ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ

Закирова Э.Р. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход современного общества на инновационный путь развития определил необходимость усовершенствования школьного образования. Этот переход предполагает пересмотреть цели, задачи и способы формирования ИКТ-компетенции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделено метапредметным результатам, важными составляющими являются способность организовать свою познавательную деятельность, умения планировать, прогнозировать и т.д. Также ФГОС НОО ориентирован на подготовку людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Умение работать с информацией в современное время — это основа деятельности в различных сферах жизни, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет найти информацию, переработать и использовать ее в определенных целях.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования обсуждался в течение многих лет. На сегодняшний день начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы с современными технологиями передачи и обработки информации. Одним из основных положений ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий. ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно встретить разнообразные определения информационно-коммуникационной компетентности. Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое, и определяется оно на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие "информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [1]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [2].

Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:

«Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, распространения, обработки, хранения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [1, с. 98].

Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является определение, предложенное С.В. Тришиной: информационная-компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [4].

В соответствии с данным определением, в структуре понятия «информационная компетентность» выделяются следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках

Информационно-коммуникационная компетент­ность младших школьников- это спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информацион­но-коммуникационной компетентности — это не только формирование технологических навыков. Это появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникацион­ные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Для того, чтобы подтвердить вышесказанные теоретические положения нашего исследования была проведена исследовательская работа с целью выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности младшего школьника. В работе принимали участие обучающиеся 3 В класса в количестве 27 человек. Исследование уровня сформированности ИКТ-компетентности у обучающихся включало три диагностических методики.

Нами была проведена диагностическаяработа, направленная на сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint, состояла в том, что были описаны действия, по которым ученику нужно было следовать для того, чтобы нарисовать рисунок, сохранить его. Результат данной диагностики показал нам, что уровень ИКТ-компетентности младшего школьника находится на среднем уровне. Полученные результаты представлены на рисунке 1. (см.рис.1).

Рис.1.Уровень сформированности ИКТ-компетентности у младшего школьника.

Из диаграммы 1, составленной на основе результатов диагностики видно, что высокого уровня сформированности навыка обработки графической информации в редакторе Paint достигли 3 человека (что составило 18% от класса); 56% детей всего класса достигли среднего уровня, количество таких обучающихся составило 16 человек; 6 ребенка из класса (26%) достигли низкого уровня сформированности ИКТ-компетентности . Исходя из всех результатов проведенных диагностик ъ, можем сделать вывод о том, что в целом, уровень сформированности ИКТ-компетентности находится у обучающихся на среднем уровне. Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что высокого уровня сформированности указанной компетентности достигли лишь трое детей в классе

На основе этих результатов мы пришли к выводу о необходимости формирования ИКТ-компетентности, а именно уделяя особое внимание электронной образовательной среде, организованной посредством сети Интернет. Мы считаем, что эффективным приемом формирования ИКТ-компетентности у обучающихся начальной школы будет служить работа с онлайн-сервисами по созданию ленты времени, имеющие столь высокий потенциал для формирования данной компетентности.

Лента времени — это временная шкала, где в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом, можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие.

Еще не так давно при освоении школьниками исторического материала ленты времени представлялись на бумаге в виде достаточно больших по площади плакатов либо обучающиеся рисовали их у себя в тетрадях. На сегодняшний день имеется опыт использования детьми младшего школьного возраста лент времени с использованием ИКТ, который отвечает всем требованиям ФГОС НОО.

Составление ленты времени – один из основных приемов изучения исторического материала. Если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, используя онлайн-сервисы.

В образовательной деятельности могут использоваться готовые ленты, позволяющие познакомиться с информацией в режиме демонстрации при изучении новой темы. Другое направление образовательной деятельности-создание собственных лент времени. На них могут быть отражены как важнейшие события в истории государства, так и режим дня учащегося начальной школы или сезонные изменения деревьев м кустарников. При регулярном использовании и приобретении хороших навыков работы с программным обеспечением подготовка ленты событий становится естественным элементом любого урока и не требует особенных временных затрат. Информация, представленная в ленте, созданная с помощью онлайн-сервисов, будет полнее не только от использования различных источников, но и от наличия различных мультимедийных компонентов – фотографий, текстов, видеофрагментов, звуков и др.

Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. На сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом, это затрудняет их использование младшими школьниками. [2, с.115]. Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу учащихся под непосредственным руководством педагога. Таким образом, мы пришли к выводу, что "Лента времени" -это очень современный подход к обучению, который позволяет обучающимся формировать, прежде всего, метапредметные результаты [3].

