятельно применять их говорит о сформированности читательской самостоятельности и проявлении читательской активности.

Таким образом, сформированность читательской активности проявляется в систематичности чтения и времени, которое отводится на чтение; в разноплановости целей и внутренней мотивации чтения; а также в сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения и способность самостоятельно применять читательские знания и умения.

Читательская активность – это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность в процессе читательской деятельности. При этом активно читающий человек имеет потребность в чтении, владеет навыками грамотного, осознанного обращения к чтению, как к источнику самообразования, самовоспитания. Он владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составлять список произведений по определенной теме и находить их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Он умеет выбрать, отобрать книгу на основе беглого его просмотра.

Активный читатель - это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением [14, с. 5]. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь.

Активный читатель чаще бывает хорошим читателем, читающим вдумчиво. Выбирая книгу, он обращает внимание на имя автора текста, его стиль, взгляды, историческую эпоху создания произведения. Приступая к чтению, он ставит цель. Хороший читатель читает разные книги по-разному, выбирая адекватный способ чтения текста или вид чтения [14, с. 5].

Доналин Миллер, создатель портала GoodReads, автор многочисленных публикаций по указанной проблеме, выставляет в качестве основных критериев количество прочитанных книг и качество восприятия прочитанного. Она строит свою методическую работу на культивировании Reading in the Wild, то есть «естественного» чтения, чтения как естественной и осознанной потребности каждого человека, начиная с раннего возраста [17].

Миллер также выделяет типы читателя:

1) developing reader (развивающийся читатель) – те, которые набрали низкие баллы на стандартизированных тестах. Эти учащиеся не способны сами по себе стать сильными читателями. «Им нужно читать, читать, читать»;

2) dormant reader (спящий читатель) – немотивированный, читающий, потому что должен, потому что это приятно. Им нужен шанс – книги, которые интересны им, свобода выбрать свою собственную книгу;

3) underground reader (подземный читатель) – хороший читатель, большой читатель. Он знает, что ему нравится читать, и учителю нужно только дать ему возможность читать [17].

Определение понятий «читательская активность» и «активный читатель» позволяет нам выделить показатели сформированности читательской активности. К ним относятся:

потребность в чтении;

мотивация чтения;

время, отводимое на чтение;

способность самостоятельно применять читательские знания, умения, навыки.

На основе выделенных показателей можно выявить у обучающихся уровень сформированности читательской активности и определить направления работы по формированию у обучающихся читательской активности.

В ходе практической реализации рассмотренных нами положений, мы определили уровень сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста.

Исследованием было охвачено 52 учащихся младшего школьного возраста, обучающиеся по УМК «Школа России». Авторами учебников по учебному предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» являются Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

В процессе подготовки к проведению исследовательской работы, нами была составлена характеристика параметров и критериев оценки уровня сформированности читательской активности детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенными параметрами были подобраны диагностические методики, невправленные на выявление каждого параметра у обучающихся (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика параметров и критериев оценки уровня сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста

п/п

Параметры

Критерии

Методика

1

Время, отводимое на чтение

Около 50 минут в день для обучающихся 2 классов

Анкета

2

Систематичность чтения

Ежедневное обращение к книге

Анкета

3

Мотивация чтения

Преобладание внутренней мотивации чтения

Анкета

4

Целенаправленность чтения

Разноплановость целей чтения

Анкета

5

Навык осознанного и самостоятельного чтения

Способность самостоятельно применять читательские знания и умения:

Понимает содержание текста

Понимает последовательность смысловых частей текста

Видит языковые средства

Читает «между строк», объясняет и оценивает прочитанное

Умеет определять тему текста

Понимает авторский замысел (главную мысль)

Умеет составлять собственный текст на основе пересказа

Умеет определять жанр произведения

Гусева Е.В. Зачетные работы по литературному чтению: 2 класс. В 2 ч. к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. «Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) / Е.В. Гусева, Е.В. Курникова, Е.А. Останина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 - Ч.1 - 48с.

В соответствии с выделенными параметрами и критериями были составлены характеристики уровней сформированности читательской активности (Таблица 2).

Таблица 2

Характеристика уровней сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста

Уровень

Баллы

Характеристика уровня

Недостаточный

0 - 3

Ребенок не читает или читает по необходимости, затрачивая менее 25 минут в день. У него отсутствует мотивация читательской деятельности и устойчивые цели чтения. Обучающийся не способен самостоятельно применять читательские знания и умения на необходимом уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; не всегда видит языковые средства; не умеет читать «между строк», не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; не умеет определять жанр произведения.

