Влияние форм и методов обучения на повышение мотивации в предмете ОБЖ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние форм и методов обучения на повышение мотивации в предмете ОБЖ

Рыбакова К.Е. 1, Корнилова В.И. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в современном мире возрастает необходимость формирования мотивации к учебному процессу, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний в школе. Достижение высоких результатов, самостоятельного усвоения знаний и познавательных интересов невозможно без высокого уровня мотивации.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни.

В настоящее время мотивация в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности у школьников сформирована плохо. Это связано с тем, что отсутствуют квалифицированные спе­циалисты, которые могли бы правильно преподносить учебный материал. Данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Таким образом, обострилось противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету.

Решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких проблем, как: необходимость развития мышления, познавательной активности и познавательного интереса. Для того чтобы не отставать от требований времени, происходит интенсификация образовательного процесса на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей свободу слушателей в выборе образовательных форм и методов.

Для оценки влияния различных форм обучения на повышение уровня мотивации в рамках изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности нами было проведено педагогическое исследование на базе МБОУ СОШ №45 г.Сургута. В эксперименте приняли участие ученики 8-х классов (n=69), которые были поделены на три группы:

8 «А» класс (n=23) – занимались по методике с использованием активных методов;

8 «Б» класс (n=22) – занимались по методике с использованием интерактивных методов;

8 «Д» класс (n=24) – занимались с использованием традиционных методов на уроке, средний возраст учащихся – 14 лет.

На первом этапе исследования оценивался исходный уровень знаний учащихся по блоку: «Основы здорового образа жизни», тема «Общие понятия о здоровье как основной ценности человека». Для оценки исходного уровня знаний было проведено тестирование по методике Н.А. Шадаевой. Так же на протяжении первого этапа исследования учащимся предоставлялось ответить на вопросы анкеты «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Исходя из результатов, полученных после проведения методик мы выяснили, что различия между полученными данными в разных классах несущественны, уровень школьной мотивации на начальном этапе средний или ниже среднего, присутствуют учащиеся, дезадаптированные в школьной среде.

На втором этапе был проведен урок по теме: «Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность» в разных формах:

8 «Д» – форма проведения: лекция, традиционный урок;

8 «А» – форма проведения: игровая;

8 «Б» – форма проведения: интерактивный урок.

После проведенных уроков был оценен уровень сформированных знаний по А.Т. Смирнову и уровень мотивации у учеников по Н.Г. Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации».

Проанализировав данные, полученные в ходе нашего исследования, можно прийти к выводу, что занятия, проведенные в традиционной форме являются менее эффективными по сравнению с в активной и интерактивной формой. Об этом свидетельствуют результаты нашего эксперимента. Уровень знаний учащихся, обучаемых по традиционному уроку в начале и в конце исследования существенно не изменился, а показатели первой экспериментальной группы (активный метод обучения) значительно улучшились, например, на первом этапе учащиеся показали низкий уровень знаний, всего 4 % от общего количества получили высокие показатели, остальные 96% показали средние и низкие показатели.

В конце нашего исследования показатели 8А составляли 65% высоких показателей, 27% средних и 8% низких.

Вторая экспериментальная группа тоже показала хороший результат, высокие показатели возросли на 46%, низкие показатели уменьшились так же на 46%.

На второй неделе исследования нам было необходимо проверить уровень мотивации после проведенных уроков в разных формах. Учащимся было необходимо ответить на вопросы анкеты, такая же анкета проводилась в начале исследования. В контрольной группе уровень показателей остался на прежнем уровне и традиционная форма урока не повлияла на улучшение уровня мотивации, а уровень мотивации в экспериментальных группах существенно улучшился. Так, например, данные в первой экспериментальной группе (8А класс) показали, что на первом этапе у 9% присутствовал высокий уровень знаний, на втором этапе прирост составил 56%. На первом этапе уровень незамотивированных учеников составлял 52%, на втором этапе показатель уменьшился на 44%.

Проведенный нами мониторинг результатов, выявленных путем вышеизложенных методик позволил дать оценку уровня исходных знаний и на начальном этапе выяснить каков уровень мотивации учащихся. После проведения уроков с использованием различных обучающих технологий были проведены повторные проверки заинтересованности обучающихся к учебному процессу и уровень сформированных знаний на втором этапе. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что применение активных и интерактивных методик в проведении урока оказывают положительное влияние на образовательный процесс и уровень мотивации. Показатели экспериментальных групп улучшились примерно в 3-4 раза. У контрольной группы уровень мотивации и сформированных знаний существенно не изменился из-за незаинтересованности к уроку и низкой мотивации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Долгова, Н.Н. Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС / Н.Н. Долгова. - М., 2013. - 75 с.

Дубовицкая, Т.Д. Тест на определение уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении различных учебных предметов [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая. – Режим доступа: URL: http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05-12_onum.htm (дата обращения: 26.03.2017).

Cвинар, Е.В. Изучение влияния активных и интерактивных методов преподавания основ безопасности жизнедеятельности на уровень мотивации учащихся основной школы / Е.В. Свинар, Д.А. Захарова. – М., 2016. - 67 с.

Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса [Текст] / Г.К. Селевко. - М., 2009. – 46 c.

Смирнов, А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. А.Т.  Смирнова, Б.О. Хренникова – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 171 с.

Просмотров работы: 22