Опишем на примере конспект урока по окружающему миру по теме «Пётр Великий. Российская империя», каким образом педагог может организовать работу по формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроке.

Урок: Окружающий мир

Класс: 4

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Пётр Великий. Российская империя».

Цель урока (для учителя): учить обнаруживать взаимосвязь в истории, находить место изученных событий на «лентевремени» на примере формирования представления о преобразованиях в жизни страны в эпоху Петра I.

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

Развивающие:

-развивать мыслительные способности учащихся, расширять их кругозор в области истории родной страны

-формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; чения;

-развивать умение и извлекать информацию.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к Родине, к народу и её многовековой истории.

Планируемые результаты:

Предметные:

-имеют представления об общественных противоречиях и конфликтах, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века;

-сравнивают общество и государственное устройство России XVIII века с современным;

-знают историю личности Петра Великого и его достижениями, подвигами.

Метапредметные:

Регулятивные:

– понимают и принимают учебную задачу, ставят цели учебно-познавательной деятельности;

– планируют практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполняют её в соответствии с планом;

Познавательные:

- выполняют работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

Коммуникативные:

- организовывают под руководством учителя совместную работу в группе: распределяют роли, выполняют функции руководителя или подчинённого, осуществляют продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;

- с уважением относятся к мнению о своих достижениях, принимают советы и пожелания;

Личностные:

- формируют эмоционально-ценностного отношения к государству;

- бережное отношение к истории России.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы и приемы: проблемный метод, метод создания ситуации успеха, наглядный, словесные, практический

Понятия, формируемые на уроке: империя, император.

Оборудование урока для учителя: презентация.

Оборудование урока для учащихся: учебник Н.Б.Истомина «Окружающий мир» 4 класс УМК «Гармония», А3, фломастеры.

1.Организационный момент (4 мин.)

Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. (Организуют рабочее место. Настраиваются на работу).

- Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Слушаем внимательно, работаем старательно.

- Готовы? Тогда внимание на экран. (просматривают видео «Сургутская лента времени» хронология).

- О каком понятии говорилось в сюжете? (Лента времени).

- Вам знакомо это понятие? (Да).

- Ученые, изучая историю, отмечают важные события на ленте времени. Сегодня она станет нашей помощницей на уроке, потому что мы продолжаем путешествие в прошлое нашей страны.

2. Актуализация знаний, формулирование темы урока (6 мин.)

Учитель организует фронтальную работу с учащимися, предлагает вспомнить раннее изученный материал и сформулировать тему урока. После ответа учащихся учитель показывает события на ленте времени.

-О каком веке мы с вами говорили на прошлом уроке? (о 17 в.).

-Как вы думаете, о каком веке мы сегодня с вами заговорим? (о 18 в.).

-Какая тема нашего урока? (Россия в 18 веке).

-Да, ребята, сегодня мы с вами отправляемся в 18 век. Для того, чтобы продолжить наше с вами путешествие, давайте вспомним, как события происходили в России в начале 17 века? (Смута).

-Какие испытания пришлось пережить Российскому государству в Смутное время?

-Из кого состояло ополчение 1612 года? Кто его возглавил?

-Какой государственный праздник связан с этими событиями? Как ты думаешь-почему?

-На ленте времени я обозначила даты, расскажите, какие события произошли в эти даты. Начало 1612 года, середина и конец, также 4 ноября 1612 год, 1613 год.

-В каких годах была построена деревянная церковь на красной площади? Когда был возведен Казанский собор? Какие земли присоединились к Российскому государству? С какими городами? (Размышляют. Отвечают на вопросы. Применяют устный счет. Вступают в диалог. Высказывают свою точку зрения. Формулируют уже известные понятия.)

3.Создание проблемной ситуации (2 мин.)

-Как вы уже все сказали, что 17 век закончился Смутой. А как вы думаете, после Смуты жизнь изменилась в лучшую сторону или приходила в упадок? (затруднение).

-Кто же стал во главе Российского государства? (Размышляют. Задаются вопросом: «Почему не получается?». Осознают противоречие в задаче. Формулируют проблему. Высказывают свою точку зрения(гипотезу), как найти неизвестное. Проверяют гипотезу в решении задачи. Анализируют, делают выводы).

4. Постановка учебной задачи (4 мин.)