Низкий

4 - 10

Ребенок читает реже, чем 2 – 3 раза в неделю, затрачивая около 25 минут в день. У него преобладают внешние мотивы читательской деятельности. Цель чтения – учебно-познавательная. Обучающийся способен самостоятельно применять читательские знания и умения на необходимом уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; не умеет читать «между строк», не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Средний

11 - 17

Ребенок читает 2 – 3 раза в неделю, затрачивая около 35 минут в день. У него преобладают внутренние мотивы читательской деятельности во время чтения с целью проведения досуга и внешние во время чтения с учебно-познавательной целью. Обучающийся способен самостоятельно применять читательские знания и умения на достаточном уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; читает «между строк», но не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Высокий

18 - 24

Ребенок ежедневно читает около 50 минут в день. У него преобладают внутренние мотивы читательской деятельности. Имеет разноплановые цели чтения: учебно-познавательные и досуговые. Обучающийся способен самостоятельно применять некоторые читательские знания и умения: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; читает «между строк», объясняет и оценивает прочитанное; умеет определять тему текста; понимает авторский замысел (главную мысль); умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Исследование уровня сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста включало два диагностических метода: анкетирование и зачётная работа по литературному чтению автора Е.В. Гусева.

В первой серии диагностики констатирующего этапа было определено время, которое обучающиеся отводят на чтение в день, а также систематичность чтения, мотивация чтения и целенаправленность чтения. Для этого была разработана анкета. В анкетировании приняли две группы учащихся в количестве 52 человека.

Цель анкетирования: определить уровень сформированности читательской активность у обучающихся по параметрам: время, отводимое на чтение; систематичность чтения; мотивация чтения; целенаправленность чтения.

Для определения времени, которое учащиеся отводят на чтение обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Сколько времени ты тратишь на чтение в день?»

Были выделены следующие критерии оценивания времени, отводимого обучающимися на чтение:

0 баллов: затрачивает на чтение менее 25 минут в день;

1 балл: затрачивает на чтение около 25 минут в день;

2 балла: затрачивает на чтение около 35 минут в день;

3 балла: затрачивает на чтение около 50 минут в день.

На основание выделенных критериев были определены уровни сформированности читательской активности по параметру «Время, отводимое на чтение» (Таблица 3).

Таблица 3

Уровни сформированности читательской активности по параметру «Время, отводимое на чтение»

Уровни

Баллы

Характеристика

Недостаточный

0

Ребенок отводит на чтение менее 25 минут в день

Низкий

1

Ребенок отводит на чтение около 25 минут в день

Средний

2

Ребенок отводит на чтение около 35 минут в день

Высокий

3

Ребенок отводит на чтение около 50 минут в день

Результаты показали, что 23% обучающихся уровень сформированности читательской активности по параметру «Время, отводимое на чтение» находится на высоком уровне, у 44% обучающихся уровень сформированности читательской активности по данному параметру наблюдается средний уровень, у 19% обучающихся сформированность читательской активности находится на низком уровне и у 14% - на недостаточном. На основе полученных результатов, можем сделать вывод, что у большинства учащихся уровень читательской активности по параметру «Время, отводимое на чтение» является недостаточно сформированным, многие учащиеся уделяют недостаточно внимания чтению и затрачивают на него не более 30 минут в день.

С целью определения систематичности чтения учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Как часто ты читаешь?»

Для оценивания систематичности чтения были выделены следующие критерии:

0 баллов: не читает или читает по необходимости;

1 балл: читает реже, чем 2 – 3 раза в неделю;

2 балла: читает 2 – 3 раза в неделю;

3 балла: читает ежедневно.

На основание выделенных критериев были определены уровни сформированности читательской активности по параметру «Систематичность чтения» (Таблица 4).

Таблица 4

Уровни сформированности читательской активности по параметру «Систематичность чтения»

Уровни

Баллы

Характеристика

Недостаточный

0

Ребенок не читает или читает по необходимости

Низкий

1

Ребенок читает реже, чем 2 – 3 раза в неделю

Средний

2

Ребенок читает 2 – 3 раза в неделю

Высокий

3

Ребенок читает ежедневно

Результаты показали, что у 29% обучающихся уровень сформированности читательской активности по параметру «Систематичность чтения» находится на высоком уровне, у 42% обучающихся уровень сформированности читательской активности по данному параметру наблюдается средний уровень, у 17% обучающихся сформированность читательской активности находится на низком уровне и у 12% - на недостаточном. На основе полученных результатов, можем сделать вывод, что у большинства учащихся уровень читательской активности по параметру «Систематичность чтения» является достаточно сформированным, но некоторые учащиеся читают не систематически: реже, чем 2-3 раза в неделю или не читают/читают по необходимости.

