Изучение гиперактивности младших школьников в учебной деятельности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение гиперактивности младших школьников в учебной деятельности

Сорокина О.А. 1
1ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учителям начальной школы часто приходится сталкиваться с детьми, у которых проявляется чрезмерная двигательная активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении заданий. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение.

Термин гиперактивность происходит от латинского «activus» - деятельный, действенный и от греческого «hyper» - над, сверху, что указывает на превышение нормы. Термин «гиперактивность» используется для количественной и качественной характеристики особенностей двигательного поведения или подвижности, неспецифического симптома при различных медицинских и поведенческих расстройствах и часто встречаемого синдрома детской психопатологии.

Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы и в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию. Своим поведением гиперактивные дети привлекают к себе много внимания, затрудняя проведение учебных занятий.

Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (Радаев А.М., Трошин В.М., Шевченко Ю.С., Л.А. Ясюкова и другие), имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивности (далее — СДВГ). Распространенность СДВГ у детей колеблется от 2% до 20%, что обусловлено различиями в используемых методах диагностики. Мальчики страдают СДВГ чаще, чем девочки. Чётких диагностических критериев для определения СДВГ не существует, поэтому если в прежние годы была особенно актуальной проблема недостаточной диагностики данного синдрома, то в настоящее время активно обсуждается вопрос гипердиагностики СДВГ. Исследователи Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Л.С. Чутко и другие отмечают, что те или иные признаки СДВГ можно наблюдать у любого ребенка, причем они нередко являются результатом плохого воспитания и социальной неустроенности. Неусидчивость и чрезмерная подвижность могут быть проявлением темперамента, индивидуальных особенностей развития ребенка. Они также могут быть при других состояниях, не связанных с гиперактивным расстройством. За плохим поведением ребенка и его неуспеваемостью могут скрываться самые разнообразные проблемы: от серьезных психических расстройств до последствий перенесенной им черепно-мозговой травмы, эндокринных, соматических заболеваний. По отдельности эти проявления не рассматривают как патологию, но, если они наблюдаются в комплексе, в ярко выраженной форме, на протяжении длительного времени и в разных сферах жизни (в школе, дома и вне его), предполагается, что у ребенка СДВГ.

Гиперактивность представляет собой наиболее часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Недостаточность активного внимания, сочетающаяся, как правило, с психомоторной расторможенностью и импульсивностью, характеризует таких детей. Без своевременного обнаружения и коррекции данного нарушения появляются вторичные невротические и поведенческие реакции, которые затрудняют школьную и социальную адаптацию, нарушают процесс формирования характера и личности ребенка. Согласно данным различных исследований, распространенность гиперактивности среди школьников год от года увеличивается, а существующая система обучения не приспособлена к работе с такими детьми.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Ребёнок рассеян, оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение.

Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и со школьными педагогами ребенка, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения, которое должен назначать лечащий врач ребенка. Работа по нормализации гиперактивного поведения младшего школьника должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Развитие активного целенаправленного внимания ребенка.

2. Помощь ребенку в контролировании своего поведения и эмоций.

3. Защита ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Соблюдение ребенком определенных правил и норм поведения и т.д.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.

Список используемой литературы:

Выготский, Л.С. Проблема возраста: вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург, 2001. – 463 с.

Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте /Н.Н. Заваденко. – Москва : Академия, 2005. – 256с.

Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – Москва: Академа, 2000. – 341 с.

Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. – Москва: Генезис, 2000. – 192 с.

Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – Москва : Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с

Просмотров работы: 14