О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Иванова Т.В. 1, Федорова И.А. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день очень остро стоит проблема нравственного воспитания учащихся. Это признают все: общество, школа и родители. Добро, истина и красота постепенно отодвигаются на второй план и продолжают расти негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, цинизм, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и власти; отчуждение человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи, сохраняется достаточно высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодого поколения; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи, все это актуализирует проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности. В связи с этим, по своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

В педагогической науке накоплено большое количество работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, К. Н. Венцель, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, и др.), которые представляют значительный интерес и в настоящее время. Проблема нравственного воспитания личности рассматривается также в работах А. М. Виноградовой, Б. Т. Лихачева, С. В. Петериной, В. С. Селиванова, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова и др.

Суть процесса нравственного воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, которые потом превращаются в нормы и правила поведения [3]. Основным содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств личности, как идейность, гражданственность, гуманизм, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения учащегося доминирует своя сторона воспитания. В воспитании учащихся начальных и средних классов, такой стороной будет нравственное воспитание: учащиеся овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса [4].

Содержательная сторона нравственных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

По мнению многих ученых-педагогов, особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование нравственного облика идет в процессе многогранной деятельности учащихся (в играх, учебе), в разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1].

Следует отметить, что воспитание в школе основано на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее личном участии в деятельности. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя должны постоянно вносить в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Анализ литературы по теме исследования позволил нам сформулировать вывод о том, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие и многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, они направлены на выработку определенного рода отношений.

Развитие нравственного сознания учащегося происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей и педагогов, окружающих людей. В сознании учащегося внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. Вследствие этого формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор учащимся собственных поступков [2].

Одним из главным звеном в процессе нравственного воспитания является нравственное просвещение, цель которого – сообщить обучающемуся совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание нравственных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию нравственных оценок и поступков.

Таким образом, нравственное воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у учащихся формирование таких качеств личности, как идейность, гражданственность, гуманизм, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой, то есть сделать его более нравственным.

Список литературы

Ахмедьянова, А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – № 3. – С. 38 – 42.

Губанова, Е.В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2013. – № 5. – С. 8 – 14.

Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А. И. Мартьянова // Начальная школа. – 2016. –№7. – С. 21–29.

Строганова, Л.В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – Москва : Академия, 2015. – С. 3 – 32.

Просмотров работы: 28