Для определения мотивации чтения учащимся необходимо было ответить на вопрос: «Что побуждает тебя к чтению?» и выбрать несколько вариантов ответов из предложенных: необходимость выполнить домашнее задание; необходимость улучшить свои отметки; поощрение родителей/учителя; любовь к чтению; желание узнать что-то новое.

Для оценивания мотивации чтения были выделены следующие критерии:

0 баллов: отсутствие мотивации;

1 балл: внешняя мотивация;

2 балла: внутренняя и внешняя мотивация;

3 балла: внутренняя мотивация.

На основание выделенных критериев были определены уровни сформированности читательской активности по параметру «Мотивация чтения» (Таблица 5).

Таблица 5

Уровни сформированности читательской активности по параметру «Мотивация чтения»

Уровни

Баллы

Характеристика

Недостаточный

0

У ребенка отсутствует мотивация чтения

Низкий

1

У ребенка преобладает внешняя мотивация

Средний

2

У ребенка наблюдается как внешняя, так и внутренняя мотивация в зависимости от ситуации

Высокий

3

У ребенка преобладает внутренняя мотивация

Результаты показали, что 14% обучающихся уровень сформированности читательской активности по параметру «Мотивация чтения» находится на высоком уровне, у 42% обучающихся уровень сформированности читательской активности по данному параметру наблюдается средний уровень, у 32% обучающихся сформированность читательской активности находится на низком уровне и у 12% - на недостаточном. На основе полученных результатов, можем сделать вывод, что у большинства учащихся уровень читательской активности по параметру «Мотивация чтения» является достаточно сформированным, но у некоторых обучающихся мотивация отсутствует или преобладает внешняя мотивация.

Для определения цели чтения учащимся предлагалось продолжить предложение: «Я читаю для того, чтобы…» и выбрать несколько вариантов ответов.

Были выделены следующие критерии оценивания целенаправленности чтения:

0 баллов: отсутствие устойчивой цели чтения;

1 балл: преобладание учебно-познавательных целей чтения;

2 балла: преобладание досуговых целей чтения;

3 балла: разноплановые цели чтения.

На основание выделенных критериев были определены уровни сформированности читательской активности по параметру «Целенаправленность чтения» (Таблица 6).

Таблица 6

Уровни сформированности читательской активности по параметру «Целенаправленность чтения»

Уровни

Баллы

Характеристика

Недостаточный

0

У ребенка отсутствует устойчивая цель чтения

Низкий

1

У ребенка преобладают учебно-познавательные цели чтения

Средний

2

У ребенка преобладают досуговые цели чтения

Высокий

3

У ребенка разноплановые цели чтения

Результаты показали, что 17% обучающихся уровень сформированности читательской активности по параметру «Целенаправленность чтения» находится на высоком уровне, у 37% обучающихся уровень сформированности читательской активности по данному параметру наблюдается средний уровень, у 25% обучающихся сформированность читательской активности находится на низком уровне и у 21% - на недостаточном. На основе полученных результатов, можем сделать вывод, что у большинства учащихся уровень читательской активности по параметру «Целенаправленность чтения» является достаточно сформированным, но у некоторых учащихся отсутствует цель чтения или преобладают учебно-познавательные цели.

Сравнивая полученные результаты по заданным параметрам можно сделать вывод, что прослеживается закономерность между систематичностью чтения, мотивацию и целенаправленностью чтения. По данным параметрам наблюдается приблизительно одинаковый процент обучающихся. Следовательно, обучающиеся, у которых преобладает внутренняя мотивация, имеют разноплановые цели чтения и систематически читают.

Вторая серия констатирующего этапа была направлена на выявление сформированности у обучающихся навыка и осознанного и самостоятельного чтения. Для этого была использована зачётная работа по литературному чтению автора Е.В. Гусева.

Данная методика нацелена на выявление способности самостоятельно применять читательские знания и умения, а именно: умения понимать содержание текста; умения понимать последовательность смысловых частей текста; умения видеть языковые средства; умения читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное; умения определять тему текста; умение понимать авторский замысел (главную мысль); умение составлять собственный текст на основе пересказа; умение определять жанр произведения.

Зачётная работа по литературному чтению автора Е.В. Гусева предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по программе «Школа России». Перед выполнением работы детям предлагается самостоятельно прочитать текст и на основе текста выполнить 8 заданий. Порядок выполнения заданий произвольный.

Порядок проведения, критерии и порядок оценивания работы были представлены в методических рекомендациях для учителя.

На основании данных критериев были определены уровни развития у обучающихся навыка осознанного и самостоятельного чтения, представленные в таблице (Таблица 7).

