Профилактика аддиктивного поведения подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профилактика аддиктивного поведения подростков

Никифоров А.С. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Состояние современного общества отражается на нынешнем молодом поколении: дефицит духовности, неопределённость будущего, отсутствие должного внимания со стороны родителей, увеличивающийся прагматизм отношений, всё это возводит проблемы детства и молодёжи в ранг самых тяжёлых. То, что раньше для многих людей было принципом жизни, сегодня считается пережитком. Гибнут красивые традиции, манеры, меняются вкусы далеко не в лучшую сторону. Стремительно меняется привычная среда и формируется новая обстановка, не имеющая чётких ориентиров. Социально- экономические затруднения обостряют межличностные конфликты, что способствует разобщению членов общества и членов семьи. [1]

Подростковый возраст – самый уязвимый возраст для возникновения разнообразных нарушений. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, немотивированными колебаниями настроений.

Эта ситуация является одной из многих причин, приведшей общество к социальной инертности, бездуховности и отсутствию контакта между родителями и детьми, в конфликтных взаимоотношениях. Дети практически предоставлены сами себе: на общение родителей и детей уделяется в среднем 10 минут в день.

Дети и подростки не имеют определённых жизненных навыков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Наличие у человека потребностей свидетельствуют о том, что он испытывает нужду в чём-то, что находится вне него - во внешних предметах или в другом человеке. И одна из потребностей человека – это самопознание, которое в своих развитых формах выступает как потребность человека в самом себе – в самопознании, самооценке, самовыражении, в самоподдержке, в самоконтроле за своим поведением и поступками, и всё это имеет в своём основании выражение потребности человека в общении. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в её переживания. Оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Поэтому любое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного поведения. [2]

Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного (откло- няющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Выделяют такие виды зависимостей, как:

1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость,
лекарственная, алкогольная зависимости).

2. Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

3. Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

4. Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм,
трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм.)

5. Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, вовлеченность в
секту).

Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком. [3]

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что- либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивным поведением значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. [4]

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

Внешняя социальность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

Стремление говорить неправду.

Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

Стереотипность, повторяемость поведения.

Зависимость.

Тревожность.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется посредством вездесущей рекламы. Имеющийся в каждом доме телевизор является каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей, начиная от безалкогольных напитков и заканчивая приверженостью тому или иному лидеру.

Большинство людей сегодня подвержены той или иной зависимости. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными дозами алкоголя, он всё равно отыскивает для себя лазейку в круговерти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние».

Аддиктивное поведение сегодня является проблемой большинства населения. Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека принимать решения и делать выбор. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться. Зависимости – это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в плену.

Зависимость замещает жизнь на ложное и временное ощущение удовлетворения, эйфории или представление о счастье, истинном смысле жизни, ввергая впоследствии человека в разочарование, депрессию. Поэтому необходима планомерная систематическая профилактическая работа с детьми, подростками, молодёжью, и разъяснительная и методическая работа с родителями, преподавателями и руководителями подростковых и молодёжных групп.

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Личность невозможно придумать, человек может быть счастлив, только будучи собой.

Поэтому необходимо помочь человеку вернуться к себе, помочь подросткам и молодым людям самореализоваться, самоактуализоваться и жить реальной полнокровной жизнью без аддикций. Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. [5]

Человек с развитым самосознанием, осознавая свое недозволенное поведение системой моральных убеждений, влечение, может себя остановить на этапе мысли о возможности совершения действий, противоречащих его нравственному сознанию. [6]

В профилактической работе выделяются такие направления как: 1.Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально- педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга, способам оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков.

Пропаганда здорового образа жизни.

Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления алкоголя и наркотических средств.

Изменение отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение.

Самыми важными индивидуально-личностными факторами считаются контроль и уровень самоуважения.

Проблема аддиктивного поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.

Список используемой литературы:

Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно–методический комплекс / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.

Гилинский, Я. Девиантность подростков : Теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. – Санкт-Петербург : Медицинская пресса, 2001. – 200 с.

Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.

Качалов, В. Об аддикциях и аддиктивном поведении [Электронный ресурс] / В. Качалов. – Режим доступа : https://www.ronl.ru/stati/psihologiya-pedagogika/194685/

Сборник тезисов международной конференции : подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – Москва, 2001. – 255 с.

Просмотров работы: 32