Социальная работа в пенитенциарных учреждениях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Мулихова А.С. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в Российской Федерации стоит особая проблема - становление социальной работы в пенитенциарной системе. Раскрытие сущности данной проблемы и развитие соответствующих мер в переполненной преступностью стране - одна из главных задач института социальной работы.

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.

Очень велика рецидивная преступность. Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным.

Специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях призван предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, таким образом, участвуя в снижении процента преступности в Российской Федерации.
В основе оказания индивидуальной помощи осужденному, находящемуся в трудной жизненной ситуации ( клиенту ), лежит определенный алгоритм действий специалиста по социальной работе, который включает в себя:
- получение социального заказа или выявление социальной проблемы, возникшей в результате неудовлетворенности у клиента той или иной социальной потребности;
- сбор, анализ, систематизация и осмысление социальной информации ;
- построение социальной модели решения проблемы;
- предположения итогов решения проблемы клиента от сверхоптимистического до сверхпессимистического значения;
- выбор наиболее приемлемого варианта модели решения проблемы;
- выработка оптимального социального управленческого решения;
- его практическая реализация т корректировка.

Рассмотрим, в чем заключается индивидуальная социальная работа с различными категориями осужденных :
1. Несовершеннолетние осужденные.
Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних осужденных, осуществляемой в рамках социальной работы воспитательных колоний, включает четыре группы явлений:
- социальные качества несовершеннолетнего- социальная интегрированность, адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивация изменений, эмоциональное состояние;
- социальные отношения несовершеннолетнего- отношения в семье, отношения с учителями, воспитателями, сверстниками, отношение к себе;
- социальная среда несовершеннолетнего- общее состояние социальной среды, состояние семейной среды, состояние школьной среды.[7, с. 6 ]
2. Осужденные женщины.
Одной из определяющих социальных проблем осужденных женщин является сохранение их центральной социальной- супружеской и материнской роли. Для решения этой задачи в рамках индивидуального взаимодействия современной наукой выработан целый ряд практических средств. Так, Р. Шерман и Н.Фредман выделяют следующие группы техник:
1. Социометрические техники. Представляют собой наиболее доступный способ исследования и реконструкции дисфункциональной семейной структуры. С их помощью можно получить адекватную информацию о функционировании семьи и женщины в ней на всех уровнях.
2. Структурные вмешательства- группа техник, целью использования которых является реорганизация семейной системы за счет предоставления членам семьи возможностей для апробирования новых ролей.
3. Поведенческие техники. Основаны на использовании заданий, направленных на формирование у членов семьи новых, более конструктивных способов поведения.
4. Техники, основанные на использовании воображения. Помогают изучить структуру семьи, роли, коммуникацию между ее членами, определить и проработать имеющиеся проблемы при помощи символов и метафор. [1, с. 9-11]
3. Осужденные пожилого возраста.
Сущность индивидуальной социальной помощи лицам пожилого возраста- их социальная реабилитация, то есть реализация комплекса социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возращение к полноценной жизни в обществе. Главное для специалиста при этом- превращение пожилого из объекта взаимодействия в субъекта. [7, с. 15]
До недавнего времени преступное поведение не рассматривалось применительно к геронтологической группе. Артикуляция проблем, связанных с этой группой, инициирует поиск целесообразных мер воздействия на преступников данной возрастной категории, разработку эффективных мер, соответствующую подготовку судей и сотрудников исправительных учреждений. Научную и практическую значимость приобретает также достоверное знание об особенностях поведения пожилых осужденных с целью их ресоциализации и адаптации к условиям посттюремного существования. При этом целесообразно учитывать следующие моменты. Во-первых, необходим дифференцированный подход в зависимости от характера вовлеченности в криминальную ситуацию, что позволяет фиксировать наличие различных групп: рецидивистов и ситуативных преступников. Во-вторых, учет сложного процесса формирования новой институциональной среды (совокупности правовых, экономических, политических, нравственных и других институтов). Увеличение геронтологической группы среди осужденных с криминальной жизненной траекторией, актуализирует вопрос: кто эти люди, кому они нужны за рамками тюрьмы, что им может предложить государство и общество, какое будущее показывает барометр их жизненных практик? Пожилой возраст становится расплатой за продолжительную жизнь, проявляющуюся в форме негативного отношения и практик исключения из разных сфер социальной жизни, а нередко и в форме радикального снижения качества и уровня жизни. Пожилой возраст интегрируется в культуру как фактор биографической негативности, исключается из процесса социальной подвижности [5, с. 95-96]. Пожилой осужденный находится под давлением двойной расплаты: за возраст и за криминальный опыт.
4. Осужденные с социально значимыми заболеваниями.
В современной социальной науке выделены и описаны следующие этапы работы с ВИЧ-положительными.
1 этап. Изучение имеющейся информации о клиенте и его семье и сбор дополнительных сведений. Основное-получить наиболее полную информацию о клиенте от организации, поставившей диагноз . [2, с. 26]
2 этап. Установление контакта. Важный момент- первая встреча с клиентом социального работника, так как от нее зависит их последующее взаимодействие. Социальный работник должен определить основную тему беседы, круг проблем, в решение которых он может помочь.
