ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Миничева В.С. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы статьи обусловлена увеличением частоты проявления в современном мире такого вида девиантного поведения детей, как агрессия. Агрессия, вне зависимости от ее форм, очень часто является главным источником возникновения трудностей в отношениях между людьми. Одной из наиболее острых проблем является повышенная агрессивность детей. Особое внимание привлекает вопрос агрессивности детей младшего школьного возраста, так как именно они оказываются наиболее восприимчивыми к деструктивным воздействиям внешней среды. Поэтому в данной статье мы попытаемся обозначить формы и методы профилактики агрессивного поведения младших школьников.

На основе анализа научной литературы мы определили, что агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

В задачи педагогов и родителей входит научить ребенка контролировать свою агрессию и направлять её в правильное русло. Роль профилактики агрессивного поведения младших школьников состоит в том, что она снижает уровень агрессивности детей и обучает их социально приемлемому поведению.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня агрессивного поведения у младших школьников. Исследование на базе МОУ гимназии № 8 им. Л.М. Марасиновой. В исследовании приняли участие 18 обучающихся 3 класса.

Для выявления уровня агрессивности младших школьников были использованы методики:

1. Проективная методика «Несуществующее животное».

2. Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).

По результатам всех методик можно сделать вывод о том, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как средний.

Так, по методике «Несуществующее животное» 3 ребенка (16,7%) имеют уровень агрессивности выше среднего; 6 детей (33,3%) имеют средний уровень агрессивности; 6 детей (33,3%) имеют уровень агрессивности ниже среднего; 3 ребенка (16,7%) имеют низкий уровень агрессивности. Проективная методика выявила внутренние конфликты детей, тревожность, неумение справляться с травмирующими ситуациями.

По методике «Ребенок глазами взрослого» очень высокого уровня не было обнаружено, низкий уровень составил 27,8 %, средний уровень – 38,9 %, высокий уровень – 33,3 %. Опросник показал внешние проявления агрессивных форм поведения, таких как физическая агрессия, вербальная агрессия, капризность, агрессия, возникающая внезапно, с которой дети не могут справиться, самоагрессия. Поэтому необходима разработка программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения.

Нами была предложена программа занятий в рамках внеурочной деятельности, цель которой состоит в оказании практической помощи младшим школьникам; развитии навыков бесконфликтного общения; устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками. Специалисты, работающие с агрессивными детьми уже давно заметили, что ребенку намного легче выражать свои переживания, мечты потребности в игровом процессе. Игра может дать ключ для того, чтобы войти в действительность новыми путями, также она может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и развить восприятие окружающего. Программа внеурочной деятельности включает в себя четыре основных этапа:

1. Диагностический этап. Цель: выявление конфликтного поведения подростков, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный этап. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности детей в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

3. Коррекционный этап. Цель: изменение конфликтного поведения подростков путем обучения навыкам адаптивного поведения, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами поведения.

4. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Реализация данного курса будет эффективным средством профилактики агрессивного поведения младших школьников.

В заключение хочется отметить, что агрессивное поведение – одна из частых проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Поэтому научный интерес к этой проблеме продолжает расти.

Просмотров работы: 137