— Значит, какая будет цель нашего урока? (Определить кто стал во главе государства, определить судьбу государства в 18 веке)

-Молодцы! Начинаем наше путешествие!

(Портрет Петра 1 на слайде)

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

- Узнали, о ком идет речь?

- Да, в конце 17 века российским царем стал Петр 1. Вы что-то знаете об этом правителе? (Да)

- Давайте уточним и расширим свои знания.

Но перед важной работой немножко отдохнем.

Физминутка.

5.Поиск пути решения проблемы (15 мин.)

-А теперь предлагаю вам побыть настоящими историками и изучить события 18 века. Для этого вам нужно разделиться по подгруппам, в каждой подгруппе по 4 человека. То есть в каждом ряду по 2 подгруппы. Задания будут разные, у каждого ряда свое задание. Вы поработаете в подгруппах, после чего каждая подгруппа будет защищать свою работу, а именно-свой мини-проект. Для продуктивной работы вам нужно распределить себе роли, кто, за что должен отвечать в подгруппе. (обучающиеся распределяют роли). Давайте же вспомним про правила в группе. (обсуждение)

Задание для 1 ряда: Вам нужно охарактеризовать императора Петра I. Каким был, царевич Пётр в детстве? Чем он интересовался? Почему Петра I называли царём-работником? Как Россия стала морской державой? К какому морю она получила выход во время правления Петра I? Творчески подойдите к этой работе.

Задание для 2 ряда: когда был основан Санкт-Петербург? Какие достопримечательности известны? Изобразите город, как вы себе его представляете.

Задание для 3 ряда:

-Отобразить, что изменилось в России за время правления Петра I?

-Но прежде, чем нам начать работу, давайте сформулируем критерии оценки нашей работы, чтобы вы оценили ее в конце урока. На столах у вас лежат оценочные листы с пустыми строками, подумайте, по каким критериям мы будем оценивать работу групп. (Дети обдумывают, высказывают свое мнение, заполняют оценочный лист)

-Итак, мы вместе с вами разработали критерии, давайте же запишем их. Критерии оценивания у нас есть, теперь можно приступать к работе.

- Вы можете пользоваться учебником (с.61-68) и дополнительной информацией, которая есть у вас на партах. Желаю вам успехов.

6. Защита проектов (8 мин.)

Учитель организует защиту мини-проектов.

-Итак, ребята, давайте каждая подгруппа будет защищать свою работу. Другие ребята могут дополнять, задавать вопросы. Также не забывайте оценивать подгруппы.

Учитель отмечает даты на ленте времени, исходя из ответов обучающихся на защите мини-проектов. (Вопросы с датами) Происходит защита мини-проектов. Обучающиеся оценивают подгруппы.

7. Итог (2 мин.

- Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

-Какую цель поставили на уроке? (ответы обучающихся).

- Так кто же стал во главе государства? (ответы обучающихся).

- Посмотрите на ленту времени, много важных событий произошло за время его правления? (ответы обучающихся).

- Как изменилась жизнь в стране? (Реформы дали толчок к развитию государства и привели к улучшениям)

-Какой город стал при императоре столицей? Когда был основан? В чем особенность Петра I? Каким он был по характеру? Почему про него, говорили, что он «прорубил окно в Европу»?

8. Рефлексия (3 мин.)

- Наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке: поднимите руки, кто поставит себе «5», «4». (Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке).

- Кому было трудно?

- Вы сможете еще раз вернуться к этой теме, дома подготовив ответы на вопросы учебника со с. 68, также, кто желает может написать эссе по нашей теме, и 3 уровень – составить кластер по теме.

- А я считаю, что все сегодня работали на «отлично». Спасибо за урок!

Проведенный урок показала, что дети умеют работать с лентой времени, умеют доказывать и обосновывать свою точку зрения, умеют работать в группе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформированность ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. С помощью такого средства, как лента времени можно сформировать у детей ИКТ-компетентность. Поэтому мы представили на примере конкретного урока по окружающему миру «Пётр Великий. Российская империя» как можно формировать ИКТ-компетентность у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Список использованной литературы:

Информационные технологии [Текст]/ Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М.: Высш. шк., 2003.– 263 с.

Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.

Закирова Э.Р., Арасланова А.А. Использование приёма «Лента времени» в начальной школе //Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Стерлитамак, 06 октября 2017). - Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 39-42.

Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет журнал «Эйдос». – 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/258.pdf

Просмотров работы: 119