ВИЧ-положительный, пришедший на первую встречу, находится в крайне тревожном эмоциональном состоянии. Необходимо проявить максимальное внимание, тактичность, дружелюбие и участие к клиенту, помочь ему почувствовать себя в безопасности.
3 этап. Определение задач социального сопровождения и составление индивидуального плана работы с осужденным клиентом. Социальный работник совместно с клиентом составляют план индивидуальной реабилитации, где расписана деятельность как специалиста, так и клиента и представителей других учреждений. Если ВИЧ-положительный осужденный не согласен с планом, необходимо скорректировать его и убедить клиента в целесообразности получения социальной помощи.[2, с. 30]
4 этап. Реабилитация осужденных клиентов и их семей. На данном этапе социальный работник выступает в роли координатора, связующего звена между клиентом и учреждениями, оказывающему помощь ВИЧ-положительному в постпенитенциарный период. [2, с. 31-32]
5. Осужденные, испытывающие зависимость.
В индивидуальной социальной работе с данной категорией осужденных рекомендуется использовать социальные технологии реабилитации и механизмы социально- психологического воздействия. Важным направлением индивидуальной социальной работы с осужденными аддиктами является создание условий для их трудовой деятельности, профессионального обучения, занятий спортом и т.д. Обеспечение реабилитируемых больных постоянной занятостью, создание условий для трудовых процессов и выработка способностей к регулярному труду относятся к основным принципам медико-социальной реабилитации. [3, с.22]
Одна из основных целей деятельности специалиста по социальной работе ИУ- укрепить человеческий дух наркологических больных осужденных, помочь избежать окончательного падения. [3, с. 24]
6. Осужденные, утратившие социально полезные связи.
Помочь осмыслить необходимость сохранения и развития социально полезных связей осужденных, снять социально-психологические барьеры в их общении с родственниками, друзьями, коллегами по работе и т.д., сформировать навыки бесконфликтного общения и развить конструктивные отношения с ближайшим окружением возможно в процессе индивидуальной социальной работы, только сформировав позитивное восприятие ближайшего окружения, организовав работу, направленную на формирование конструктивных установок в общении осужденных с людьми.
Решение данных задач возможно в рамках цикла индивидуальных занятий, ориентированных на формирование у осужденных позитивного образа взаимоотношений между людьми путем сохранения и развития социально полезных связей с семьей и ближайшим окружением. [7, с. 24]
7. Осужденные, отбывающие наказание пожизненно.
Социальная работа с отбывающими наказание пожизненно должна быть сконцентрирована на решении таких социальных проблем, как оптимизация отношения к себе, поиск ресурсов для самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации, осознание осужденными себя частью системы нравственно- эстетического развития и оптимизация его отношения к этой системе. [7, с. 27]
В исправительных учреждениях также действует образовательная система.
Духовное поле людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, если можно так сказать, заросло бурьяном и чертополохом. А педагоги, подобно патриархальному крестьянскому сеятелю разбрасывают из своего педагогического лукошка драгоценные зерна-знания, надеясь, что они когда-нибудь прорастут и дадут дружные всходы. [6, с. 1]
Готова ли почва для этих разумных, добрых и вечных посевов? Может быть, миссия образовательного учреждения в исправительной колонии (далее – в ИК) в том прежде всего и заключается, чтобы помочь осужденному избавиться от той ржавчины, что разъедает его душу, а уж потом пробуждать в нем в ходе образовательного процесса ростки гуманизма и законопослушания? Стоит ли вообще говорить об образовательной среде в местах лишения свободы? На мой взгляд, несомненно, ибо 80% осужденных – это люди в возрасте от 18 до 45 лет. У этих людей впереди 15-30 лет активной деятельности. Какой она будет? На что она будет направлена? И где будет проходить – в обществе среди свободных людей или за колючей проволокой? За последнее десятилетие существенных изменений здесь не произошло. Тема: «Молодежь и образование в местах лишения свободы» заслуживает специального исследования, в том числе в социологическом плане.
Для учителей, работающих в школах при ИК, открывается безграничное поле деятельности при формировании системы ценностей у подопечных. Это, кстати, учителя и стремятся делать. Но кто сегодня может сказать, что и как нужно формировать у осужденных, имея в виду мировоззренческие позиции, мироощущение и мировосприятие, ощущение и мировосприятие, отношение к нормам морали и права? Хотелось бы обратить внимание еще на один мотив, определяющий поведение осужденных, – «имитация или подражание». Примечательно, что у всех возрастных категорий осужденных он стоит на последнем месте в шкале приоритетов. Видимо, круг людей, которым осужденные хотели бы подражать, очень ограничен. Отсюда вывод: ошибкой в воспитательной работе с осужденными можно считать попытку приводить кого-либо в пример, сравнивать осужденного с кем-либо, поскольку авторитетов для лиц, находящихся в местах лишения свободы, почти не существует, и стремление кому-нибудь подражать у них выражено слабо. Лучше и эффективнее сравнивать поступки того или иного осужденного с его же прежними поступками, показывать изменения, произошедшие с ним в течение определенного времени, причем изменения и положительные, и отрицательные. К сожалению, и эта особенность поведенческой мотивации осужденных практически мало учитывается и учителями, и сотрудниками ИК.
Итак, образование в местах лишения свободы – это часть огромной социальной проблемы, затрагивающей многочисленные пласты общества. Той самой проблемы роста преступности и борьбы с нею, о которой так много говорят средства массовой информации. Сегодня уже мало констатировать необходимость образования лиц, отбывающих наказание в ИК. Нужно изучать разнообразными методами, включая социологические, образовательную среду в местах лишения свободы, контингент учащихся, особенности мотивации к учебе различных возрастных групп осужденных и полнее учитывать их в социально-педагогической практике.[6, с. 8-9]