Таблица 7

Уровни сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения

Уровни

Баллы

Характеристика

Недостаточный

0-3

Обучающийся не способен самостоятельно применять читательские знания и умения на необходимом уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; не всегда видит языковые средства; не умеет читать «между строк», не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; не умеет определять жанр произведения.

Низкий

4-6

Обучающийся способен самостоятельно применять читательские знания и умения на необходимом уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; не умеет читать «между строк», не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Средний

7-9

Обучающийся способен самостоятельно применять читательские знания и умения на достаточном уровне: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; читает «между строк», но не может объяснить и оценить прочитанное; не умеет определять тему текста; не понимает авторский замысел (главную мысль); не умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Высокий

10-12

Обучающийся способен самостоятельно применять некоторые читательские знания и умения: понимает содержание текста; понимает последовательность смысловых частей текста; видит языковые средства; читает «между строк», объясняет и оценивает прочитанное; умеет определять тему текста; понимает авторский замысел (главную мысль); умеет составлять собственный текст на основе пересказа; умеет определять жанр произведения.

Результаты диагностики показали, что у 19% обучающихся сформированность навыка осознанного и самостоятельного чтения находится на высоком уровне, у 52% обучающихся наблюдается средний уровень сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения. Также было выявлено, что у 15% обучающихся навык осознанного и самостоятельного чтения сформирован на низком уровне и у 14% на недостаточном уровне. Результаты зачётной работы по литературному чтению показали, что у обучающихся с низким и недостаточным уровнем сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения недостаточно сформировано умение видеть языковые средства; умение «читать между строк», объяснять и оценивать прочитанное; умение определять тему текста; умение понимать авторский замысел (главную мысль). На основе полученных результатов, можем сделать вывод, что у большинства учащихся уровень осознанного и самостоятельного чтения является достаточно сформированным.

Мы проанализировали все материалы проведенной диагностики, направленной на выявления уровня сформированности читательской активности у обучающихся, и получили сводные результаты, которые представлены в таблице (Таблица 8).

Таблица 8

Сводные результаты диагностики уровня сформированности читательской активности у обучающихся

Уровень

Количество учащихся

Недостаточный

10%

Низкий

21%

Средний

38%

Высокий

31%

На основе полученных результатов диагностики сформированности уровня читательской активности (согласно анкетированию и зачётной работа по литературному чтению автора Е.В. Гусева.) можно сделать вывод, что 31% учащихся показали высокий уровень сформированности читательской активности, 38% учащихся показали средний уровень, у 21% учащихся наблюдается низкий уровень и 10% показали недостаточный уровень сформированности читательской активности. Это связано с тем, что многие обучающиеся отводят недостаточно времени для чтения. Большинство учащихся уделяют чтению около 25 минут в день. Несмотря на это учащихся читают систематически, то есть не реже 2-3 раз в неделю. Также большинство учащихся имеют внутреннюю мотивацию чтения и разноплановые цели. Так, учащихся имеющие высокий и средний уровень побуждает к чтению желание узнать что-то новое и любовь к чтению, тогда как учащихся с низким и недостаточным уровнем побуждает к чтению необходимость выполнить домашнее задание и необходимость улучшить свои отметки. Следует отметить, что не у всех обучающихся достаточно сформирован навык осознанного и самостоятельного чтения. Были выявлены следующие типичные ошибки: учащиеся не всегда видят языковые средства; затрудняются «читать между строк», объяснять и оценивать прочитанное; затрудняются определять тему текста; не понимают авторский замысел (главную мысль).

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что в целом, уровень сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста находится на среднем уровне. Однако, не стоит оставлять без внимания и тот факт, что есть обучающиеся имеющие низкий и недостаточный уровень. Это свидетельствует о необходимости повышенного внимания к этим детям, постоянной помощи им и продуманного руководства их учебными действиями.

Подытоживая результаты диагностики исходного уровня сформированности читательской активности у обучающихся, мы можем предположить, что достичь высокого уровня результатов помешали преимущественно средние показатели сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения, а также мотивации и целенаправленности чтения, и времени, которое обучающиеся отводят на чтение.

Таким образом, можно констатировать необходимость целенаправленной работы над формированием читательской активности у обучающихся детей младшего школьного возраста.

Cписок литературы:

Абрамова С.В. Педагогические условия формирования социальной активности личности //Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1 (68). – С. 10–14.

Гречихин, А.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения" [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook346/01/part-005.htm (Дата обращения: 31.12.17).

Грибанова, В.А. Содержание понятия «активность» в научной литературе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. - №1с. – С. 15-19. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-aktivnost-v-nauchnoy-literature (Дата обращения 29.10.2018).

Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] // Обучение и воспитание: теория и практика. – 2013. - №7. – С. 117 – 120.

Курганская, А.В. Содержание литературного образования в начальной школе [Текст] // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. - №12. – С. 119 – 125.

Лисовской, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В. Т. Лисовской. - СПб., 2000. - 519 с.

Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (Дата обращения 31.10.2018).

Первова, Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения [Текст] // Начальная школа. – 2009. - №9. – С. 37 – 42.

Полькина, С.Н. Мотивы чтения в структуре читательской деятельности учащихся на уроках литературы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - Режим доступа : URL : http://vestospu.ru/archive/2013/articles/polkina1_5.html (Дата обращения 8.01.2017).

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 317 с.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов [Текст] / С. И. Ожегов. - 23-е изд., испр. - М.: Изд-во «Русский язык», 1991. - 905 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]: СанПиН 2.4.2.2821– 10; утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва. – Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Дата обращения: 1.04.17)

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания Лидеров чтения [Текст] / Н.Н. Сметанникова. - М.: ЗАО «РИЦ “МДК”», 2007. - 80 с.

Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность [Электронный ресурс] / Н.Н Сметанникова. – Режим доступа: URL : http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf (Дата обращения: 31.10.2018)

Kelly Gallagher Readicide. – [Электронный ресурс] / K. Gallagher. - Режим доступа: URL: http://elaokteachers.com/readicide/ (Дата обращения: 29.11.2017)

Miller Donalyn Cultivating Wild Readers [Электронный ресурс] / M. Donalyn. – Режим доступа: URL: http://www.goodreads.com. (Дата обращения: 11.12.2018)

References:

Abramova S.V. Pedagogical conditions of the formation of social activity of the individual // Almanac of modern science and education. - 2013. - № 1 (68). - p. 10–14.

Grechikhin, A.A. Educational-methodical complex for the discipline "Psychology and sociology of reading" [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook346/01/part-005.htm (access date: 12/31/17).

Gribanova, V.A. The content of the concept of "activity" in the scientific literature. Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. - 2012. - №1с. - p. 15-19. [Electronic resource] - Access mode: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-aktivnost-v-nauchnoy-literature (the date of circulation is 10/09/2018).

Klimova, E.P. Formation of readers' interests of younger schoolchildren through the technology of conscious reading [Text] // Training and education: theory and practice. - 2013. - №7. - S. 117 - 120.

Kurgan, A.V. Content of literary education in elementary school [Text] // Training and education: methods and practice. - 2014. - №12. - p. 119 - 125.

Lisovskoy, V. T. Spiritual world and value orientations of the youth of Russia [Text] / V. T. Lisovskoy. - SPb., 2000. - 519 p.

National program for the support and development of reading [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (access date 31.10.2018).

Ozhegov, S. I. Dictionary of the Russian language: approx. 7,000 words [Text] / S.I. Ozhegov. - 23rd ed., Corr. - M .: Publishing house "Russian language", 1991. - 905 p.

Pervova, G.M. Formation and development of reading motivation [Text] // Elementary School. - 2009. - №9. - p. 37 - 42.

Polkina, S.N. Motives of reading in the structure of reading activity of students in literature classes [Electronic resource] // Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic scientific journal. - Access mode: URL: http://vestospu.ru/archive/2013/articles/polkina1_5.html (Appeal date is 01.01.2017).

Sample programs for academic subjects. Primary School. In 2 hours. Part 1. - 3rd ed. - M.: Enlightenment, 2010. - 317 p.

Russian Pedagogical Encyclopedia: in 2 tons. [Text] / ch. ed. V. V. Davydov. - M .: Great Russian Encyclopedia, 1993. - T. 1. - 608 p.

Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of training in educational institutions [Electronic resource]: SanPiN 2.4.2.2821–10; approved Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of December 29, 2010 N 189, Moscow. - Access mode: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Access date: 1.04.17)

Smetannikova N.N. Education strategy Reading leaders [Text] / N.N. Smetannikova. - M .: CJSC “RIC“ MDK ””, 2007. - 80 p.

Smetannikova, N.N. Reading and literacy [Electronic resource] / N.N. Smetannikova. - Access Mode: URL: http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf (Access Date: 10/31/2018)

Kelly Gallagher Readicide. - [Electronic resource] / K. Gallagher. - Access Mode: URL: http://elaokteachers.com/readicide/ (Released: 11.11.2017)

Miller Donalyn Cultivating Wild Readers [Electronic resource] / M. Donalyn. - Access Mode: URL: http://www.goodreads.com. (Date of reference: 11/12/2018)

Просмотров работы: 490