На период до 2020 г. одной из важнейших задач по развитию физической культуры и спорта в нашей стране является модернизация студенческого спорта [2].
Цель исследования – теоретическое обоснование модели управления спортивным клубом по виду спорта гандбол.
Методы исследования: анализ литературных источников, опрос специалистов, выборочный мониторинг параметров деятельности спортивных клубов в г. Екатеринбурге.
Результаты исследования и их обсуждение:
Управленческая модель любой спортивной подготовки создается при помощи управляющей, управляемой и обеспечивающей подсистем [1]. Осуществлением подготовкой спортсменов занимается управляющая подсистема. В ее состав входят спортивные клубы. А непосредственно подготовка – управляемая подсистема. В обеспечивающую подсистему входят материально-техническое снабжение, медицинское обеспечение, эксплуатация спортивных объектов и т.п.
Модель управления спортивной подготовкой обладает следующими требованиями (условиями): организационные, методические, практические и информационные [1].
Организационные условия:
Нормативно-правовые требования: программы подготовки для групп спортивного совершенствования и групп высшего спортивного мастерства; календари и правила соревнований; единую Всероссийскую спортивную классификацию; положения о государственных органах управления физкультурой и спортом в высшем учебном заведении, уставы спортивного клуба; государственные нормативы по налогам, акцизам, пошлинам [3].
Кадровые требования: для работы с группами совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства необходимо наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее трех лет [3].
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре спортивного клуба: наличие игрового зала; наличие тренажерного зала; наличие раздевалок, душевых; наличие медицинского пункта объекта спорта; обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем; обеспечение спортивной экипировкой; осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку [3].
К методическим требованиям относят рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований.
Практические условия – требования к конечным результатам. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышение функциональных возможностей организма; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья.
На этапе высшего спортивного мастерства: достижение результатов уровня спортивных сборных команд России; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях [3].
Чтобы управление спортивной подготовкой было эффективным, необходимы конкретные критерии ее успешности. Нами были разработаны критерии и показатели для оценки эффективность модели управления спортивной подготовкой на основе критериев успешности развития физической культуры и спорта по В. А. Фетисову [4].
Таблица 1
Критерии: |
Показатели: |
Спортивные соревнования |
Уровень результатов на соревнованиях |
Состояние здоровья спортсменов |
Заболеваемость, динамика заболеваемости |
Спортивная подготовленность |
Количество выполнивших нормативы |
Успеваемость студентов |
Средняя оценка по всем показателям |
Духовное, эстетическое состояние населения |
Общий уровень культуры |
Здоровый образ жизни и качество жизни населения |
Какое место спорт занимает в жизни человека и т.п |
Подготовленность молодежи к службе в рядах вооруженных сил |
Число допризывников, годных и не годных по состоянию здоровья |
Отсутствие спортсменов на тренировках из-за болезней, травм и т.д. |
Количество дней, пропущенных по нетрудоспособности |
Сохранение мотивации к спорту |
Уровень настроения |
Вывод
Использование комплексной и интегративной модели управления спортивной подготовкой позволит создать эффективную систему отбора перспективных спортсменов, подготовить спортсменов высокого класса и как следствие повышение конкурентоспособности Российского спорта на международной арене
Список литературы
Обожина Д. А. Управление физкультурно-спортивной организацией. Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2017. 76 с.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон:[принят Гос. Думой 16 ноября 2007 года: одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. – [4-е изд.]. – М. : Ось – 89. – 46 с
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта гандбол. - Введ. 24. 10. 2017. М. : Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2017. – 25 с.
Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах. М.: Советский спорт, 2005. 80 с.