Таким образом, успех социальной адаптации освобождающего из ИУ определяется тем, насколько решены его жизненные проблемы. Использование разнообразных инструментов пенитенциарной социальной работы позволяет индивидуализировать воздействие на трудную жизненную ситуацию осужденного клиента, адресно и дифференцированно оказывать помощь и поддержку, активизируя как внутренние, так и социальные ресурсы. [4, с. 158]

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптации или реадаптации в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
Использование разнообразных инструментов пенитенциарной социальной работы позволяет индивидуализировать воздействие на трудную жизненную ситуацию осужденного клиента, адресно и дифференцированно оказывать помощь и поддержку, активизируя как внутренние, так и социальные ресурсы.

Литература.
1. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. 212 c.
2. Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ, и членов их семей: Пособие для социальных работников. М., 2006. 26-32 c.
3. Социальная работа в наркологии: Методические рекомендации / Т.Н. Дудко, Е.М. Райзман, Л.А. Котельникова. М., 2007
4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., А. С. Сорвина. М.: Инфра-М, 2002. 427 с.
5. Елютина М. Э., Темаев Т. В. Поведенческие особенности пожилых осужденных // Социологические исследования. 2015. № 4. 95-96 c.
6. Сломчинский А.Г. Образовательная мотивация осужденных // Социологические исследования. 2007. №9. 1, 8-9 с.
7. Индивидуальная социальная работа с различными категориями осужденных: Методические рекомендации. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. 33 с.

Просмотров работы: 1660